Основные средства выразительности в хореографическом произведении

За многовековую историю танцевальное искусство накопило и отработало определенные приемы, позволяющие посредством присущей этому искусству выразительности передавать информацию, составляющую содержание и эмоциональный заряд искусства хореографии.

«На протяжении веков претерпели изменения и основные выразительные средства - «язык», рисунок, делающие танец танцем. Потому сегодня можно говорить об исторически сложившейся системе выразительных средств и норм, составляющих искусство хореографии, определяющих его специфические черты и право на самостоятельность в потоке искусств. Серьезное изучение специфики самобытных выразительных средств хореографии предполагает обращение к её истокам - фольклорной хореографии, так как именно в искусстве народного танца заложены те качества, характеристики, черты самобытности, которые получили развитие и многообразие в сценических формах хореографического искусства.

На сегодня можно сказать, что как бы разнообразны ни были хореографические культуры, сколь национальных черт они бы ни несли, все они подчинены ритмико-временным и композиционно - пространственным изменениям. И только в единстве этих слагаемых они могут определяться как самостоятельное художественное явление. Эта самобытность выразительных средств позволила танцевальному искусству по-особому выражать жизнь. От поколения к поколению углубилась информация о жизни, воспроизводимая художественно - выразительными средствами, обобщавшими прошлое изображение процессов труда и эмоциональных состояний. Что приводило к многообразию приемов и форм художественного обобщения.

Одна из особенностей танца - его подчиненность временным и пространственным законам одновременно - результат его синтаксической природы. Природа обеспечила ему самостоятельность и неповторимость как вида искусства. Неспособность танца изображать формы самой жизни, его эмоционально - выразительный характер сформировали особые сценические средства, определили и отбор материала для образного отображения действительности. Отсюда искусство танца приобрело обобщенно - условный, ассоциативный язык, глубоко эмоционально воздействующий на зрителя. Балету, как подлинно театральному искусству подвластен показ малого и большого мира одновременно, мир обобщенный выражается через мир конкретной жизни определенного человека - образа. Например: Одетта и Жизель, Мария и Джульетта - это и судьбы конкретных девушек, и символические образы чистоты, правды, поэзии и жизни, силы и веры в любовь и любимого. Спартак и Ромео - это и герои литературы, конкретные личности с широкой палитрой чувств и поступков, и образы огромного, вселенского звучания.» [4,13-18]


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: