Развитие новых направлений в западноевропейском искусстве Х1Х в

Искусство Х1Х в. определяли три главных стиля: неоклассицизм (ампир), романтизм и реализм. Во второй половине Х1Х в. возникли такие направления, как импрессионизм, неоимпрессионизм и постимпрессионизм. По смелости творческих исканий в изобразительном искусстве ведущее место занимала Франция.

В начале Х1Х в. во Франции возник стиль ампир (от фран. эмпайр – империя), который символизировал величие и могущество империи, созданной Наполеоном. Для ампира характерно строительство грандиозных монументальных зданий общественного значения в соответствии с античными образцами. Здания украшались массивными фронтонами и колоннами дорического ордера, военными эмблемами (орлы, лавровые венки, доспехи, ликторские фасции). В этот период возводятся мемориальные сооружения, прославляющие победы наполеоновской армии - Триумфальная колонна на Вандомской площади в Париже (1806-1810), Триумфальная арка Великой армии – один из символов Парижа. Арка является памятником воинской доблести французов. Главным мероприятием Наполеона была парадная реконструкция Парижа

Лидер французского классицизма (ампира) в живописи – Жак Луи Давид (1748-1825) возрождал идеи античности. Его творчество отражает героическую эпоху. В картине «Клятва Горациев» три брата, отправляясь на защиту родного города, принимают от отца мечи и дают клятву. Эта картина звучит как призыв к оружию. Давид – мастер исторических картин («Коронация Наполеона») и портрета («Смерть Марата»), в котором политическое убийство показано как античная трагедия.

Возникновение романтизма было связано с разочарованием в идеях Просвещения ХУ111 в., возлагавшего надежды на создание справедливого общества на разумных началах и с реакцией на буржуазную действительность, которая была серой и унылой, лишенной какой-либо поэзии. Общественный пессимизм объяснялся тем, что итогом Великой французской революции было восстановление монархии, войны и установление буржуазных порядков. Неудовлетворенность реальным миром толкала художников-романтиков к уходу от него в далекое прошлое, в мир мифологии. Главная идея романтизма – это протест против реальной действительности, уход в мир страстей, сказочных героев, печальных элегий.

По представлениям романтиков, человек с помощью воображения переносится в другие культурные миры и может творить их сам. Поэтому романтизм выдвигал идею самобытной индивидуальности. Отсюда высокое духовное напряжение, творческий взлет, интуитивное прозрение – главные черты художника-романтика. Художники-романтики отказались от классического академизма, заменив его хаотическим расположением фигур. В портрете важнейшей задачей становится выявление ярких неординарных характеров, напряжения духовной жизни. Стремление передать силу духа, борющегося с косностью реального мира, наполняет романтические образы энергией и динамизмом. Романтикам было свойственно идеализировать прошлое, особенно Средневековье. Благодаря 25 романам В.Скотта Европа была покорена нравами рыцарских времен.

Основоположниками французской романтической живописи являются Эжен Делакруа (1798-1863), в картине которого «Свобода, ведущая народ» отражен дух свободолюбия и борьбы и Теодор Жерико (1791-1824), чья картина «Плот «Медузы» наполнена глубоким драматизмом и стремлением к жизни. На этой картине изображены люди, потерпевшие кораблекрушение и затерянные среди океана. Эта картина – манифест романтизма в живописи.

Романтизм в архитектуре выразился в неоготическом стиле, образцом которого явилось здание лондонского Парламента сер.Х1Х в.

Своего расцвета романтизм достиг в 20-30-е гг.Х1Х в., он нашел свое выражение в живописи, театре, архитектуре, музыке, которые отражали разочарование и неприятие действительности, меланхолию и чувство одиночества.

После французской революции 1848 г. проявился кризис романтизма, уходящего от участия в общественной жизни и замыкающегося в узком круге. Новое видение мира было названо критическим реализмом. Ведущими принципами реализма становятся объективное изображение всех сторон жизни, воспроизведение типичных характеров и ситуаций, интерес к проблеме личности и общества. Противопоставление богача и бедняка как величайшее социальное зло стало предметом изображения реалистов. Основоположниками реалистической живописи Франции стали художники Жан Энгр (1780-1867), мастер правдивых, острохарактерных портретов и Оноре Домье (1808-1879), одним из первых сделавшим своим героем человека из народа («Прачка», «Бурлак», «Вагон третьего класса»).

Испанский художник Франсиско Гойя (1746-1828) писал реалистические картины, полные злой иронии («Семейство короля Карла 1У») и прославляющие моральную силу испанского народа («Обнаженная маха», «Портрет герцогини Альба», «Расстрел повстанцев»). В романтическом стиле им была создана серия гравюр «Капричос» (т.е.игра фантазии), где перед зрителем представлен страшный мир уродов и чудовищ. Эти сатиры направлены против церкви, дворянства, властителей. Его творчество относят и к реализму, и к романтизму.

Поражение европейских революций, разочарование в духовных ценностях буржуазного общества, осознание неспособности буржуазии защитить гуманистические идеалы вызвали социальный, политический и духовный кризис. В искусстве снова наблюдается уход от насущных социальных проблем и аполитичность, тяга к пассивному созерцанию.

Постепенно пейзаж начинает доминировать над остальными жанрами, противопоставляя обывательскому миру мир поэзии окружающей природы.

В итоге в недрах французского реализма сформировался новый художественный стиль – импрессионизм (от фран.импрессион-впечатление). Свое название этот стиль получил от картины художника Клода Моне (1840-1926) «Впечатление. Восход солнца», вызвавшей бурный интерес на выставке 1874 г. Под этим случайным названием объединилась группа независимых художников, оппозиционно настроенных к официальному академическому искусству, но отличавшихся яркой творческой индивидуальностью. История импрессионизма охватывает всего 12 лет: от первой выставки в 1874 г. до последней в 1886 г. Его истоки лежат в борьбе романтиков с академистами. Еще в 1863 г. художники, не принятые официальным жюри на выставку, устроили свой «Салон отверженных», что и положило начало импрессионизму.

С появлением импрессионизма началась новая эпоха в живописи. Импрессионисты совершили перелом в искусстве, разрушив старую систему живописных жанров. Они были убеждены, что темой картины может быть непосредственное впечатление от увиденного. Они считали, что живопись должна воссоздавать момент, в который человек смотрит на мир как будто впервые, взглядом ребенка. Импрессионизм – это субъективное отражение окружающей действительности. Работая на открытом воздухе, живописцы умело передавали богатство красок природы. Импрессионисты стремились выразить не только то, что они видят, но и как видят. Они стремились фиксировать отдельный миг состояния природы. Но провозглашая ценность мимолетного, случайного впечатления, импрессионисты оказались в плену натуралистического мышления, заменив живопись поверхностным взглядом на предмет.

В импрессионизме открылась способность человека видеть мир непосредственно, интуитивно. Этот мир привлекательный и одухотворенный. В импрессионизме все заурядное превращается в притягательное, праздничное, поражающее богатством света и красок. В противоположность канонам классицизма – обязательное размещение главных действующих в центре картины и т.д., импрессионисты перестали подразделять предметы на главные и второстепенные. Для импрессионистов характерен интерес ко всем явлениям обычной жизни. Наиболее известными мастерами этого стиля стали Клод Моне и Камиль Писарро (1830-1903 ) писавшие пейзажи, Эдуард Мане (1832-1883) изображавший виды Парижа и жизнь его обитателей, Огюст Ренуар (1841-1919 ) создававший пейзажи, портреты и бытовые сцены, Эдгар Дега (1834-1917), отражавший жизнь балета, цирка и борделей.

По характеру творчества импрессионисты были бунтовщиками, и общество видело в них угрозу своему спокойствию. Публика, привыкшая к помпезной салонной живописи, не признавала художников, отказавшихся от привычных канонов. Импрессионистов упрекали в неумении рисовать и в неоконченности работ. Потребовалось полтора десятилетия, чтобы импрессионизм получил общественное признание.

Соратником импрессионистов был великий французский скульптор Огюст Роден (1840-1917), страстное искусство которого прославляет красоту и благородство человека, оно пронизано эмоциональным порывом (парная скульптура «Поцелуй», «Мыслитель», «Граждане Кале»). В его творениях скульптура приобретает незаконченный характер, что роднит его творчество с импрессионизмом.

Импрессионизм отразил противостояние духовного мира человека прагматизму, что потребовало раскрытия эмоций, душевных чувств. В сер. 1880-х гг. образуются два течения- неоимпрессионизм и постимпрессионизм

Неоимпрессионизм был представлен художниками Жоржем Сера и Полем Синьяком, которые называли себя учеными импрессионистами, поскольку в своем творчестве они опирались на достижения науки о цвете; они накладывали на холст краски разного цвета отдельными мазками в виде маленьких точек или квадратов. При рассмотрении этих фигур с расстояния происходило оптическое смещение этих красок, что придавало большую яркость картинам. В художественном плане это течение не вызвало большого интереса.

Наиболее известными представителями постимпрессионизма были Поль Сезанн (1839-1906) писавший пейзажи, Винсент Ван Гог ( 1853-1890) чье творчество носило тревожный, драматический характер (он был тяжело болен, не пользовался никакой известностью), Поль Гоген (1848-1903 ) создававший намеренно упрощенные картины, идеализирующие жизнь туземцев-таитян на природе, Анри Тулуз-Лотрек (1864-1901) изображавший завсегдатаев кабаре и публичных домов. Они отражали в искусстве мир собственной души. Если импрессионизм стремился уловить случайное и мимолетное, то постимпрессионизм искал постоянство бытия и мира. В первом преобладали чувства и впечатление, во втором – рассудок. Они не пытались показать социальные противоречия и бежали от действительности, либо в Полинезию, как Гоген, бросивший семью, либо в мир собственной души, как Гоген, написавший множество автопортретов, а затем попавший в приют для душевнобольных, где в 37 лет покончил с собой, как непризнанный гений. Постимпрессионизм был важным, но переходным периодом. Из-за своей неопределенности он рассматривается как кризисное явление в европейском искусстве.

История искусства Х1Х в. представляет собой деятельность разнообразных направлений и школ, каждое из которых по-своему противостояла бездуховности, утилитарности и массовости буржуазной культуры. Для всех стилей и направлений центром внимания оставался человек. Поэтому через всю европейскую художественную культуру проходит общее стремление к социальной справедливости, к достойному существованию человека в обществе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: