Практикум

Вспомните о двух важных переломных моментах в вашей жиз­ни. Придумайте и запишите ключевое слово для каждого из них. Что вы чувствовали в то время? Чем все закончилось? Как вы это планировали?


Это не работа — это приключение



Эй, а этого не было в школьной программе!

11' ' Жизнь — всего лишь нескончаемая череда увольнений.

Сэмюзль Батлер

Выявление и исследование некоторых мифов, окружающих творчес­кие профессии (и все профессии в целом), будет не лишним, прежде чем вы двинетесь дальше по пути покорения вершин профессионально­го мастерства. На расстоянии все может выглядеть очаровательно, но, подойдя ближе, вы понимаете, что это вовсе не похоже на то, что вы видели в рекламе. Это чувство сродни тому, которое испытываешь, получая от друзей почтовые открытки с расхожими изречениями о том, как все прекрасно, в то время как в реальности за окном стоит против­ная дождливая погода, а вас окружают сплошь грубые и завистливые люди. "Предупрежден — значит вооружен" — устаревший способ ска­зать: "Если вы знаете, во что лезете, у вас меньше шансов влезть туда по уши прежде, чем вы почувствуете запах гари".

Миф: "Ваша работа — это ваша жизнь".

Реальность. В среднем, человек до пенсии меняет от пяти до семи мест работы. Творческие люди меняют места работы и даже профессии, скорее, от пяти до семи раз каждые пять-семь лет. Быть летуном в творчес­ких ремеслах — вполне нормальное явление. Кстати, похоже, что в буду­щем будет популярным "прыганье" от проекта к проекту. Даже если вы думаете, что хотите связать всю свою жизнь с какой-то одной профессией, одной и той же компанией (вы уверены, что у вас все в порядке с правым полушарием?), в наше стремительное время это вряд ли возможно.

Миф: "Организации дают людям работу и возможность сделать карьеру".

Реальность. И работу, и карьеру создают сами люди.

Миф: "Вы методично взбираетесь по корпоративной лестнице от курьера до генерального директора".

Реальность. Традиционное планирование карьеры сегодня теряет смысл. Старые правила отжили свое, и дорожки, когда-то заметно утоп­танные, уже заросли или размыты. Проложите свой собственный путь.

Миф: "Престижные сферы деятельности имеют громкие названия".

Реальность. "Помощник продюсера". Звучит круто, не так ли? Если вы имеете представление о том, как делается кино, то знаете, что это лишь красивое название мальчика (девочки) на побегушках. Название само по себе ничего не значит. Менеджеры давно просекли, что солид­ное название должности —компенсация за маленькую зарплату, ведь даже уборщицы в некоторых компаниях стали называться инженерами по уходу за оборудованием и обслуживанию производства. Так что ищите хорошую зарплату, и пусть они называют вас как их душе угодно.


96 Карьера для творческого человека

Миф: "Работа —неизбежное зло".

Реальность. Когда вы найдете для себя идеальный вариант, вы i уже не будете работать ни одного дня в жизни. Я имею в виду, что ваш; труд не будет ощущаться вами как принуждение. Это и есть полная самореализация.

Миф: "Стремитесь получить образование и опыт в самых высоко­доходных и перспективных сферах бизнеса, и у вас не будет проблем с поиском работы".

Реальность. Не ограничивайте себя строгими рамками того, что считается популярным, новым, перспективным. Идите за своей страс­тью, за своим искренним интересом. Эксперты не знают, что лучше все­го для вас, впрочем, родители и друзья — тоже. Это известно только вам. Лучше посмотрите на план своей жизни, обведите кружочком об­ласть ваших интересов и смело следуйте туда.

Миф: "Когда я достигну вершин карьеры, я успокоюсь и смогу, наконец, заняться своей жизнью".

Реальность. Творческая работа похожа на аттракцион "Американ­ские горки". Она подразумевает медленное, упорное восхождение (что не так уж приятно), пока вы самоотверженно и усердно вкалываете и обрастаете связями. Добравшись до вершины, вы имеете около секун­ды, чтобы насладиться открывшимся сверху видом, прежде чем стре­мительно спикировать вниз, причем раз в десять быстрее, чем вы ка­рабкались наверх. Иногда такое падение зависит от вашего выбора, иногда нет. Однако инерция движущей силы вздымает вас к следую­щей вершине — и так постоянно, вверх-вниз по волнистым изгибам. Суть в том, что творческие профессии не подразумевают одноразово­го, пусть и нелегкого, подъема к вершине, на которой вы сможете обре­сти долгожданный покой и стабильность. Но в отличие от других про­фессий, они предлагают вам испытать массу волнующих острых ощущений.

Миф: "Я хочу, чтобы моя первая профессия стала делом всей моей жизни".

Реальность. Если вы ждете, что новая работа явится для вас нача­лом новой жизни, — перестаньте ждать. В первую очередь, вам нужна сама жизнь. Вам необходимо знание о себе — кто вы и кем хотите стать. И лишь потом, после осознания собственных желаний и интересов, от­правляйтесь на поиски работы. Большинство людей связывают себя более длительными обязательствами со второй профессией, потому что у них было время понять, чего же они хотят на самом деле.

Миф: "Стоит сменить место работы или сферу деятельности — и все встанет на свои места".


Это не работа — это приключение 97

Реальность. Здесь приходит на ум расхожая фраза: "Хорошо там, где нас нет". Но следует учесть, что хотя удачно выбранное новое место работы и может сделать жизнь намного, намного лучше, оно в то же время отнюдь не способно сделать лучше вас самих. Перемена профес­сии или места работы это лишь внешнее действие. Поэтому, если вы несчастны там, где находитесь сейчас, найдите время, чтобы выявить причины этого прежде, чем бросите свое нынешнее положение и рине­тесь в другую профессиональную обстановку.

Миф: "Только самые одаренные люди добиваются успеха".

Реальность. Талант может только подтолкнуть или продвинуть вас вперед. Но мечта, план действий и желание относиться к карье­ре, как к бизнесу, — действительно ведет к успеху. В 1973 году Джим­ми Баффет сказал играющему на гитаре посыльному гостиницы: "У тебя талант, а я в этом — полный ноль. Но я — поэт и бизнесмен, и однажды стану богат и знаменит. А ты навсегда останешься посыль­ным". Так оно и вышло.

Миф: "Кажется, что некоторым людям всегда везет, счастливый случай сам плывет к ним в руки".

Реальность. Вы сами творцы своей удачи. За всеми этими "счастли­выми случаями" стоит масса работы, требующей беготни, подготовки и планирования. Чтобы оказаться в нужном месте в нужное время, необхо­димо поставить себя в положение, из которого можно попасть в это мес­то (или выйти оттуда), быть готовым к немедленным действиям, как только на горизонте замаячат возможности, — и иметь силу воли, чтобы схватить свой шанс, как только он появится. Многие люди заявляют, что им никогда не везет в лотереях, поэтому они и не играют. Интересно, что делает их более несчастными: то, что они никогда не выиграют, или то, что они и не пытаются воспользоваться случаем? Возможности есть вез­де, но без ясного понимания собственных желаний вы можете проходить мимо многих "счастливых случаев".

Миф: "Предпринимателями рождаются, а не становятся".

Реальность. Верно лишь то, что не каждый обладает деловой хват­кой, чтобы открыть собственное дело. Карьера в бизнесе требует от че­ловека определенного склада ума. Но творческие люди обладают мно­жеством характерных черт, необходимых, чтобы стать удачливыми бизнесменами. Правда, у них также наличествуют некоторые особен­ности характера (такие, как аллергия на скучную рутинную работу), которые им следует побороть в себе.

Миф: "Если работать в поте лица, всего добьешься".

Реальность. В армии солдаты изо дня в день роют окопы и марши­руют на плацу. Это очень тяжелая работа. Что она им дает? Мозоли,


98 Карьера для творческого человека

хорошую атлетическую подготовку и выправку. Усердный труд требу­ется и в творческих профессиях, но здесь в большей степени необходи­мо работать изящно и с умом, еще и находя время для распространения своих идей среди окружающих.

Миф: "Чтобы преуспеть в творчестве, необходимо иметь высшее образование".

Реальность. Хотя диплом не помешает (Эйнштейн тоже так счи­тал), мастером своего дела становятся благодаря конкретным действи­ям. Овладение мастерством, создание портфолио, обрастание связями в сочетании с действительным созиданием — лучший способ обучения. Если вы собираетесь получать образование, выбирайте художествен­ную или музыкальную школу, приспособленную к практическим реа­лиям той жизни, которую вы хотите вести. Поступив же в какой-ни­будь либеральный университет искусств, вы лишь потратите свое время (если, конечно, не собираетесь преподавать).

Миф: "Выбор возможных мест работы для творческого человека весьма небогат".

Реальность. Но ведь вам-то нужно только одно место работы. Не при­мыкайте к дезертирам, в противном случае можете сразу считать себя по­бежденным. Ведь кто-то же добился возможности издать свою книгу, или получил контракт на запись своих песен, или продал созданное им программ­ное обеспечение. А почему, собственно говоря, этого не смогли сделать вы?

Миф: "Индустрия развлечений — очень привлекательная сфера для бизнеса, поэтому хватайтесь там за любую работу".

Реальность. Высокооплачиваемые творческие работники (писате­ли, продюсеры, директора, актеры) действительно имеют ряд преиму­ществ, но большей частью это дается им путем тяжелой работы, долгих часов "стояния на ногах", неделями и месяцами разлуки с семьей на время съемок и абсолютной неуверенностью в будущем в период "без­работицы". Что касается тех, чьи имена не указаны в заглавных титрах (съемочная группа), то для них это просто работа. Не каждый попадает в Канны или получает "Оскар".

Миф: "Настоящие художники — голодные художники. По крайней мере, у них есть принципы и некоторая честность".

Реальность. Да, традиционно работа в некоторых жанрах искусст­ва сама по себе не высоко оплачивается, независимо от того, как усерд­но вы трудитесь. Но если вы делаете деньги на своем творчестве, это вовсе не означает, что вы позорный предатель и барыга. Это говорит лишь о том, что вы достаточно сообразительны, чтобы найти рынок сбыта для того, что любите делать.

Миф: "Делайте то, что вы любите, а деньги приложатся".


Это не работа — это приключение



Реальность. Если бы это было так легко, отчего же преуспевающей знаменитостью становится не каждый? Подтекст этого мифа заключа­ется в том, что гораздо приятнее зарабатывать себе на жизнь тем, что вам нравится делать. При наличии желания и искреннего интереса вы выполняете свою работу лучше и трудитесь усерднее. И деньги, как результат сложения этих факторов, сами вас находят. Надеюсь, это про­изойдет с вами еще при жизни.

Миф: "Нужно быть известным, чтобы удача улыбнулась вам".

Реальность. Каждый, кто имеет хоть какую-то долю известности, скажет вам, что счета популярностью не оплатишь! Естественно, уваже­ние и обожание слушателей приводит исполнителя в трепет, но суще­ствует множество людей, о чьих достижениях вы и слыхом не слыхива­ли, но которые тихонько сколачивают себе миллионные состояния. Учтите, популярность отнюдь не самоцель; порой это лишь побочный продукт хорошей работы.

Миф: "Если вы не хотите плясать под дудку начальника, то должны работать сами на себя".

Реальность. Это верно — до тех пор, пока у вас не появятся клиен­ты, партнеры, издатели, агенты, поклонники и т.д. Независимые клиен­ты будут выжимать из вас больше соков и стараться платить вам мень­ше, нежели любой "реальный" босс. Они не станут беспокоиться о других ваших клиентах, ваших обязательствах, проблемах движения налично­сти или о том, что срок выполнения их заказа как раз приходится на середину отпуска, запланированного вами впервые за несколько лет.

Миф: "Работая на других, вы всего лишь наемный работник, батрак".

Реальность. Недавно я услышал от одного второклассника: "Вы мне не начальник!" Поймите, вы сами себе начальник, — вы, и никто другой. Предпринимательский склад ума поможет вам продвинуться вперед и преуспеть, независимо от того, где и на кого вы работаете.

Миф: "Нельзя начать жизнь с конца, с вершины".

Реальность. Ну, в действительности-то можно. Начните собствен­ный бизнес, и вы сами будете и владельцем, и боссом, и генеральным директором в одном лице. Кроме того, вам достанутся обязанности маль­чика на побегушках, рекламного агента, мойщика посуды и т.д. Работни­ки "первого этажа" всегда необходимы. Попробуйте, это ваше личное дело. Воспользуйтесь возможностями поучиться, пока они у вас есть.

Миф: "Чем больше вы сделаете, тем счастливее будете".

Реальность. Чем больше вы сделаете, тем больше заработаете. День­ги создают свои собственные проблемы, но счастье, тем не менее, нечто совершенно другое.

Миф: " Гарантий трудоустройства не существует".



Карьера для творческого человека


Реальность. Ваша гарантия трудоустройства — ваш талант и уме­ние. Полагайтесь на каждый опыт работы, развивая новые навыки и за­вязывая по ходу дела полезные контакты и связи. Будьте готовы исхо­дить из ситуации, немедленно изменяться, адаптироваться, обучаться и заново создавать себя. Научитесь сами решать проблемы, начинать новые проекты, не отказывайтесь от передовых и продуктивных идей. Тогда вы не только выживете, но и преуспеете.

Миф: "Иногда слишком поздно начинать жизнь заново".

Реальность. Никогда не поздно искать и добиваться целей, кото­рые вам интересны. "За горами" означает лишь то, что еще одна верши­на ждет, чтобы вы ее покорили.

Миф: "Начинайте искать новую работу только тогда, когда готовы к переменам".

Реальность. Будьте начеку, следите за возникающими возможностя­ми. Всегда держите под рукой резюме, отвечающее требованиям времени.

Миф: "Работа похожа на брак: она может оказаться счастливой или неудачной".

Реальность: Работа больше похожа на романтическое свидание.

Миф: "Соглашайтесь на все предложения, берите любую работу, которая вам подвернется".

Реальность: То, к чему вы стремитесь, само стремится к вам. Вам нужно лишь решить, действительно ли вы хотите принять предложение и начать новый этап своей жизни.

Миф: "Как только я получаю диплом, мое обучение считается за­конченным".

Реальность. Постоянный процесс переподготовки и обучения очень важен. Это самая лучшая гарантия трудоустройства. Так что шагайте в ногу со временем.

Миф: "Неплохо устроиться посменно официантом, таксистом или оператором в службу "секс по телефону".

Реальность. Хотя по ряду причин посменная работа действитель­но подходит для творческих людей, все же лучше было бы подыскать работу "на подхвате" или место "подмастерья" в той области, которая является вашим призванием. В этом случае вы будете попутно полу­чать дополнительные знания, заводить знакомства и узнавать о воз­можностях из первых рук.

Миф: "Каждый норовит украсть ваши идеи".

Реальность. В действительности на свете очень мало людей, имею­щих истинные намерения, способности и коварство, чтобы воровать идеи. Не позволяйте этому страху сдерживать вас. Сделайте все, что


Это не работа — это приключение



в ваших силах, чтобы защитить себя и свои замыслы, а затем смело выходите и говорите свое слово. Каждый имеет право на чудо. Так дайте ему возможность произойти.

Миф: "Чтобы "продать" себя, необходим агент, контракт с изда­тельством или студией и т.д."

Реальность. Когда речь заходит о выходе в свет вашего произведе­ния, всегда есть пути в обход галереи, издательства или студии. Опи­райтесь на собственные силы и ресурсы.

Миф: "Временная работа всегда остается временной".

Реальность. Уже доказано, что временная работа приводит к полу­чению постоянной должности гораздо чаще, чем люди привыкли счи­тать. Если вы не будете относиться к своим обязанностям как к времен­ным, то и к вам, соответственно, не будут относиться как к "человеку на подхвате". Возможно, именно здесь вы и получите работу своей мечты.

Миф: "Стоит только обнародовать свои планы, как окружающие тотчас вас поддержат".

Реальность. К сожалению, реальность такова, что большинство людей станет, скорее, мешать вам, нежели поддержит вас. Не терзай­тесь, сомнение и зависть — это их проблемы, а не ваши.

Миф: "Если вы успеваете везде и всюду, у вас больше шансов ухва­титься за счастливый случай".

Реальность: Отсутствие сосредоточенности — главная проблема творческого человека. Кстати, я бы сказал, что отсутствие этой "сосре­доточенности" и есть разница между преуспеванием и безрезультат­ным барахтаньем на мели.

Миф: "Только тугодумы-карьеристы пытаются планировать свою жизнь и карьеру".

Реальность. Даже творческому человеку необходим план — сво­бодный план с ясно осознаваемой мечтой или целью.

ь Выбор места назначения

Необычные люди выбирают необычную работу.

Аноним

Не так давно я занимался серфингом в одном месте, известном боль­шим накатом волн. В тот день они были просто ОГРОМНЫМИ. Я был там с братом и несколькими друзьями, и, несмотря на худшие ожидания, у меня все же кое-что получалось. После получасового врезания в волны, мне, наконец, удалось выбраться из ударной зоны. Там оказалось лишь несколько человек, а обстановка была злове­щей — воющие от берега ветры, холодная вода и пяти-шести метро-



Карьера для творческого человека


вые устрашающие водяные стены, возникающие неизвестно откуда. Я хотел поймать одну волну и прокатиться на ней. Решив, что "сде­лаю это только один раз", я задумал двигаться дальше и оседлать самую большую волну.

Я сгруппировался и нацелился. Я как раз собирался оседлать вол­ну, достаточно большую, чтобы удержать автобус (двухэтажный авто­бус!), когда увидел, как мой брат отчаянно барахтается, пытаясь уйти с пути бушующего водяного чудовища, которое мне удалось "оседлать". Я поднялся вверх по волне, чтобы не столкнуться с ним, но забрался слишком высоко, и мы с водной стихией слились в единое целое. Ее си­ла закружила меня и резко сбросила в водяной вихрь. От мощного уда­ра у меня перехватило дыхание, и я отчаянно заработал руками, чтобы добраться до суши.

Когда, по моим расчетам, я должен был уже приблизиться к берегу, до меня дошло, что я плыл не в ту сторону] Мне хотелось рыдать. Силы были исчерпаны, легкие разрывало от недостатка воздуха, и я ощутил, как волна безнадежности нахлынула на меня. Тогда я действительно подумал, что это конец.

С огромным трудом мне удалось развернуться. По мере приближе­ния к берегу у меня все больше темнело в глазах. К счастью, мне удалось зацепиться за доску приятеля, и следующие несколько минут меня бе­зудержно рвало.

Мораль этой истории в том, что если вы потратите все свои силы на движение в неправильном направлении, вы можете просто-на­просто утонуть.

Я знаю одного парня, который вел крайне интересную жизнь. Я под­бадривал его, когда каждая следующая из выбираемых им профессий оказывалась более эксцентричной, чем предыдущая. Однако, женив­шись, он решил жить более традиционной жизнью. Он использовал опыт своих путешествий, приключений и необычные знания и навыки для создания компании, специализирующейся на издании путеводителей для путешественников.

Я всегда выступаю за то, чтобы идти по жизни "зигзагом" и испро­бовать множество профессий и областей деятельности. Это лучший способ заставить работать мозг и сохранить интерес к работе. В то же время, если в какой-то момент вы понимаете, что способны сосредото­читься на одной конкретной профессии, вы преуспеете больше. Как же сочетать все свои интересы и опыт в одной профессии?


Это не работа — это приключение




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: