Жестикуляция, мимика и пантомима как основа хореографической постановки

хореография танцевальный композиция выразительность

Одним из древних средств выразительности хореографического произведения является жест. Жест был доступной формой общения в самых разных отдаленных эпохах. «Жест (от лат. gestus - движение тела) - некоторое действие или движение человеческого тела или его части, имеющее определённое значение или смысл, то есть являющееся знаком или символом.» [8]

Условно жесты можно разделить на 4 группы:

. Жесты, вызванные непосредственной реакцией организма на явления действительности;

. Жесты, сложившиеся в условиях определённого жизненного уклада;

. Жесты изобразительные;

. Условные жесты, которые бытуют в узком кругу людей, связанных территориально, профессионально и т.п.

«В отличие от пантомимы, состоящей из определённой последовательности жестов, в танце жест не играет решающей роли, т.к. танец не имитирует конкретное поведение человека, а отражает его внутреннюю жизнь, используя минимум жизненных движений.

Для выражения характера танца используются почти все выразительные средства пантомимы - жесты всех видов, имитация действия, иногда с бутафорией.

Для имитации действия постановщик должен найти способы хореографического выражения действительности, подобрать такой танцевальный ход, танцевальную комбинацию, которая бы ассоциировалась с этим персонажем.

Бутафория - это средство конкретизации характера, поступков и явлений.

Таким образом, пантомима, жесты и имитация действия зачастую выступают в танце в качестве хореографической темы пластического мотива, они разрабатываются на протяжении танца и выявляют характер.» [9]

Ещё одним ярким средством выразительности является мимика.

«Мимика (греч.??????? - подражатель) - выразительные движения мышц лица, являющиеся одной из форм проявления тех или иных чувств человека - радости, грусти, разочарования, удовлетворения и т.п.

Различают:

. Непроизвольную (рефлекторную) бытовую мимику;

. Произвольную (сознательную) мимику как элемент актерского искусства, состоящую передавать душевное состояние персонажа выразительными движениями мышц лица. Она помогает актёру в создании сценического образа, в определении психологической характеристики, физического и душевного состояния персонажа.» [8]

Мимика выражает содержание танца. В разных культурных и этнических группах мимика может выражать различные значения, несмотря на то, что многие проявления мимики являются универсальными. В зависимости от смысла в танце, мы передаем те или иные эмоции. Это может быть радость или печаль, восторженность или отвращение, ненависть и любовь. Благодаря мимике мы делаем танец, произведением искусства, дополняя эмоциями.

Элементом хореографического произведения, объединяющим предыдущие, является пантомима.

«Пантомима (от греч. pantómimes - актёр, играющий с помощью одних телодвижений, буквально - всё воспроизводящий подражанием), вид сценического искусства, в котором главным средством создания художественного образа является пластическая выразительность человеческого тела, жест, мимика. Истоки искусства Пантомима в Европе - в театре Древней Греции и Рима. В средние века к Пантомима обращались гистрионы, жонглёры и др., в средние 16-18 вв. она возродилась в итальянской комедии дель арте. В 19 в. Пантомима как самостоятельную театральную форму развивали Дж. Гримальди (Великобритания), Ж.Б.Г. Дебюро (Франция) - создатель знаменитой маски Пьеро. В последней трети 19 в. Пантомима разыгрывались преимущественно на сценах мюзик-холлов. Во Франции сформировалась так называемая марсельская школа во главе с Л. Руффом. В Великобритании выступали Д. Лейно, Л. Тич, труппа во главе с Ф. Карно, в которой начал творческую деятельность Ч. Чаплин. В начале 20 в. Пантомима занимала значительное место в работе видных режиссёров Германии (М. Рейнхардт и др.). В 1930 - начало 70-х гг. самые известные актёры Пантомима - Ж.Л. Барро, М. Марсо (Франция), Л. Фиалка (Чехословакия), Х. Томашевский (Польша). В России Пантомима входила в состав многих народных игр и обрядов, выступлений скоморохов. В 19 в. Пантомима ставились на подмостках балаганов и в цирках. В 1910-х гг. выразительные средства Пантомима привлекли внимание режиссёра К.А. Марджанова, Н.Н. Евреинова, А.Я. Таирова, В.Э. Мейерхольда. Особый вид - Пантомима в сопровождении музыки, пения, ритмического аккомпанемента - распространён с древнейших времён в Индии, Индонезии и др. странах Азии.

Современная Пантомима включает в себя искусство мима (один актёр) и представления со всеми признаками театрального спектакля. В Советском Союзе получили развитие оба вида.» [10]

«Позы актёров в пантомиме являются ключевым элементом представления. Актёр с помощью поз может передавать состояние своего героя, взаимодействовать с окружающим героя пространством, в том числе, с воображаемыми, «невидимыми» партнёрами и предметами. Также в коротких шуточных сценках, актёры сами могут изображать различные предметы, хорошо знакомые зрителю (чайник, утюг, радиоприёмник, бутылка шампанского и т.п.).

Существует ряд игр, в которых участники поочерёдно отгадывают задуманные предметы, изображая их с помощью поз и действий.

В современной пантомиме существует несколько направлений, часто актёры стремятся уйти от классического образа клоуна-мима, внося изменения в свой артистический образ.» [8]


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: