Вспомните о двух важных переломных моментах в вашей жизни. Придумайте и запишите ключевое слово для каждого из них. Что вы чувствовали в то время? Чем все закончилось? Как вы это планировали?
Это не работа — это приключение
Эй, а этого не было в школьной программе!
11' ' Жизнь — всего лишь нескончаемая череда увольнений.
Сэмюзль Батлер
Выявление и исследование некоторых мифов, окружающих творческие профессии (и все профессии в целом), будет не лишним, прежде чем вы двинетесь дальше по пути покорения вершин профессионального мастерства. На расстоянии все может выглядеть очаровательно, но, подойдя ближе, вы понимаете, что это вовсе не похоже на то, что вы видели в рекламе. Это чувство сродни тому, которое испытываешь, получая от друзей почтовые открытки с расхожими изречениями о том, как все прекрасно, в то время как в реальности за окном стоит противная дождливая погода, а вас окружают сплошь грубые и завистливые люди. "Предупрежден — значит вооружен" — устаревший способ сказать: "Если вы знаете, во что лезете, у вас меньше шансов влезть туда по уши прежде, чем вы почувствуете запах гари".
Миф: "Ваша работа — это ваша жизнь".
Реальность. В среднем, человек до пенсии меняет от пяти до семи мест работы. Творческие люди меняют места работы и даже профессии, скорее, от пяти до семи раз каждые пять-семь лет. Быть летуном в творческих ремеслах — вполне нормальное явление. Кстати, похоже, что в будущем будет популярным "прыганье" от проекта к проекту. Даже если вы думаете, что хотите связать всю свою жизнь с какой-то одной профессией, одной и той же компанией (вы уверены, что у вас все в порядке с правым полушарием?), в наше стремительное время это вряд ли возможно.
Миф: "Организации дают людям работу и возможность сделать карьеру".
Реальность. И работу, и карьеру создают сами люди.
Миф: "Вы методично взбираетесь по корпоративной лестнице от курьера до генерального директора".
Реальность. Традиционное планирование карьеры сегодня теряет смысл. Старые правила отжили свое, и дорожки, когда-то заметно утоптанные, уже заросли или размыты. Проложите свой собственный путь.
Миф: "Престижные сферы деятельности имеют громкие названия".
Реальность. "Помощник продюсера". Звучит круто, не так ли? Если вы имеете представление о том, как делается кино, то знаете, что это лишь красивое название мальчика (девочки) на побегушках. Название само по себе ничего не значит. Менеджеры давно просекли, что солидное название должности —компенсация за маленькую зарплату, ведь даже уборщицы в некоторых компаниях стали называться инженерами по уходу за оборудованием и обслуживанию производства. Так что ищите хорошую зарплату, и пусть они называют вас как их душе угодно.
96 Карьера для творческого человека
Миф: "Работа —неизбежное зло".
Реальность. Когда вы найдете для себя идеальный вариант, вы i уже не будете работать ни одного дня в жизни. Я имею в виду, что ваш; труд не будет ощущаться вами как принуждение. Это и есть полная самореализация.
Миф: "Стремитесь получить образование и опыт в самых высокодоходных и перспективных сферах бизнеса, и у вас не будет проблем с поиском работы".
Реальность. Не ограничивайте себя строгими рамками того, что считается популярным, новым, перспективным. Идите за своей страстью, за своим искренним интересом. Эксперты не знают, что лучше всего для вас, впрочем, родители и друзья — тоже. Это известно только вам. Лучше посмотрите на план своей жизни, обведите кружочком область ваших интересов и смело следуйте туда.
Миф: "Когда я достигну вершин карьеры, я успокоюсь и смогу, наконец, заняться своей жизнью".
Реальность. Творческая работа похожа на аттракцион "Американские горки". Она подразумевает медленное, упорное восхождение (что не так уж приятно), пока вы самоотверженно и усердно вкалываете и обрастаете связями. Добравшись до вершины, вы имеете около секунды, чтобы насладиться открывшимся сверху видом, прежде чем стремительно спикировать вниз, причем раз в десять быстрее, чем вы карабкались наверх. Иногда такое падение зависит от вашего выбора, иногда нет. Однако инерция движущей силы вздымает вас к следующей вершине — и так постоянно, вверх-вниз по волнистым изгибам. Суть в том, что творческие профессии не подразумевают одноразового, пусть и нелегкого, подъема к вершине, на которой вы сможете обрести долгожданный покой и стабильность. Но в отличие от других профессий, они предлагают вам испытать массу волнующих острых ощущений.
Миф: "Я хочу, чтобы моя первая профессия стала делом всей моей жизни".
Реальность. Если вы ждете, что новая работа явится для вас началом новой жизни, — перестаньте ждать. В первую очередь, вам нужна сама жизнь. Вам необходимо знание о себе — кто вы и кем хотите стать. И лишь потом, после осознания собственных желаний и интересов, отправляйтесь на поиски работы. Большинство людей связывают себя более длительными обязательствами со второй профессией, потому что у них было время понять, чего же они хотят на самом деле.
Миф: "Стоит сменить место работы или сферу деятельности — и все встанет на свои места".
Это не работа — это приключение 97
Реальность. Здесь приходит на ум расхожая фраза: "Хорошо там, где нас нет". Но следует учесть, что хотя удачно выбранное новое место работы и может сделать жизнь намного, намного лучше, оно в то же время отнюдь не способно сделать лучше вас самих. Перемена профессии или места работы это лишь внешнее действие. Поэтому, если вы несчастны там, где находитесь сейчас, найдите время, чтобы выявить причины этого прежде, чем бросите свое нынешнее положение и ринетесь в другую профессиональную обстановку.
Миф: "Только самые одаренные люди добиваются успеха".
Реальность. Талант может только подтолкнуть или продвинуть вас вперед. Но мечта, план действий и желание относиться к карьере, как к бизнесу, — действительно ведет к успеху. В 1973 году Джимми Баффет сказал играющему на гитаре посыльному гостиницы: "У тебя талант, а я в этом — полный ноль. Но я — поэт и бизнесмен, и однажды стану богат и знаменит. А ты навсегда останешься посыльным". Так оно и вышло.
Миф: "Кажется, что некоторым людям всегда везет, счастливый случай сам плывет к ним в руки".
Реальность. Вы сами творцы своей удачи. За всеми этими "счастливыми случаями" стоит масса работы, требующей беготни, подготовки и планирования. Чтобы оказаться в нужном месте в нужное время, необходимо поставить себя в положение, из которого можно попасть в это место (или выйти оттуда), быть готовым к немедленным действиям, как только на горизонте замаячат возможности, — и иметь силу воли, чтобы схватить свой шанс, как только он появится. Многие люди заявляют, что им никогда не везет в лотереях, поэтому они и не играют. Интересно, что делает их более несчастными: то, что они никогда не выиграют, или то, что они и не пытаются воспользоваться случаем? Возможности есть везде, но без ясного понимания собственных желаний вы можете проходить мимо многих "счастливых случаев".
Миф: "Предпринимателями рождаются, а не становятся".
Реальность. Верно лишь то, что не каждый обладает деловой хваткой, чтобы открыть собственное дело. Карьера в бизнесе требует от человека определенного склада ума. Но творческие люди обладают множеством характерных черт, необходимых, чтобы стать удачливыми бизнесменами. Правда, у них также наличествуют некоторые особенности характера (такие, как аллергия на скучную рутинную работу), которые им следует побороть в себе.
Миф: "Если работать в поте лица, всего добьешься".
Реальность. В армии солдаты изо дня в день роют окопы и маршируют на плацу. Это очень тяжелая работа. Что она им дает? Мозоли,
98 Карьера для творческого человека
хорошую атлетическую подготовку и выправку. Усердный труд требуется и в творческих профессиях, но здесь в большей степени необходимо работать изящно и с умом, еще и находя время для распространения своих идей среди окружающих.
Миф: "Чтобы преуспеть в творчестве, необходимо иметь высшее образование".
Реальность. Хотя диплом не помешает (Эйнштейн тоже так считал), мастером своего дела становятся благодаря конкретным действиям. Овладение мастерством, создание портфолио, обрастание связями в сочетании с действительным созиданием — лучший способ обучения. Если вы собираетесь получать образование, выбирайте художественную или музыкальную школу, приспособленную к практическим реалиям той жизни, которую вы хотите вести. Поступив же в какой-нибудь либеральный университет искусств, вы лишь потратите свое время (если, конечно, не собираетесь преподавать).
Миф: "Выбор возможных мест работы для творческого человека весьма небогат".
Реальность. Но ведь вам-то нужно только одно место работы. Не примыкайте к дезертирам, в противном случае можете сразу считать себя побежденным. Ведь кто-то же добился возможности издать свою книгу, или получил контракт на запись своих песен, или продал созданное им программное обеспечение. А почему, собственно говоря, этого не смогли сделать вы?
Миф: "Индустрия развлечений — очень привлекательная сфера для бизнеса, поэтому хватайтесь там за любую работу".
Реальность. Высокооплачиваемые творческие работники (писатели, продюсеры, директора, актеры) действительно имеют ряд преимуществ, но большей частью это дается им путем тяжелой работы, долгих часов "стояния на ногах", неделями и месяцами разлуки с семьей на время съемок и абсолютной неуверенностью в будущем в период "безработицы". Что касается тех, чьи имена не указаны в заглавных титрах (съемочная группа), то для них это просто работа. Не каждый попадает в Канны или получает "Оскар".
Миф: "Настоящие художники — голодные художники. По крайней мере, у них есть принципы и некоторая честность".
Реальность. Да, традиционно работа в некоторых жанрах искусства сама по себе не высоко оплачивается, независимо от того, как усердно вы трудитесь. Но если вы делаете деньги на своем творчестве, это вовсе не означает, что вы позорный предатель и барыга. Это говорит лишь о том, что вы достаточно сообразительны, чтобы найти рынок сбыта для того, что любите делать.
Миф: "Делайте то, что вы любите, а деньги приложатся".
Это не работа — это приключение
Реальность. Если бы это было так легко, отчего же преуспевающей знаменитостью становится не каждый? Подтекст этого мифа заключается в том, что гораздо приятнее зарабатывать себе на жизнь тем, что вам нравится делать. При наличии желания и искреннего интереса вы выполняете свою работу лучше и трудитесь усерднее. И деньги, как результат сложения этих факторов, сами вас находят. Надеюсь, это произойдет с вами еще при жизни.
Миф: "Нужно быть известным, чтобы удача улыбнулась вам".
Реальность. Каждый, кто имеет хоть какую-то долю известности, скажет вам, что счета популярностью не оплатишь! Естественно, уважение и обожание слушателей приводит исполнителя в трепет, но существует множество людей, о чьих достижениях вы и слыхом не слыхивали, но которые тихонько сколачивают себе миллионные состояния. Учтите, популярность отнюдь не самоцель; порой это лишь побочный продукт хорошей работы.
Миф: "Если вы не хотите плясать под дудку начальника, то должны работать сами на себя".
Реальность. Это верно — до тех пор, пока у вас не появятся клиенты, партнеры, издатели, агенты, поклонники и т.д. Независимые клиенты будут выжимать из вас больше соков и стараться платить вам меньше, нежели любой "реальный" босс. Они не станут беспокоиться о других ваших клиентах, ваших обязательствах, проблемах движения наличности или о том, что срок выполнения их заказа как раз приходится на середину отпуска, запланированного вами впервые за несколько лет.
Миф: "Работая на других, вы всего лишь наемный работник, батрак".
Реальность. Недавно я услышал от одного второклассника: "Вы мне не начальник!" Поймите, вы сами себе начальник, — вы, и никто другой. Предпринимательский склад ума поможет вам продвинуться вперед и преуспеть, независимо от того, где и на кого вы работаете.
Миф: "Нельзя начать жизнь с конца, с вершины".
Реальность. Ну, в действительности-то можно. Начните собственный бизнес, и вы сами будете и владельцем, и боссом, и генеральным директором в одном лице. Кроме того, вам достанутся обязанности мальчика на побегушках, рекламного агента, мойщика посуды и т.д. Работники "первого этажа" всегда необходимы. Попробуйте, это ваше личное дело. Воспользуйтесь возможностями поучиться, пока они у вас есть.
Миф: "Чем больше вы сделаете, тем счастливее будете".
Реальность. Чем больше вы сделаете, тем больше заработаете. Деньги создают свои собственные проблемы, но счастье, тем не менее, нечто совершенно другое.
Миф: " Гарантий трудоустройства не существует".
Карьера для творческого человека
Реальность. Ваша гарантия трудоустройства — ваш талант и умение. Полагайтесь на каждый опыт работы, развивая новые навыки и завязывая по ходу дела полезные контакты и связи. Будьте готовы исходить из ситуации, немедленно изменяться, адаптироваться, обучаться и заново создавать себя. Научитесь сами решать проблемы, начинать новые проекты, не отказывайтесь от передовых и продуктивных идей. Тогда вы не только выживете, но и преуспеете.
Миф: "Иногда слишком поздно начинать жизнь заново".
Реальность. Никогда не поздно искать и добиваться целей, которые вам интересны. "За горами" означает лишь то, что еще одна вершина ждет, чтобы вы ее покорили.
Миф: "Начинайте искать новую работу только тогда, когда готовы к переменам".
Реальность. Будьте начеку, следите за возникающими возможностями. Всегда держите под рукой резюме, отвечающее требованиям времени.
Миф: "Работа похожа на брак: она может оказаться счастливой или неудачной".
Реальность: Работа больше похожа на романтическое свидание.
Миф: "Соглашайтесь на все предложения, берите любую работу, которая вам подвернется".
Реальность: То, к чему вы стремитесь, само стремится к вам. Вам нужно лишь решить, действительно ли вы хотите принять предложение и начать новый этап своей жизни.
Миф: "Как только я получаю диплом, мое обучение считается законченным".
Реальность. Постоянный процесс переподготовки и обучения очень важен. Это самая лучшая гарантия трудоустройства. Так что шагайте в ногу со временем.
Миф: "Неплохо устроиться посменно официантом, таксистом или оператором в службу "секс по телефону".
Реальность. Хотя по ряду причин посменная работа действительно подходит для творческих людей, все же лучше было бы подыскать работу "на подхвате" или место "подмастерья" в той области, которая является вашим призванием. В этом случае вы будете попутно получать дополнительные знания, заводить знакомства и узнавать о возможностях из первых рук.
Миф: "Каждый норовит украсть ваши идеи".
Реальность. В действительности на свете очень мало людей, имеющих истинные намерения, способности и коварство, чтобы воровать идеи. Не позволяйте этому страху сдерживать вас. Сделайте все, что
Это не работа — это приключение
в ваших силах, чтобы защитить себя и свои замыслы, а затем смело выходите и говорите свое слово. Каждый имеет право на чудо. Так дайте ему возможность произойти.
Миф: "Чтобы "продать" себя, необходим агент, контракт с издательством или студией и т.д."
Реальность. Когда речь заходит о выходе в свет вашего произведения, всегда есть пути в обход галереи, издательства или студии. Опирайтесь на собственные силы и ресурсы.
Миф: "Временная работа всегда остается временной".
Реальность. Уже доказано, что временная работа приводит к получению постоянной должности гораздо чаще, чем люди привыкли считать. Если вы не будете относиться к своим обязанностям как к временным, то и к вам, соответственно, не будут относиться как к "человеку на подхвате". Возможно, именно здесь вы и получите работу своей мечты.
Миф: "Стоит только обнародовать свои планы, как окружающие тотчас вас поддержат".
Реальность. К сожалению, реальность такова, что большинство людей станет, скорее, мешать вам, нежели поддержит вас. Не терзайтесь, сомнение и зависть — это их проблемы, а не ваши.
Миф: "Если вы успеваете везде и всюду, у вас больше шансов ухватиться за счастливый случай".
Реальность: Отсутствие сосредоточенности — главная проблема творческого человека. Кстати, я бы сказал, что отсутствие этой "сосредоточенности" и есть разница между преуспеванием и безрезультатным барахтаньем на мели.
Миф: "Только тугодумы-карьеристы пытаются планировать свою жизнь и карьеру".
Реальность. Даже творческому человеку необходим план — свободный план с ясно осознаваемой мечтой или целью.
ь Выбор места назначения
Необычные люди выбирают необычную работу.
Аноним
Не так давно я занимался серфингом в одном месте, известном большим накатом волн. В тот день они были просто ОГРОМНЫМИ. Я был там с братом и несколькими друзьями, и, несмотря на худшие ожидания, у меня все же кое-что получалось. После получасового врезания в волны, мне, наконец, удалось выбраться из ударной зоны. Там оказалось лишь несколько человек, а обстановка была зловещей — воющие от берега ветры, холодная вода и пяти-шести метро-
Карьера для творческого человека
вые устрашающие водяные стены, возникающие неизвестно откуда. Я хотел поймать одну волну и прокатиться на ней. Решив, что "сделаю это только один раз", я задумал двигаться дальше и оседлать самую большую волну.
Я сгруппировался и нацелился. Я как раз собирался оседлать волну, достаточно большую, чтобы удержать автобус (двухэтажный автобус!), когда увидел, как мой брат отчаянно барахтается, пытаясь уйти с пути бушующего водяного чудовища, которое мне удалось "оседлать". Я поднялся вверх по волне, чтобы не столкнуться с ним, но забрался слишком высоко, и мы с водной стихией слились в единое целое. Ее сила закружила меня и резко сбросила в водяной вихрь. От мощного удара у меня перехватило дыхание, и я отчаянно заработал руками, чтобы добраться до суши.
Когда, по моим расчетам, я должен был уже приблизиться к берегу, до меня дошло, что я плыл не в ту сторону] Мне хотелось рыдать. Силы были исчерпаны, легкие разрывало от недостатка воздуха, и я ощутил, как волна безнадежности нахлынула на меня. Тогда я действительно подумал, что это конец.
С огромным трудом мне удалось развернуться. По мере приближения к берегу у меня все больше темнело в глазах. К счастью, мне удалось зацепиться за доску приятеля, и следующие несколько минут меня безудержно рвало.
Мораль этой истории в том, что если вы потратите все свои силы на движение в неправильном направлении, вы можете просто-напросто утонуть.
Я знаю одного парня, который вел крайне интересную жизнь. Я подбадривал его, когда каждая следующая из выбираемых им профессий оказывалась более эксцентричной, чем предыдущая. Однако, женившись, он решил жить более традиционной жизнью. Он использовал опыт своих путешествий, приключений и необычные знания и навыки для создания компании, специализирующейся на издании путеводителей для путешественников.
Я всегда выступаю за то, чтобы идти по жизни "зигзагом" и испробовать множество профессий и областей деятельности. Это лучший способ заставить работать мозг и сохранить интерес к работе. В то же время, если в какой-то момент вы понимаете, что способны сосредоточиться на одной конкретной профессии, вы преуспеете больше. Как же сочетать все свои интересы и опыт в одной профессии?
Это не работа — это приключение