К страхам приучаются, — а если можно приучиться, то можно и отучиться.
Карл Меннингер
Я сидел на холодном металле с прижатыми к груди коленями. От струи ледяного воздуха немели руки. Но ничего этого я не замечал. А что я замечал, — так это то, что самолетик, в котором я сидел, делает крутой вираж к западу. Это означало, что через несколько минут я должен буду с этого самолета спрыгнуть. Сознание боролось с мыслями типа "Зачем мне прыгать с совершенно исправного самолета?" и "Покрывает ли моя страховка такие ситуации?" Под ложечкой сосало.
Мне случалось нырять среди акул, прыгать с воздушного шара на эластичном канате, сигать в воду с высочайшей скалы, но это... Такого страха я еще не испытывал. Когда мы приблизились к назначенному пункту, инструктор схватил меня за ремень, заглянул в глаза и крикнул, перекрывая гул мотора: "Готовы, Силбер?" И осклабился, чувствуя, по-видимому, мой страх. "А то!" — бравируя, крикнул я. "Ну, так вперед". Он перегнул меня через открытый люк, показал пальцем на "квадрат", едва видимый с такой высоты, и сказал: "Приземляться вон туда.Удачи. А теперь — на шасси". "Что?" — заорал я. Он повторил свою команду — вскарабкаться на шасси самолета и изготовиться к прыжку.
|
|
Но в инструкции ничего такого не было! А, черт с ним, подумал я. Если я соскользну и упаду, это ничуть не хуже, чем просто выпрыгнуть из самолета. И я дюйм за дюймом прополз на шасси и кое-как умостился на планке, соединяющей колесо с корпусом. "Не смотрите вниз", — крикнул инструктор. Я посмотрел вниз. "Прыгать будем или глазки строить?" — крикнул он. У меня есть снимок (на крыле была укреплена камера), как я сигаю вниз, делая неприличный жест в сторону инструктора. Я заглянул страху в глаза — и плюнул в них.
ПУС: Позитивная Установка Сознания 355
Никогда, ни прежде, ни потом, я не чувствовал в себе такого заряда: это ведь действительно жизнь или смерть. (Одна женщина, которая прыгала вместе со мной, в момент прыжка оцепенела, ее отнесло далеко в сторону, она рухнула где-то в Мексике и была серьезно травмирована.) И теперь, когда я ощущаю любого рода страх, я спрашиваю себя — может ли это меня погубить? Вполне вероятно, что не может. Чем тверже вы смотрите в глаза страху, тем сильнее становитесь.
Бобби Бауден, тренер футбольной команды одного колледжа, описывая одного из своих лучших игроков, сказал: "Он не знает, что значит слово страх. Впрочем, — продолжил Буаден, — я видел его зачетку — он не знает, что значат очень многие слова".
Я видывал, как страх практически уничтожает мечты многих талантливых людей. Самое худшее здесь в том, что их худшие страхи сбываются, и они сами служат этому причиной. Я видел, как авторы не сдают рукопись к сроку, как музыканты опаздывают на запись на несколько часов (а студийное время стоит целое состояние), как актеры доходят до полного истощения перед выходом на сцену, когда знают, что их будет читать, слушать или смотреть какая-нибудь важная шишка. Они превращают страх в реальность.
|
|
Зачем? Хороший вопрос. Это может быть страх ответственности, страх перейти в своем искусстве на новый уровень, а самому не соответствовать новым стандартам. Страх лишиться независимости. Страх провала. Страх "номер один", если спросите меня, — это страх безденежья. Он всегда преследует творческого человека (и особенно свободного художника).
Что хуже — зарабатывать, занимаясь делом, которое вы презираете, или заниматься любимым делом только из любви к нему? Следуйте велению сердца. Чувство уверенности в завтрашнем дне приходит изнутри, когда знаешь, что работаешь ради конкретной цели и используешь свои таланты. Не следовать за своей мечтой — рискованно. Тут цена страшно высока.
Есть тип страха, о котором я не задумывался, о нем пишет Кэрол Эйклберри в своей книге "Руководство по карьере для творческих и нестандартных личностей". Она замечает, что если боишься за свою физическую безопасность, трудно быть творческим человеком. Если вы живете в небезопасном районе или с агрессивным человеком, этот страх реален и требует немедленного внимания.
Еще один страх — излишняя озабоченность тем, что о вас подумают. Понравится ли моя работа? Заплатят ли мне за это? Не потеряю ли я родных и друзей, если стану слишком успешен? Отвечать на это надо — да, да и нет. Вам будут говорить, заботясь о вас (или завидуя),
356 Карьера для творческого человека
что "большинство предприятий прогорают в первые два года", или "ты слишком мал", или "поосторожнее". "Поосторожнее" — это билет в -никуда, причем в один конец. Держитесь уверенно, поблагодарите за "заботу" и идите своим путем.
В бейсболе есть игроки, которые особенно оживают в критических ситуациях. Они бесстрашны. Они лучше всего проявляются в схватке. "Ну, бей", — говорят они. Наблюдать за Грегом Боном из команды "Падрес", когда он выходит лицом к лицу с подающим, — одно удовольствие. Впечатление такое, что все они хотят его расстрелять (может быть, потому, что на его счету пятьдесят хоум-ранов3!), целя ему в голову летящим мячом. Как всякий нормальный человек, он уклоняется и падает. Но потом, стряхнув с себя пыль, он звереет. Сказать вам не могу, сколько раз Грег Вон, после того как его сбивали, поднимался и пробивал хоум-ран.
Многие игроки перед выходом на поле бросают репортерам стандартную фразу: сделаю, что смогу, а остальное не мое дело. И это действительно очень хороший подход. Звучит невероятно просто, но как это мощно — не заботиться об исходе и сосредоточиться на процессе. Путь другие не оценят. Вы сделали все, что в ваших силах. И все.»
Риск — составная часть жизни. Либо вы рискуете, либо сидите дома и смотрите нас по телевизору или читаете о нас в газетах.
ПРАКТИКУМ: ОЩУТИТЕ СТРАХ
Ощущать страх — не так уж и плохо. Собственно, это нормально. Надо только пройти через него и, цитируя название одной книги, "Ощутить страх и покончить с ним".
• Не подрезайте крылья своей мечте. Просто начните с малого
и из серии небольших успехов выстраивайте монументальный.
• Составьте список того, чего вы боитесь, и напротив каждого
пункта поставьте дату начала действий—действие способно
убивать страхи.
• Закончите фразу: "Вот страх, который я всегда ощущал в
отношении себя:_____ ". Выведите свои страхи в текст и по
том расправляйтесь с ними.
|
|
В бейсболе — когда после удара битой мяч улетает так далеко (например, за пределы поля), что бивший успевает пробежать по всему кругу и вернуться на "домашнюю базу". Этот кон считается выигранным. (Прим. пер.)
ПУС: Позитивная Установка Сознания 357
Не упускать шанс
Сомнения — предатели: они Проигрывать нас часто заставляют Там, где могли б мы выиграть, мешая Нам попытаться34.
Уильям. Шекспир
Если не воспользоваться шансом, ничего не произойдет. Успеха не бывает без риска. Это просто невозможно — играть наверняка, не рискуя, и надеяться, что выиграешь. Как предприниматель, вы обязаны быть готовы идти на риск. Я не призываю вас к бессмысленному риску, я говорю: дерзайте и делайте то, чего другие не смеют, и вы преуспеете там, где они провалились. Пэт Мэтени — один из крупнейших гитаристов нашего времени. Он девять раз получал "Грэмми" и (начиная с 70-х годов) выпустил целый ряд успешных альбомов. Среди прочих вещей, сделавших Мэтени великим, — его способность проникать в своем творчестве на новые, неизведанные территории. Он не ищет в музыке безопасных путей; он непредсказуем, он экспериментирует — и до сих пор это служило ему хорошую службу.
Джефф Безос, основатель Amazon.com., отказался от успеха и покоя и бросил выгодную работу на Уолл-стрит, чтобы последовать за своей мечтой. Он собрал пожитки и переехал с женой и собакой на стареньком "шевроле" через всю страну в Беллвью, штат Вашингтон, чтобы основать "крупнейший на земле Интернет-магазин". Крепкие нервы, а? Тем более, что в то время Интернет-коммерция была делом совершенно новым и не опробованным. Сам он смотрит на это по-другому. "Я называю это методом минимизации сожалений, — говорит он в интервью журналу "Success". — Я посмотрел на себя в будущем, когда мне будет лет восемьдесят, и спросил: "О чем я буду сожалеть?" И понял, что в восемьдесят я, вероятно, и не вспомню о множестве вещей, казавшихся такими важными, как, например, потеря тринадцатой зарплаты на Уолл-стрит. Но я бы точно вспомнил, что прозевал появление Интернета, и сказал бы себе — какой болван!"
|
|
Я всегда спрашиваю себя — что может произойти в худшем случае? Смогу я с этим справиться? Смогу! Ну, тогда вперед и вверх. А если не смогу — как бы немножко сбавить обороты?
Короче, когда говорят "кто не рискует, тот не пьет шампанского", — говорят правду. Когда речь идет о карьере, настоящий успех приходит к дерзающим, к тем, кто использует шанс, когда он выпадает. Окружающим это может казаться бессмысленным, но это именно то, что вы должны делать, если хотите прожить жизнь без сожалений.
Перевод Т. Щепкиной-Куперник.
Карьера для творческого человека
На перекрестках жизни
Вспомните о двух переломных моментах в вашей жизни. Обозначьте каждый своим ключевым словом. Теперь спросите себя: что я тогда чувствовал? Боялся? А теперь, глядя назад, — как получилось в итоге? Может, и ничего? Лучше, чем просто ничего? И не бьшо бы счастья, если бы?..
Опрос: Боитесь ли вы успеха?
Чтобы прожить творческую жизнь, надо отбросить страх быть неправым.
Джозеф Чилтон Пирс
Ответьте на следующие вопросы: