Готическое искусство

Готика – следующая ступень в развитии средневекового искусства, второй общеевропейский стиль. Термин «готическое искусство» ввели в употребление итальянские гуманисты для обозначения всего, не относящегося к классическим, античным образцам, т.е. по их мнению, уродливого, связанного со сплошным варварством.

Готический стиль, господствовавший в Западной Европе в 13-14 вв. стал высшим художественным синтезом Средневековья.

Ведущим видом искусства в готике оставалась архитектура, а наивысшим ее достижением было строительство городских кафедральных соборов, вызывающих ощущение легкости и одухотворенности. В отличие от романского готический собор – городское сооружение – устремленный ввысь он господствовал над всей городской застройкой. Тесная связь готики с городом обусловила то, что в типах построек наряду с соборами ведущее место заняли здания бирж, складов, таможен, больниц и т.д. В готическом стиле строились здания, где размещались городские советы – органы местного самоуправления – ратуши, ставшие символом независимости городов.

Переход от романского стиля к готическому в западноевропейской архитектуре был отмечен целым рядом технологических новшеств и новых стилистических элементов. Считалось, что в основе перемен лежало введение стрельчатой арки, появление которой связывалось с арабским влиянием.

В готической, как и в романской архитектуре, применялся базиликальный тип храма. Но в основе готического храма лежала новая конструкция свода с устойчивой каркасной системой. Эта система основана на крестовом нервюрном своде (нервюры - образующие свод арки, выступающие в виде ребер), внутренних устоях (колоннах или столбах) и внешних опорах – контрфорсах. Центральный неф готического храма обычно был выше боковых, и часть нагрузки принимали на себя аркбутаны – специальные подпружные арки, соединявшие основание свода центрального нефа с контрфорсами бокового.

Характерной особенностью готического стиля было применение стрельчатой арки, которая своей формой подчеркивала устремленность всего здания ввысь.

Важная деталь готического собора – огромные окна, которые заняли практически все промежутки между опорами. Окна украшались цветными витражами (из кусков стекла, оправленных в свинец).

Снаружи у готического собора обычно две башни на фасаде, а между ними – круглое большое окно, так называемая «готическая роза». Готический собор обычно обильно украшен скульптурой – объемные каменные фигуры украшали порталы, а также интерьер храма. В последнем центром становиться скульптурное распятие.

Родиной готической архитектуры была Франция. Первые шаги французская готика делала на землях Иль-де-Франс, в центральной части Франции, где еще в 12 веке была построена церковь аббатства Сен-Дени. При ее строительстве были впервые применены каркасная конструкция и витражные окна.

Одним из шедевров французской готики является собор Парижской Богоматери (11-14 вв.). Он выделяется строгим величием своего облика – это грандиозная трехнефная базилика, одновременно вмещавшая около 9 000 человек. В центре фасада красуется огромная ажурная «готическая роза». Собор значительно пострадал от времени, исчезли многие его скульптуры и рельефы, статуи «галереи королей» на западном фасаде, Вместо исчезнувших скульптур в 19 в. были установлены копии. (Собор в Шартре – около 2 000 статуй).

Образцом «зрелой готики» стал знаменитый французский собор в Реймсе – месте традиционной коронации королей Франции. Замечательны статуи, украшающие западный фасад собора, а его скульптурные композиции считаются непревзойденным шедевром готической пластики.

Почти одновременно с Реймским было начато строительство собора в Амьене (1220 г.). Амьенский собор – самое большое и высокое готическое сооружение во Франции: длина его – 145 м, высота свода центрального нефа – 42,4 м. Этот собор называют «готическим Парфеноном», т.к. он подобно своему античному предшественнику воплотил архитектурные принципы и художественные идеалы своего времени. Его окна огромны, тончайше вырезан переплет «готической розы», сплошь покрыт кружевом резьбы фасад.

Вершиной развития так называемой «лучистой готики» (13 в.) стала капелла короля Людовика 9 Сен-Шапель в Париже. Она строилась как королевская церковь; в ней находился вывезенный из Константинополя «терновый венец Христа».

Готическое зодчество Германии почти на целое столетие отстало в своем развитии от французского. Оно долго сохраняло суровость романского стиля и даже в период своего расцвета оставалось менее нарядным, чем готическая архитектура Франции. Готическую архитектуру Германии часто называют «кирпичной готикой», т.к. здания там часто строились из кирпича.

Самый знаменитый готический собор Германии - Кельнский (1248 г. – 16 в.). Великолепная скульптура собора с внешних стен перешла во внутреннее пространство храма. Она ритмически связана с архитектурой, необычайно эмоциональна и драматична.

Готическая архитектура Англии начала развиваться в 12 в. и приобрела ярко выраженное национальное своеобразие. Английские соборы сосредоточены в основном на землях монастырей, а не в городах. Самые известные из них это – Кентерберийский собор – резиденция главы англиканской церкви; соборы в Линкольне, Уэллсе, Солсбери (13 в.). Соборы как правило имеют значительную протяженность: они строились на открытом месте и имели возможность устремляться не только ввысь, но и в стороны. Для английской готики характерны растянутые фасады, прямоугольные апсиды, огромные (до 135 м в высоту) башни над средокрестием, но сравнительно небольшая высота центрального нефа. Ведущую роль в английской готике играли декоративные элементы, например, использование цветовых контрастов между различными породами камней.

Место коронации, а также погребения английских королей – главный собор Вестминстерского аббатства в Лондоне – более остальных готических соборов Англии близок к французским образцам.

Итальянская готика занимает особое место в западноевропейской художественной культуре 13-14 вв. Итальянская культура всегда была скорее светской, чем религиозной, и в большей степени городской, что не могло не сказаться и в архитектуре. В Италии получили распространение лишь отдельные элементы готики: стрельчатые арки, «окна-розы», в то время как архитектурная основа оставалась чисто романской.

Немногочисленные итальянские готические соборы поражают своими особенностями: таковы соборы Флоренции – Санта Кроче, Санта Мария Новелла, Санта Мария дель Фьоре. Последний, например, покрыт круглым куполом, а отдельно стоит колокольня.

Самым известным итальянским готическим собором является огромный Миланский собор, более чем другие соответствующей классическому представлению о готическом стиле, вмещающий до 40 000 человек (кон. 14 - начало 15 вв.). Он имеет чрезмерно пышный скульптурный наряд.

Итальянская готика особенно широко представлена в сооружениях гражданской архитектуры. Достопримечательностями городов Италии являются великолепные палаццо, открытые галереи – лоджии, живописные фонтаны. Украшением Венеции является блестящий, построенный из мрамора Дворец Дожей (14-15 вв.) с воздушными аркадами и стрельчатыми окнами, очень близкий по стилю к памятникам арабо-мусульманской архитектуры.

В 14 в. готическое искусство завоевало всю Европу. Стал он преобладать и в искусстве книжной иллюстрации – миниатюре. Среди школ миниатюристики особенно славилась парижская, создавшая знаменитую «Псалтирь Людовика Святого» со сценами Ветхого Завета.

В 14-15 вв. готический стиль несколько видоизменился: это было время поздней (или пламенеющей) готики. Позднеготические соборы имели сложный и замысловатый декор и обычно были перегружены узорами и резьбой.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: