Романское искусство

В 10 в. в искусстве впервые возник единый общеевропейский стиль – романский. Сам термин появился в 19 в. и означал «римский». Главными типами архитектурных сооружений в романскую эпоху были замки, монастырские ансамбли и храмы. Их отличительные особенности – массивные каменные своды, толстые и мощные стены с немногочисленными и узкими окнами, углубленные порталы и башни – важнейший элемент архитектурной композиции.

Возникновение замков было порождением феодальной эпохи, времени разобщенности и раздробленности. Романскую замковую архитектуру пронизывал дух воинственности и постоянной потребности самозащиты – основное создание романского стиля – это замок-крепость. Замки имели могучие каменные стены с зубцами и круговыми ходами наверху, были укреплены трехэтажными башнями и окружены глубоким рвом; огромные ворота были соединены с подъемным мостом. Замковый ансамбль включал в себя также высокую прямоугольную или круглую башню – донжон, под которой располагались подземелья, многочисленные кладовые и помещения для слуг и охраны. Обычно крепости выгодно использовали рельеф местности, подчиняя ему планировку замка.

Ведущим типом романского зодчества был храм, который в тот период был средоточием всей культурной жизни. Наибольшее распространение в 10-12 вв. получили 3-5-нефные постройки с трансептом и крестовым или цилиндрическим сводом. Внешний вид романского храма прост и суров. Композиционным центром его служила башня, увенчанная шпилем.

Архитектурные памятники романского стиля разбросаны по всей Западной Европе, но наиболее последовательно процесс формирования храмовой романской архитектуры и сложения законченного стиля осуществлялся во Франции, т.к. там проходили основные пути паломничества к святым местам, в Палестину. Яркими примерами тому могут служить церковь Сен-Мартен в Туре, церковь Нотр-Дам в Клермоне, шедевр романской архитектуры – церковь Нотр-Дам ла Гранд в Пуатье.

Во французской романике сложилось несколько местных школ, отличных по своему композиционному решению: бургундская школа, школа Пуату, нормандская школа.

Один из самых величественных романских храмов находился в Бургундии. В 11 в. там был построен комплекс Клюнийского аббатства с самой большой в Европе тех времен церковью (длина – 127 м, ширина – 40 м). Монастырская церковь представляла собой пятинефную базилику с двумя трансептами, с высоким центральным нефом, с 8 башнями и мощными контрфорсами.

Романская архитектура была обычно гармонично вписана в природный ландшафт. Таковы знаменитые прирейнские соборы, – совершенные образцы в Германии: соборы в Вормсе, Майнце и т.д.

Замечательные памятники сохранились в Италии, где особенно выделялись Милан, Венеция и Флоренция. Наиболее значительное создание средневековой романской архитектуры Италии – венецианский собор Св. Марка (1063-1085 гг.). Он был создан по образцу византийских церквей, имеет четкий крестово-купольный план и обильно украшен мрамором и мозаиками.

Во Флоренции был создан собственный стиль архитектуры, продолживший позднеантичные традиции. Так, необыкновенно параден многоцветный мраморный фасад флорентийской церкви Сан-Миньято аль Монте (11 в.).

Из белого мрамора выстроен знаменитый архитектурный ансамбль в Пизе – шедевр средневековой итальянской архитектуры, включающий в себя собор, баптистерий и колокольню. Знаменитую Пизанскую колокольню называют «Падающей башней». Она вследствие неравномерной осадки грунта, наклонилась еще в период строительства. Чтобы воспрепятствовать падению башни, ее последний ярус, построенный в 1301 г. был несколько смещен в сторону, противоположную наклону башни.

Архитектура романской эпохи в Испании несет на себе отпечаток восточных влияний, что нашло свое выражение в применении ребристого свода и подковообразных арок. Знаменитыми образцами испанской романики являются Дворец Алькасар в Сеговии (9 в.) и церковь Сант Яго де Компостелла (11 в.).

Специфической особенностью романского стиля в Англии было соединение в здании типов монастырского и приходского храмов. Излюбленным элементом английской архитектуры были башни. При короле Вильгельме Завоевателе (11 в.) был воздвигнут Лондонский Тауэр со знаменитой Белой башней.

Романский стиль нашел свое проявление не только в архитектуре, но и в скульптуре и живописи. Центральное место, как и в предыдущие периоды, занимали темы могущества Бога – Страшный Суд, Христос во славе и т.д. Романская пластика подчиняется архитектуре и используется внутри собора и вне его. Преобладающим видом скульптуры был рельеф. Как правило, романская скульптура не пропорциональна: фигуры вытянуты, головы увеличены, тела – схематичны. Человеческие фигуры необычайно подвижны, динамичны, скульптурные изображения лишены каких-либо канонов, имеют простые выразительные лица. Наряду с евангельскими образами и сценами в романской скульптуре соседствовали и сюжеты из древней и средневековой истории, иногда были насыщены плодами народной фантазии.

От романской эпохи сохранились прекрасные образцы прикладного искусства. Самый знаменитый из них – это 70-метровый ковер из Байе, который связывают с именем английской королевы Матильды. Вышитые на нем сцены повествуют о завоевании Англии норманнами в 1066 г.

Живопись романского стиля была исключительно церковной по содержанию и плоскостной, отрицающей трехмерность пространства и фигур. Она также была подчинена архитектуре. Наиболее распространенным видом живописной техники была фреска, начинает также распространяться витраж.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: