Общая характеристика философии

Данное течение мировой философии возникло во Франции в XVIII веке – на волне глубоких процессов освобождения разума населения страны от власти религии и церкви. Естественно, при влиянии бурного развития многих естественных наук, а также культурного и научно-технического прогресса. Философия французского просвещения отличается центральной темой - критикой церкви и религии, а также верой в разум и критикой сенсуализма в познании, механицизма и детерминизма в антропологии, верой в прогресс человечества, новыми этическими нормами. Своему названию философия французского просвещения 18 века обязана ломке устоявшихся в обществе представлений о Боге, мире и человеке, новаторству философских исследований, открыто пропагандировавших идеи зарождающейся буржуазии. Она идеологически подготовила Французскую революцию. Идейно продолжая эпоху Возрождения, движение Реформации и философию Нового времени, новое французское Просвещение стало развиваться в рамках освобождения людей, науки, философии, культуры от церковной власти. Этому способствовали и невыносимые условия жизни многих простых людей, ханжество католической церкви, которая считалось представителями новой философии главным источником всех социальных неурядиц в обществе и поддержкой несправедливого социального устройства общества, «сжигающим инакомыслящих как солому». Представители философии французского просвещения.

Основные представители философии французского просвещения: Мелье, Монтескье, Вольтер, Ламетри, Руссо, Дидро, Кондильяк, Гельвеций, Гольбах. Вольтер (Аруэ). Философия французского просвещения вольтер развивал, пытаясь развенчать церковь и монархию, Вольтер порывает с христианской религией и переходит к деизму, с точки зрения которой, Бог творит Вселенную, сообщает ей движение, но затем не вмешивается далее в ее функционирование, позволяя Миру развиваться по собственным законам естества. Вольтер не отказывался от веры в Бога, считая его последним утешением обездоленных. Он заявляет, что если бы не было Бога, то его следовало бы придумать. Развивалась философия французского просвещения Вольтер стал на позиции эмпиризма и рационализма, гуманности к простому люду, уважения его прав. Но он считал, что абсолютная монархия – идеал государства, давал рекомендации обустройства такого государства (в том числе и Екатерине Второй). Монтескье. Единомышленник Вольтера, ученый, философ, писатель. В философии французского просвещения 18 века он стоял на позициях деизма и считал Бога средством поддержания порядка и нравственности, отвергал идею бессмертия, власти Церкви, считая, что «история делается самими людьми». Сторонник «естественного состояния» и «общественного договора», идеи «разделения властей». Руссо. Такие же позиции разделял и Ж.Ж.Руссо, который полагал, что религия – это орудие правящей власти, которая поддерживает существующий социальный порядок, частную собственность. Руссо критикует христианскую церковь за религиозный фанатизм, неравенство в обществе, суеверия, чрезмерную обрядность. Он выдвинул идею «гражданской религии»: любой гражданин с необходимостью должен иметь полезную для общества религию, заставляющую его выполнять гражданские обязанности, быть полезным для общества гражданином. Основные догматы «гражданской религии» – справедливое божество, бессмертие души, загробная жизнь, вера в счастье добрых людей и наказание нечестных. Руссо считал, что культура (цивилизация) развращает людей, делает их нравственно убогими, а подлинная нравственность обнаруживается лишь в «естественном» состоянии, когда цивилизация не подавляет человека, не порабощает его, не превращает в раба культуры. Философия французского просвещения 18 века многим обязана Жан-Жаку Руссо. Ламетри. Кроме деистов, были во французской философии Просвещения и сторонники атеизма, в частности, Ж.Ламетри. Он доказывал, что религия играет основную роль в деспотизме и подлинная человеческая нравственность независима от религии. Представитель философии французского просвещения Ж.Ламетри полагал, что знания об окружающем мире основываются на чувствах человека, считая их самыми надежными «руководителями в познании», а основой познания выступает всегда опыт, чувственное восприятие мира, предмета, процесса. Без чувств – нет и идей, разум должен следовать чувствами, а душа – продукт присущих телу психических функций человека, функция тела. Ламетри сначала полагал, что наблюдается конфликт добродетели человека и «свинского счастья», считал, что каждый рождается злым, по природе вероломным, хитрым, опасным и коварным животным, а добродетель – это приобретенное в результате общественного воспитания качество.

Дидро. Он полагал, что большинство рождаются добрыми, но в зависимости от тех или иных воздействий законов общества, формируются в добрых или злых. Д.Дидро считал, что нравственность зависит явно от общественного обустройства: если законы общества хороши – хороши и нравы и наоборот, если эти законы дурны, то и дурны и нравы. Основные направления французской философии Просвещения

Можно выделить следующие направления философии французского просвещения: деистическое, атеистическо-материалистическое и утопическое (социалистическое, коммунистическое). Деизм отвергал идею личного Бога, отождествление Бога и Природы (пантеизм), возможность его (Бога) вмешательства в процессы Природы и Общества. Его развивали Вольтер, Руссо, Монтескье, Кондильяк. Материалистическое направление отвергало идею Бога в любом виде, объясняло все в мире с естественнонаучных позиций, позиций эмпиризма. Его развивали Мелье, Дидро, Ламетри, Гольбах, Гельвеций. Утопическое (социалистическое) направление сформировалось с середины XVIII в., особенно сильно во времена Французской революции и после нее. Его развивали Сен-Симон, Морелли, Бабеф, Мабли, Оуэн.

17 вопрос: Немецкую классическую философию принято считать вершиной в развитии европейской философской мысли Нового времени. В ней оказались наиболее полно представленными важнейшие типы философствования - материализм и идеализм; получили всестороннее развитие все области философского знания: учение о бытии, теория познания, диалектика, антропология, социальная философия и культурология, этика. Немецкая классика дала миру философии не только гигантов мысли (И.Кант, Г.Гегель, Л.Фейербах), но и активно повлияла на последующее развитие мировой философской мысли. Развитие философии на немецкой почве обрело ряд существенных признаков науки - четкое определение предмета своего исследования, строгость ме­тода, обращение к конкретным фактам, логичность и точность рассуждений, разветвленность понятийного аппарата. Классическая философия Германии возникла в конце XVIII века под непосредственным влиянием Великой французской революции, а ее расцвет пришелся на первую треть следующего столетия. Она зародилась тогда, когда феодализм на немецкой земле экономически был уже надломлен, а политически еще не был побежден. Германия того времени оставалась слабой страной, раздробленной почти на 300 небольших государств. Поэтому революции политической и со­циальной здесь предшествовала революция духовная: прежде всего и сфере литературы и философии. Германия на разломе двух веком была, по определению Ф.Энгельса, «страной поэтов и мыслителей» (Гете, Шиллер, Гердер и др.). Философские учения в Германии име­ли возможность опираться на передовые идеи французских просве­тителей и других прогрессивных мыслителей Нового времени. Характер общества того времени придал немецкой классике специфический характер, что проявилось в основном в следующих ее чертах. Во-первых, немецкая классическая философия явно тяготеет не к исследованию «земли» (природы), а к познанию «неба», т.е. сферы Духа в различных его проявлениях. Она явилась (за исключением творчества Л.Фейербаха ) расцветом философского идеализма, как объективного (Ф.Шеллинг, Г.Гегель ), так и субъективного ( И.Кант, И.Фихте). Немецкие философы искусно владели, по выражению их соотечественника, поэта XIXв. Г.Гейне,«воздушным царством мечты». Во-вторых, в ней систематически обоснована философская идея развития, которая была применена к исследованию духа, общества и процесса познания. Принцип историзма стал одним из ведущих в творчестве немецких мыслителей этого периода. В-третьих, сама философия в эту эпоху стала рассматриваться как строгая и доказательная система знания, имеющая свой метод и понятийный аппарат, т.е. как наука. Философское знание воспри­нималось в качестве «критической совести» духовной культуры эпо­хи, ее теоретического ядра. В-четвертых, в немецкой классике подчеркивалось (учения И.Канта, Л.Фейербаха) особое значение знаний о человеке в струк­туре философии. Антропология здесь выделяется в особую область философского знания, определяется ее предметное поле. Было отме­чено, что человек — это высший предмет философии, особого рода ценность и цель общества. В-пятых, немецкая классическая философия разрабатывала и подчеркивала принцип деятельности и свободы, характеризующий природу человека как существа активного и творящего. Человек - это созидатель мира культуры, продукт собственной деятельности. Ему присущи высокие духовные качества и способности.

Критическая философия Иммануил Кант – это знаменитый немецкий мыслитель, внесший огромный вклад в развитие классической философии. Его труды актуальны и по сей день. Особенно важной считается критическая философия Канта. Рассмотрим ее основные характеристики и идеи. Революционность трудов мыслителя заключается в том, что он предложил принципиально новый философский подход. Вместо того, чтобы размышлять о многочисленных проблемах бытия, Кант двинулся к самым истокам. Философ задался вопросом о границах познания человеческим разумом окружающей действительности. Именно поэтому идеи мыслителя называются критическими. Иммануил опровергнул тезис о том, что способность к познанию у человека безгранична. Критическая философия Канта подразделяется на три основных направления, которые можно выразить в трех простых вопросах. Первый из них – «что я могу знать?». Здесь мыслитель опровергает идею о простоте и безграничности познания. В доказательство он приводит так называемое искажение восприятия человеком окружающего мира. В трудах Канта все вещи существуют как бы в двух измерениях. В первом из них объект существует «сам в себе», он такой, каким и является в реальности. Во втором измерении вещь предстает в виде феномена. Она существует лишь как отражение в восприятии ее человеком. Кант считал, что объект в реальности и объект в глазах индивидуума – это совершенно разные вещи. Следовательно, познавательные способности человека очень ограничены, ведь суждение о мире истекает лишь из его отражения, а не из существующей действительности. Затем критическая философия Канта ставит перед собой следующий вопрос – «что я должен делать?». Здесь мыслитель рассматривает не абстрактные, но сугубо практические задачи. Кант считал, что в душе каждого индивидуума заложен определенный моральный кодекс, так называемый «голос совести». Мыслитель писал в своих трудах, что человек должен жить в полном соответствии с ним. Здесь критическая философия Канта плотно соприкасается с базовыми принципами христианского религиозного учения. Немецкий мыслитель писал о том, что человек не может использовать своих собратьев как средство к достижению цели. Это противоречит всем непререкаемым законам морали. Человек может быть только и исключительно целью. Кант считал, что индивидуум должен быть выше своих эгоистичных наклонностей, природных импульсов и инстинктов. Третий вопрос, который рассматривал в своих трудах немецкий философ, звучит так – «на что я могу надеяться?». Критическая философия И. Канта подразумевает под собой тот факт, что человек, живущий по моральным законам, приобретает подлинную свободу. Заключается она в том, что личность может самостоятельно принимать решения и определять свою жизнь, а не действовать «по указке» своих естественных потребностей, которые могут быть разрушительными. Кант считал, что усилия индивидуума по соблюдению всех гуманистических принципов не компенсируются при жизни, однако действовать необходимо в соответствии с ними потому, что моральный закон непререкаем. Философ писал, что человек может надеяться лишь на Бога. Таким образом, религия проистекает из морали, а не наоборот, как указывается в большинстве прочих трудов мыслителей и религиозных деятелей. Кант весьма своеобразно подходит к идее о Боге, рационализируя ее. Мыслитель считал, что религия полезна для человека, ведь она дарует надежду на вознаграждение за свои старания по соблюдению моральных принципов. То есть, философское учение Канта подразумевает под собой даже не глубокое понимание ценности веры в Бога, но осознание важности самой идеи о загробном мире, где будут компенсированы все усилия человека.

Вопрос

Ф илософия Фихте: Фихте никогда не пользовался как мыслитель широкой популярностью. Если сравнить литературу о Фихте слитературой о Шопенгауэре или Гербарте, то получится контраст тем более поразительный, что обаупомянутые нами мыслителя были слушателями Фихте и обязаны ему весьма многим, особенноШопенгауэр. Популярность Гербарта основана главным образом на его педагогических сочинениях, аколоссальный успех Шопенгауэра зависел частью от художественного мастерства его стиля, частью отпикантной приправы пессимизма. В теории познания великая заслуга Фихте заключается в провозглашениинеотделимости субъекта и объекта друг от друга и в указании на то, что последовательное развитиекритического идеализма должно привести к критическому солипсизму. Представители этого последнегонаправления выделились из неофихтеанской фракции Кантовской философии (Шуберт-Зольдерн). Вобласти практической философии чрезвычайно важна связь, установленная Фихте между этикой исоциализмом: он первый понял и доказал, что экономический вопрос тесно связан с этическим. Не менеесвежи и социально-педагогические идеи Фихте: они нашли себе отголосок в исследовании Наторпа. Можнодумать, что и для будущих поколений послужит ярким светочем «священное Вестово пламяметафизического мышления» (слова Лассалля о Фихте).

Метафизика Фихте (мы имеем здесь в виду главным образом его «Наукоучение», в первоначальном еговиде) сложилась под влиянием главным образом трёх факторов:

· Влияние предшествующих философских систем

· Психологические мотивы

· Общественная потребность в создании социальной философии


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: