Содержание

Аннотация..................................................................... 1

Письмо Патриарха....................................................... 2

Мы с Павелецкой.......................................................... 3

К читателю.................................................................... 5

Думайте, люди!............................................................. 7

Предисловие............................................................... 12

Из церковной службы на Рождество Христово………...15

Вместо введения. Демократия и марксизм............... 18

Глава 1. Философия................................................... 25

1.1. О методе.......................................................... 25

1.2. Материалистическая аксиоматика.......................35

1.3 Теорема Гёделя и следствия из неё................ 42

1.4. Триединая аксиоматика.................................. 47

1.5. Детерминизм в естествознании...................... 54

1.6. Фундаментальная аксиоматика Иисуса Христа.60

1.7. Детерминизм в социологии и мире................ 62

1.8. Бог Отец.......................................................... 68

1.9. Наука............................................................... 74

Глава 2. Разум и его развитие.................................... 83

2.1. Истоки разума................................................. 83

2.2. Развитие разума.............................................. 87

Глава 3. Социология................................................... 96

3.1. Аксиоматика в социологии............................ 96

3.2. Человек.......................................................... 101

3.3. Интеллигентность......................................... 105

3.4. Коллективизм................................................ 111

3.5. Формы социальной организации людей...... 115

3.6. Понятия насилия и свободы......................... 117

3.7. Материалистическое и христианское развитие.123

Глава 4. Экономика.................................................. 126

4.1. Основной вопрос современной экономики. 126

4.2. Необходимое условие существования рынка 133

4.3. Необходимое и достаточное условие..............

рентабельности рынка.................................. 138

4.4. Технологическое развитие и его пределы... 143

Глава 5. Основные социально-экономические формы. 153

5.1. Тирании......................................................... 153

5.2. Фашизм......................................................... 156

5.3. Демократии................................................... 158

5.4. «Гадкий утёнок двадцатого века» или

«Что такое русский социализм?»............................ 165

5.5. Адекватная социальная организация........... 176

5.6. Элитарность.................................................. 184

Глава 6. История...................................................... 187

6.1. Задачи истории, как науки........................... 187

6.2. Терроризм..................................................... 191

6.3. Основной сценарий общественного развития

в начале XXI века................................................ 197

6.4. Возможности ракетно-космической техники 206

6.5. Ядерное противостояние.............................. 210

6.6. Основные характеристики

систем ПРО и СОИ.............................................. 212

6.7. Комплексные средства преодоления ПРО.. 217

6.8. Радионевидимые крылатые ракеты.............. 222

6.9. Перспективы развития атомной энергетики 228

6.10. Эксперимент в Протвино.......................... 234

Заключение. Последняя социальная революция..... 237

Послесловие............................................................. 239

Приложение. Понятийный аппарат философии

ненасильственного развития……………………………242

Содержание............................................................... 239

Примечания[100]........................................................... 239

ПРИМЕЧАНИЯ


[1] Пассионарный – устремлённый к высшей цели.

[2] Здесь: решил задачу нахождения наиболее общего принципа для общественных наук, из которого все остальные известные закономерности в этой области знания вытекают как логическое следствие. Термин «гипотеза бутстрапа» взят из физики, которая решает задачу нахождения такого принципа для своей области. «Гипотеза» – потому что предполагается, что эта задача имеет решение. «Бутстрап» – англ. bootstrap – ремешок с пряжкой на обуви, то есть нечто маленькое, скрепляющее воедино.

[3] многоплановым

[4] Парадигматический инструментарий – набор инструментов, которым располагает наука на данном этапе своего развития.

[5] Понятие «постнеклассическая наука» введено в конце 1980-х годов В. С. Степиным для обозначения нового этапа в развитии науки, связанного со становлением нелинейного естествознания (программа унитарных калибровочных теорий и общенаучная исследовательская синергетическая программа). Этот этап характеризуется распространением междисциплинарных исследований, включением ценностных факторов в науку и др.

[6] Стохастический – подчиняющийся вероятностным законам.

[7] Ниже (раздел 5.5) сделан необходимый акцент на том обстоятельстве, что всемогущество и созидательный потенциал разума могут быть реализованы только при условии безусловного подчинения душевных сил человека Воле Бога. В Церкви это называется смиренномудрием, а в Евангелии – нищетой духовной («Блаженны нищие духом…», – Мф. V, 3).

[8] Математическое понятие «особой точки» или значения аргумента, для которого нельзя применить данную функцию.

[9] Закон Гука (Р. Гук – английский физик) определяет связь между напряжённым состоянием и деформацией упругого тела (прилагаемая сила пропорциональна Dl).

[10] Имеется в виду тезис Маркса: «Все философы объясняли мир, тогда как наша задача заключается в том, чтобы его переделать». То есть действовать в соответствии с законами мироздания, познаваемыми разумом.

[11] Виртуальный процесс – процесс не явный, не проявляющий себя, но такой, который может или должен проявиться.

[12] То есть, футбольный мяч можно разлагать на составляющие, а электрон нельзя.

[13] Квазиматериальный – ненастоящий материальный.

[14] Рациональным называется число, которое может быть представлено в виде дроби, в числителе и знаменателе которой – целые числа (знаменатель не равен нулю). В противном случае число именуется иррациональным.

Сечение во множестве рациональных чисел – число, разделяющее бесконечное множество рациональных чисел на две половины так, что любой элемент одной половины меньше любого элемента другой половины.

Фундаментальной именуется любая числовая последовательность, имеющая предел. Например, последовательность десятичных приближений (1, 1.4, 1.41, 1.414, …) к корню квадратному из 2.

[15] Здесь и далее имеет место математическая абстракция, не вступающая в противоречие с богословским проникновением в тайны происхождения вселенной, сотворения мира.

[16] В 1931 году Курт Гёдель опубликовал две теоремы, математически доказав, что утверждения, созданные в конкретной логике, всегда будут одного из трёх типов: те, которые можно вывести из базового набора аксиом (истинные); такие, что можно доказать их противоречие аксиомам (ложные); и ни те, ни другие.

Гёделевский принцип неполноты можно проиллюстрировать ситуацией следователя, у которого есть подозреваемый и набор фактов. Возможно, следователь откажется от своих подозрений на основании полноценного алиби. Возможно, докажет виновность подозреваемого. Но не исключено и то, что ему не хватит данных для решения, – иногда аксиоматика оказывается узка. Разумеется, её можно расширить до потребности, например дополнить ещё одной аксиомой, и что-то из неопределённого определится, но что-то всё равно останется неопределённым. Так расширить аксиоматику, чтобы ничего неопределённого не осталось, чтобы утверждения распределились без остатка на истинные и ложные, невозможно, что, собственно, и составляет логико-математическую суть теоремы Гёделя. (Заимствовано из журнала «Наука и жизнь», № 11 за 2012 год, с. 31).

[17] Используется математическое понятие сингулярности – особой точки по отношению к области определения математической функции.

[18] Континуум – непрерывное множество. То есть каждый элемент этого множества по отношению к другим его элементам может быть точкой непрерывности (см. определение непрерывности для математических функций).

Числовое иррациональное множество – множество действительных чисел, включающее в себя рациональные и иррациональные числа. Множество рациональных чисел – счётно бесконечное, то есть каждый элемент его находится во взаимно однозначном соответствии с каким-либо элементом из ряда натуральных чисел. Множество иррациональных чисел – несчётное, бесконечное, равномощное множеству действительных чисел (то есть может быть установлено взаимно однозначное соответствие между их элементами).

[19] Подразумевается этап развития, движущей силой которого является иррациональная Первооснова всего. Логика рассуждений выдерживается в рамках материалистической точки зрения.

[20] Имеется в виду постулат о бесконечности развёрнутого во времени и в пространстве экспериментально-познавательного процесса.

[21] Разумеется, материалистическая философия формально не отрицает существование бесконечных множеств. Но, по сути, в этом моменте она проявляет свою внутреннюю противоречивость, поскольку явления, моделируемые бесконечными множествами, всегда являются открытыми, незамкнутыми и, следовательно, не могут быть детерминированными. В незамкнутых системах детерминизм невозможен. Поэтому утверждающий объективность и предопределённость развития («конёк» материализма) тем самым, может быть, сам того не сознавая, отрицает существование бесконечных множеств.

[22] Рассуждения проводятся в рамках материалистической точки зрения, которая исключает осознанное действие и в качестве альтернативы ему рассматривает случай (замечание по поводу «любого мира» – множественности миров). Что касается сути самих рассуждений, то они основаны на теории множеств, которая в принципе описывает всё, что есть в мироздании, за исключением разума. Триединая аксиоматика фундаментальной математики является той ступенькой, которая ведёт к полной аксиоматике вселенной – к аксиоматике Христа, в которой стохастический интеллект заменяется Разумом. Это обстоятельство является одним из самых мощных аргументов в пользу единства и истинности фундаментальной науки и учения христианской веры.

[23] лат. modus – разновидность, проявление, норма

[24] Коллективные процессы предопределены, индивидуальные – случайны.

[25] Здесь, как и выше (см., например, 1.4), рассуждения проводятся в рамках материалистических представлений.

[26] Имеется в виду (в рамках материалистической точки зрения) не развитие, о котором говорит Ч. Дарвин, а формирование человеческого разума под влиянием разумного начала в мироздании. По Учению веры, это осуществление в процессе творения идеи Творца о создании человеческого разума по образу Высшего Разума.

[27] С точки зрения Учения веры, нечто подобное может иметь место только в жизни «будущего века» – в обновлённом мироздании.

[28] «Все философы объясняли мир, тогда как наша задача заключается в том, чтобы его переделать».

[29] Продолжаются рассуждения по законам математического мышления.

[30] Разумеется, иррациональная Первооснова мира может быть источником (Создателем) любого индивидуального интеллекта и группы интеллектов в мире духовном (предмет веры) и в мире материальном. По Учению веры, в духовном мире это множество Ангелов – бестелесных разумных существ. Развитие разума в рациональном (материальном) мире связано с таинством Боговоплощения – соединения во едином Лице Богочеловека Иисуса Христа нераздельно и неслиянно (определение IV Вселенского Собора) двух природ – Божеской и человеческой – и, соответственно, Божественного и человеческого разума. Это обстоятельство сопряжено с ограниченной распространённостью человеческого (сотворённого) разума (то есть сообщества носителей сотворённого индивидуального разума) в рациональном мире – во вселенной.

[31] Имеется в виду двойственный материалистический постулат о предопределённости групповых и случайности индивидуальных явлений.

[32] С точки зрения Учения веры, предположение о возможности чего-либо подобного может осуществиться только в обновлённом мироздании.

[33] Уравнения Лагранжа, описывающие физические взаимодействия.

[34] Соображения высказываются в рамках, определяемых условием исключения какого-либо осознанного действия, разумного действия Творца.

[35] То есть счётными подмножествами несчётного бесконечного множества.

[36] По определению, отображение множества À о во множество а – это правило, по которому каждому элементу множества À о сопоставляется один или несколько элементов множества а. Применительно к нашему физическому миру, множество а – это 16 основополагающих характеристик. Положим, что множество À о (всех допустимых характеристик) состоит из одного элемента. Тогда отображение À о в а – это множество, состоящее из 16-ти элементов (вариантов сочетания). Если À о состоит из двух элементов, тогда количество вариантов сочетания 16´16=162. Если À о состоит из трёх элементов, тогда количество вариантов сочетания 16´16´16=163. И так далее. Если À о – счётное бесконечное множество, тогда количество вариантов сочетания (всех теоретически возможных МПВФ) – аÀо.

[37] Имеется в виду одинаковость количества элементов множества а, сопоставляемых с элементами множества À о.

[38] В греческом тексте Евангелия от Иоанна – «Логос», не просто слово, а идея, Божественный план о создании мира.

[39] то есть, в современной науке

[40] Сверхъестественное Божественное Откровение ничего не говорит о различных материальных мирах, формируемых Богом Отцом, и нет никаких данных об их существовании, кроме возможности математического их моделирования. Предлагаемые рассуждения можно рассматривать как попытку заглянуть в нереализованный Божественный план, разгадать ход мысли Творца.

[41] Подразумевается развитие в жизни «будущего века», в обновлённом мире.

[42] Аксиома триединства: в основании вселенной лежит триединое начало – иррациональная Первооснова, рациональный (материальный) мир групповых явлений и индивидуальный интеллект (иррациональный объект).

[43] Аксиома двойственности (дуалистическая аксиома): материальный мир во всех своих проявлениях, в том числе и социальных, является двойственным. Двойственность определяется предопределённостью коллективных (групповых) процессов и случайностью индивидуальных.

[44] Имеются в виду математические модели материальных миров.

[45] fluctuatio (лат.) – колебание, случайное отклонение какой-либо величины от её среднего значения.

[46] подразумевается: возник не сам по себе, а действием Творческой Силы

[47] Иррациональный интеллект не равен, а подобен иррациональной Сути мироздания, но имеет ту же мощность. Это обстоятельство наглядно показывает, что интеллект, разум может бесконечно совершенствоваться в Богопознании, не достигая равенства с Первоисточником, но пребывая с Ним в неслиянном единстве.

[48] Может и должен, ибо такова заповедь, данная верующим через Апостола Павла: «Подражайте мне, как я Христу» (1 Посл. к Коринфянам, 4, 16).

[49] Необходимое уточнение с точки зрения веры: для возникновения требуемой флуктуации кроме многочисленности людей необходимо ещё и особое действие Промысла.

[50] Вообще говоря, роль каждого человека в мироздании неизмеримо выше, чем только обеспечение развития. Душа человеческая дороже всего временного, преходящего мира (см. Ев. от Марка, 8-я гл., 36-37). Смысл и предназначение её бытия – в Боге, и она осуществляет своё предназначение, познавая и исполняя Божественные законы.

[51] Настоящий раздел посвящён одному из аспектов Богоподобия в творении – разуму, неотъемлемым свойством которого является развитие как положительная ценность. Но надо остерегаться недооценки значения других аспектов Богоподобия. Обращение к Евангелию даёт нам возможность не терять чувства меры и объективности в оценках. Так, мы имеем высочайшее представление о значении каждого человека, душа которого, по Евангелию, дороже всего мира (Мф. XVI, 26). «Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих, ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лицо Отца Моего Небесного» (Мф. XVIII, 10). Главное в очах Божиих не то, насколько Его чада образованы и способны к научным открытиям и разного рода изобретениям, а то, насколько их духовная природа не подвержена греху – причине духовной смерти, насколько она открыта для восприятия милости своего Создателя и любящего Отца, Который готов и может без труда дать каждому Своему любимому чаду то, что дал Ньютону, Эйнштейну и так далее, вместе взятым. И Он даст любящим Его то, что «око не видело, ухо не слышало» (1 Кор. II, 9), и мы познаем Его так, как Он знает нас (1 Кор. XIII, 12). Разумеется, в том, что здесь утверждается, нет умаления важности образования, умственного труда. Господь даёт тому, кто ищет, кто просит. Лентяям и не ценящим Его дары не помогает и не даёт.

[52] По поводу приведённого высказывания уместно вспомнить слова из Книги Пророка Исаии (VII, 9, по переводу Семидесяти): «Если не уверуете, то и не поймёте».

[53] См. примечание 61.

[54] Подтверждение и уточнение этого тезиса с позиции веры находим у Апостола Павла: «Если мы, получив познание истины, произвольно грешим, то не остаётся более жертвы за грехи» (Посл. к Евреям, 10, 26).

[55] Здесь имеется в виду любое положение, которое принимается без доказательства как руководство к действию (но не церковный догмат!).

[56] Понятие развития в настоящей книге используется в качестве основополагающего и имеющего безусловную положительную ценность. Положительная ценность развития подтверждается евангельским учением (притча о талантах – Ев. от Матфея, 25, 14-30). В развитии всегда усматриваются признаки единства и борьбы противоположностей, перехода количества в качество и отрицания отрицания. Однако адекватная социальная организация в качестве завершающей стадии общественного развития, по-видимому, не имеет отрицания. Это обстоятельство является естественным и понятным в свете обоснованного в настоящей книге утверждения о том, что сформулированные Марксом законы диалектики в естественнонаучном смысле слова законами не являются. Их правильнее называть признаками развития, которые в разных случаях проявляют себя по-разному. В отношении к завершающей стадии общественного развития признак отрицания отрицания не проявляет себя, как в предыдущих случаях, полным отрицанием. И в этом обстоятельстве, которое автор получает в качестве логического вывода из развиваемой в книге теории, можно видеть яркий пример того, как наука и вера совершенно независимыми друг от друга путями приходят к единому утверждению. Ведь, с точки зрения учения веры, не всё подлежит отрицанию. Апостол Павел говорит о Боге, что Он «Себя отречься не может» (2-е Посл. к Тим., 2, 13). Вместе с тем, по слову Христа, наступит Его Царство, в котором «будут все едино» (Ев. от Иоанна, 17, 21) – Бог в Своём творении и творение в Боге. То есть признак неотрицаемости по существу будет присущ творению в новом, высшем качестве. Сопоставление этого момента православного вероучения с выводом теории общественного развития о неизбежности прихода к адекватной социальной организации позволяет утверждать, что осуществление адекватной социальной организации и воцарение Господа во веки (Псалом 145, 10) – одно и то же. До Второго Пришествия Христа, с точки зрения веры, возможно лишь некоторое предзнаменование этого полного осуществления.

[57] Приводятся именно эти примеры, а не примеры прославленных Церковью святых, осуществивших идеал духовной свободы, чтобы подчеркнуть: духовная свобода на практике в некоторых отношениях возможна и совместима с неизбежной греховностью человеческой природы.

[58] «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твоё и раздай нищим…» – Ев. от Матфея, 19, 21.

[59] Разумеется, одно это обстоятельство не могло быть причиной самоубийства.

[60] При этом полезно иметь в виду (для полноты картины), что интеллектуальный потенциал С. Хокинга используется правящей мировой «элитой» для разработки её далеко идущих планов по сокращению численности населения Земли и т. п.

[61] Метод математической индукции не может быть обоснован использованием только результатов нескольких испытаний. В общем виде требуется ещё доказать справедливость N+1 шага в качестве его следствия из N-го шага. Далее. В настоящей книге показано, что вне разума поведение социальных групповых структур не может быть детерминированным. Попытка Маркса создать адекватную теорию социальных процессов без привлечения феномена разума в принципе не могла быть успешной.

[62] Подобно тому, как в пчелиной семье необходимую роль играют трутни.

[63] Строго говоря, не совсем правильно и возражать стоит – есть против чего возражать. Сказанное справедливо в сравнении с Лёвой Чёрным. (Лев Чёрный – российский «предприниматель» периода перестройки и «реформ». См. о нём: http://abos.ru/?p=38594).

[64] Утверждение справедливо лишь с точки зрения соответствия или несоответствия условий для дальнейшего материального развития. Однако существуют и другие точки зрения, прежде всего нравственно-богословская, экологическая, с которых всё оценивается совершенно по-другому. Например, в свете христианского нравственного учения можно видеть, что «грязные» деньги в принципе нельзя «отмыть», они ни в коем случае на пользу не пойдут, если их обладатель не изменит свой образ мыслей, не исправит испорченность своего ума и не станет на путь всецелого исправления своей жизни. Вложение «грязных» денег в какое-либо дело не совместимо с Божиим благословением на это дело. Оно подобно включению чужеродного гена в какой-либо организм методами «генной инженерии», в результате которого рождается нежизнеспособный урод.

[65] Если утверждать только то, что абсолютно, что не зависит от условий, то воспитание не только детей, но и взрослых, конечно, возможно и необходимо, хотя это, зачастую, очень длительный, малозаметный и трудный процесс.

[66] Осколочные ядра – образующиеся в результате ядерных реакций атомные ядра с аномальным составом и избыточной внутренней энергией. Постепенно переходят в стабильное состояние с выделением избыточной внутренней энергии в виде гамма-излучения. Актиноидная активность – радиоактивность актиноидов – химических элементов с атомными номерами 90–103 (их название происходит от элемента актиния, за которым они расположены в таблице Менделеева). Наведённая активность – это радиоактивность веществ, в обычных условиях не являющихся радиоактивными. Возникает под действием ионизирующего излучения, чаще всего нейтронов, вследствие образования радиоактивных изотопов с периодом полураспада от нескольких лет до миллионов лет.

[67] от англ. breeding – разведение, размножение; расширенное воспроизведение ядерного топлива

[68] в смысле: не оправдали завышенных ожиданий немедленного и большого эффекта

[69] С богословской точки зрения, эти утверждения справедливы лишь в относительном, сравнительном смысле, в свете сказанного Апостолом Павлом в Послании к Евреям: «Если мы, получив познание истины, произвольно грешим, то не остаётся более жертвы за грехи» (10, 26).

[70] Не для всех это доказательство («показательство») убедительно. По убеждению верующих людей, только милостью Божией мы были спасены в XX веке от ядерной катастрофы и самоуничтожения. А милость – это то, что не обусловлено законом. «Милость превозносится над судом» – Посл. Иакова, 2, 13.

[71] Социалистический строй предоставляет хотя и ограниченные, но очень большие возможности для творческого развития каждой личности, независимо от её происхождения и отношения к элите. В этом смысле развитие в условиях социализма нельзя назвать минимальным. Также и в отношении регламентации необходимо сделать оговорку. Вообще говоря, любая регламентация, если она по своей сути близка к соблюдению воли Божией, не препятствует, а, наоборот, весьма способствует подлинному развитию и творчеству.

[72] В этих словах заключён тот смысл, что иногда, в исключительных случаях, допускается отступление от буквы закона, например, не считается подлежащим осуждению убийство врага на справедливой войне.

[73] См. примечание 42.

[74] Справедливости ради необходимо отметить, что в экономике современных развитых капиталистических стран существует и играет важную роль государственный сектор. Не только в кризисы, но и всегда он необходим для поддержания капиталистических правил игры. Государство в известной мере регулирует экономику, цены, гарантирует сравнительно высокий уровень социального обеспечения в этих странах.

[75] В 60-х годах прошлого века на о. Западный Шпицберген в Баренцевом море, где компактно и изолированно проживали советские специалисты, приехавшие поработать и заработать, в виде эксперимента был осуществлён этот принцип. Результат: первое время потребление зашкаливало, каждый тащил в свой дом из магазинов всё, что мог. Затем вскоре снизилось до уровня более низкого, чем тот, который был до начала эксперимента.

[76] Разумеется, не в полной мере и не во всех отношениях. Насилие в тех или иных формах будет существовать в этом мире, пока существует грех, то есть до Второго Пришествия Христова.

[77] Поскольку на этом пути, по Евангельскому учению, в развитии человечества должен быть переломный момент – Второе Пришествие Христа, – момент обновления мироздания и человеческой природы, когда грех будет осуждён, а правда восторжествует навечно, на последующих этапах развития должно быть много неизвестного и неожиданного для нас. «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1 Посл. к Коринфянам, 2, 9).

Потенциал Бога Отца бесконечен. Но эта бесконечность, в отличие от бесконечности развития человеческого разума, имеет качественно иную природу: это бесконечность несотворённая – одно из неотъемлемых свойств Единого Творца.

Человеческий разум, познающий конкретные действия Творца по созданию мира и даже пытающийся проникнуть в Его Божественный план, достигает на этом пути единения с Его Бесконечным потенциалом. Об этом единении молился Христос: «Да будут все едино...» (Ин. XVII, 21). Это единение нераздельное и неслиянное, точно так же, как нераздельно и неслиянно (по определению IV Вселенского Собора) соединены Божество и человечество во едином Лице Господа Иисуса Христа.

[78] «Для чего же закон? Он дан после по причине преступлений» (Посл. к Гал., 3, 19). «Закон положен не для праведника, но для беззаконных и непокоривых…» (1 Посл. к Тим., 1, 9). С точки зрения христианской веры очевидно, что общество, адекватное постулатам Христа, – это общество праведников в обновлённом мире.

[79] Существует и другой аспект этого общественного явления (требований отмены привилегий). Это не признак духовной зрелости общества, а, наоборот, признак, в определённой мере, его духовной и нравственной деградации, которая проявилась, с одной стороны, злоупотреблениями верхов своим положением, а с другой – амбициями низов.

[80] Сознательно употребляются не вполне корректные фразы (например, вообще говоря, зло может быть не только от начальников) для выражения в целом правильной позиции. Методы воздействия, которые применялись к заключённым и сосланным в Сибири, также не могут быть рекомендованы в качестве образца.

[81] Это лишь один аспект – частный. Другой аспект – общий – в том, что у находящегося наверху иерархии точка зрения более высокая и, как таковая, имеет существенную важность. Например, в области торговли особенно очевидно преимущество общей точки зрения по сравнению с частной (сравнить роль и место торговли в Советском Союзе и в нынешней России).

[82] Здесь снова приём употребления не вполне корректной фразы для выражения правильной мысли. По идее, могут быть начальники, исполняющие обязанности своей должности не ради денег. И такие примеры известны.

[83] Парето, Вильфредо, – итальянский инженер, экономист и социолог (1848 – 1923). Известен как один из основоположников теории элит.

[84] Есть и другие точки зрения, например нравственно-богословская, с которых соотношения важности исторических ролей известных личностей и весомости их вклада в историю выглядят по-другому.

Вообще говоря, близкая к истине оценка исторической роли тех или иных личностей невозможна без привлечения евангельской мудрости. «Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе» – Ев. от Луки, 6, 45; и: «По плодам их узнаете их» – Матфея, 7, 20. Каковы плоды гения Э. Ферми? Пока что в результате всех достижений на открытом им направлении, если смотреть широко, мы имеем гораздо больше плохого, чем хорошего. Неисчислимы страдания и потери, понесённые человечеством и природой от атомного оружия, хотя оно почти не применялось в боевых целях. Однако, если посмотреть ещё шире, эти потери оправданы, так как благодаря наличию этого оружия до сих пор не было большой войны. Но если посмотреть ещё шире, попытаться проникнуть в тайны Божественного домостроительства («управления имением»), подобно тому как в настоящей книге сделана попытка разгадать мысли Творца о сотворении мира, то можно увидеть решающую для судеб мира роль, какую имеет в очах Божиих нравственный подвиг поколения, очищенного страданиями и омытого военной грозой. Если сойти с высокой точки зрения, то можно прийти к абсурду, например, приписать главную заслугу в победе над фашизмом самим фашистам, которые вынудили Э. Ферми уехать в Америку. Нет. Несравненно ближе к истине утверждение, что победили фашистского зверя наши люди, настоящие люди на фронте и в тылу, которые не только воевали и трудились, но и молились.

В сфере мирного использования атомной энергии, как показано в настоящей книге, от открытий Ферми также пока что больше проблем, чем толку. Мягко говоря. Экологи, и не только они, утверждают: больше вреда, чем пользы.

[85] Существует и другая, вполне аргументированная, точка зрения на этот исторический момент, согласно которой решающую роль в благоприятном исходе войны с Японией сыграл Советский Союз, а не чудовищное преступление Трумэна и иже с ним. «Энола Гэй» – имя матери пилота, сбросившего атомную бомбу на Хиросиму, которым он назвал свой самолёт.

[86] Подразумевается, что голосование как участие рядовых граждан в решении вопросов, имеющих общественное и политическое значение, в принципе может иметь смысл.

[87] англ. stealth: by stealth [stelq] – втихомолку, тайком

[88] дисперсия – разбрасывание, рассеяние

[89] Ливерморская национальная лаборатория им. Э. Лоуренса в г. Ливермор (Livermore), Калифорния, США.

[90] То есть Промысл Божий

[91] диссипация – рассеяние, равномерное распределение

[92] Идея «анонимного послания» агрессору в виде несущей ядерный заряд крылатой ракеты с «фелюги» в силу своей исключительной важности для судеб человечества требует внимательнейшего рассмотрения, просчёта всех возможных вариантов развития событий. С нравственно-богословской точки зрения она неприемлема, так как при её осуществлении невозможно избежать гибели невинных людей и детей. Если рассматривать её как адекватный ответ агрессору, допускающему гораздо большие злодеяния в отношении невинных, то и в этом случае возникают серьёзные возражения. Во-первых, необходимо учитывать мощь разведки агрессора и его союзников. Если современные разведывательные структуры поставят перед собой цель выяснить, откуда вышла «фелюга», то весьма вероятно, что они к этой цели придут. Но, скорее всего, их хозяева не будут стараться во что бы то ни стало выяснить истину. Им важно иметь предлог для использования неанонимных средств против неугодных им «режимов» и маскировочное прикрытие для использования таких же точно анонимных средств. Поэтому попытку осуществления рассматриваемой идеи можно уподобить попытке воткнуть палку в осиное гнездо. Значит, эта идея так же не должна быть реализована, как и применение стратегических наступательных вооружений, потому что это будет означать конец человеческой цивилизации.

Техническое осуществление идеи, то есть создание и широкое распространение по миру крылатых ракет для запуска с «фелюги», может способствовать сдерживанию амбиций тех, кто ведёт себя нагло на мировой арене, но, в то же время, многократно повысит «пожароопасность».

Но самым главным обстоятельством, определяющим судьбу этой идеи, является то, что она утратила свой практический смысл с тех пор, как в начале текущего столетия были созданы глобальные системы контроля из космоса. В настоящей книге она имеет отношение не к практике, а к истории развития мысли.

[93] Термализация нейтронов – замедление нейтронов при их распространении в какой-либо среде до тепловых энергий (менее 1 электронвольта).

[94] то есть, несмотря на сравнительно небольшую область пространства, которую должен пройти нейтрон, чтобы со 100%-ной вероятностью произошло его взаимодействие с ядром, …

[95] Барн – единица для измерения площади эффективного сечения атомного ядра (pr2, где r – радиус сечения). 1 барн равен 10–28 м2.

[96] Специалисты по питанию высказывают обоснованные сомнения в том, что пища, синтезированная из полученного в результате ядерных реакций водорода, сможет хотя бы частично удовлетворить потребности человека в пище. Но использовать водород в качестве дешёвого экологически чистого топлива – это замечательная перспектива.

[97] Чрезвычайно интересным с научно-богословской точки зрения представляется вопрос о взаимном соотношении двух аспектов реальности: научной теории общественного развития, представленной в настоящей книге, и христианских мировоззренческих представлений, основанных на учении Христа о конце этого мира. Осмысление этих аспектов и их взаимного соотношения в свете исторического и повседневного опыта имеет быть весьма плодотворным. В частности, их сопоставление, с точки зрения веры, наводит на мысль о том, что перед пришествием антихриста, «которого Господь Иисус убьёт духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего» (2 Фес., 2, 8), должен быть более или менее продолжительный период торжества истинной веры и справедливости на всей Земле.

[98] См. примечание 42.

[99] См. примечание 43.

[100] Авторство примечаний принадлежит, в основном, архимандриту Димитрию (Глушко), священнослужителю Русской Православной Церкви (Московский Патриархат). В составлении примечаний принимал участие автор книги, и все они сделаны с его согласия. Ниже вниманию читателя предлагается заключительный

КОММЕНТАРИЙ АРХИМАНДРИТА ДИМИТРИЯ.

В природе существует оптимальная мера разнообразия элементов, образующих какой-либо союз или объединение. Например, близкородственные браки не способствуют рождению здоровых и талантливых детей, могут быть причиной неполноценности. Так же и соединение слишком непохожих рискованно и часто не приводит к добру. Чаще всего брак бывает благополучным и дети рождаются здоровыми и талантливыми, когда супруги в некоторой оптимальной и сравнительно немалой мере дистанцируются друг от друга по происхождению и другим характеристикам. Так же и в науке весьма плодотворным бывает соединение далеко отстоящих друг от друга научных дисциплин. Высказываемые в настоящей книге Игоря Николаевича Острецова идеи оказываются весьма плодотворными при попытке рассмотрения их с других позиций, отличных от позиции автора. То есть позиция автора даёт обильные и полезные плоды при объединении её с другими точками зрения. Своего рода «инвариантность интервала». В частности, у автора этих строк, имеющего собственную мировоззренческую позицию, идеи Игоря Николаевича вызвали целый каскад собственных мыслей, некоторыми из которых ему хотелось бы поделиться.

Как отмечают друзья Игоря Николаевича, написавшие свои предисловия к его книге, она устремлена в будущее. Поэтому и высказываемые здесь мысли будут по поводу перспектив.

Мне кажется, что мысль автора о наступлении времени, когда силы человеческого разума будут переориентированы на познание невидимого, нематериального, духовного, истинной духовной Первоосновы бытия, требует существенного дополнения. Действительно, человеческий разум, познающий материальное и использующий своё знание для создания комфорта по своему усмотрению, близок к состоянию насыщения. То есть развитие разума, а заодно и технологий, в материалистическом направлении приближается к потолку, который это развитие ограничивает. При этом весьма существенную роль играет греховная испорченность человеческого разума, которая отражается на его продукте – техногенной цивилизации. С другой стороны, автор утверждает важнейшую роль потенциала, который заложен в человека при его сотворении (при образовании вида homo sapiens под действием Творческой Силы). Путём силлогизма, логического вывода из этих двух тезисов, приходим к утверждению о необходимости натурализации образа человеческой жизни без снижения достигнутого научно-технического уровня и даже, в экологически допустимой мере, в сочетании с некоторым его повышением. Идеи автора подводят к этому, и нужно поставить точку над i – сказать о необходимости натурализации.

Сознательная натурализация в означенном смысле не отделима от повышения интеллектуального, нравственного и духовного уровня человека. Она должна быть одним из важнейших факторов, определяющих перспективу развития человечества. Только на пути натурализации, неразрывно связанной с повышением нравственного уровня людей, находится богоугодное решение неразрешимой демографической проблемы, проблемы выхода из нарастающего глобального экологического кризиса. Нравственный человек – это воздержный человек, и общество может способствовать мобилизации человеческих сил в нужном направлении для достижения нужного общественно значимого результата. Тем более, что счастливым в этой временной земной жизни можно быть только при условии наличия добродетели воздержания. Чем более невоздержен человек, тем более, вообще говоря, он несчастен.

Существенные аспекты натурализации – снижение энергопотребления и нагрузки на биосферу. То, что больше половины жителей Европы ездят на велосипедах, – это не мелочь. Сознательное переориентирование части человеческих сил на физический труд – экологически более правильное и мудрое решение, чем пропаганда спорта. Вообще, о натурализации говорить можно много. Это отдельная тема.

Признаком натурализации, о котором необходимо сказать особо в связи с идеями автора книги, является сознательное воздержание от неразумного использования плодов научно-технического прогресса. Примерами такого рода воздержания в нашей жизни могут быть добровольные принципиальные ограничения на просмотр телепередач, чтение современных периодических изданий, исключение из употребления всяких пищевых денатуратов и т. д. Но этого, конечно, мало. Такого рода воздержание должно стать существенным фактором формирования перспективы развития человеческого общества.

Автор обосновывает неизбежность наступления нового этапа в развитии разума, когда главным предметом познания станет нематериальное, в том числе и прежде всего – Бог. Но, как говорит Писание (Книга Премудрости Соломона, 1, 4), «в лукавую душу не войдёт премудрость» Божия. Следовательно, Богопознание, о котором говорит автор, и дальнейшее развитие человеческого разума должно идти параллельно с повышением нравственного уровня человечества. Повышение нравственного уровня неразрывно связано с натурализацией. А натурализация – это экологический императив, ультиматум, который природа предъявляет человеку. Таким образом, необходимость повышения нравственного уровня человечества (а главной – скрытой или явной, но главной – силой, вызывающей в обществе такое повышение, по нашему христианскому убеждению, является истинная и нелицемерная христианская вера) – это ультиматум природы. Теория, которую развивает в своей книге автор, и опыт общения человека с природой говорят об одном. Об этом же говорит и Евангелие.

На этом примере мне хотелось показать, как полезно и плодотворно рассмотрение одного и того же предмета с новых и неожиданных сторон. Такие возможности предоставляет нам автор с вразумлением, помощью и благословением свыше. И хочется воскликнуть: «Надо же! Даже Карла Маркса взял в союзники для прославления Бога!»


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: