Цели использования прогноза

Виды прогностических задач по первому основанию соответствуют тем видам действий, которые необходимы и достаточны для осуществления прогнозирования:

- установление причинно-следственных связей,

- преобразование представлений в соответствии с поставленной целью,

- выдвижение и анализ гипотез,

- планирование.

Например,

прогноз о затруднениях учащихся при усвоении нового материала осуществляется как гипотеза о затруднениях;

предвидение последствий воспитательного воздействия — как установление причинно-следственных связей между оценкой поступка ученика и выбранным воспитательным приемом;

прогноз о развитии коллектива может существовать и как модель — образ будущего коллектива, и как план развития этого коллектива.

В соответствии со вторым основанием прогностические задачи могут быть разделены на:

- оперативное прогнозирование (Оперативный прогноз строится в отношении очень коротких временных интервалов. Одна из особенностей педагогического труда состоит в непосредственном взаимодействии с учащимися, в контактах с ними. Именно в процессе такого взаимодействия и возникает необходимость в оперативных прогнозах возможной реакции ученика на слово, действия учителя, молниеносно возникающих планов перестройки объяснения, последствий измененного хода урока и т. п. )

- краткосрочное прогнозирование (краткосрочные прогнозы широко представлены в той области труда учителя, которую можно назвать подготовительной. Подготовка к уроку, внеклассному мероприятию, к индивидуальной беседе с учеником, родителями — все это деятельность, в которой учитель осуществляет краткосрочное прогнозирование эффективности своих воздействий, моделируя будущие ситуации общения);

- перспективное прогнозирование (к перспективным планам относятся: перспективные планы развития коллектива, самообразования учителя; перспективные планы внедрения новых методик; гипотезы об уровне развития отдельных учащихся и коллектива класса к концу года, к окончанию той или иной ступени школьного обучения; о возможностях профессионального самоопределения и профессионального становления учащихся. )

Третьим основанием классификации прогностических задач является цель использования прогноза. При этом прогнозирование выступает одновременно в двух своих функциях: когнитивной и регулятивной, поскольку в основе прогноза — знания о будущем, и при этом с его помощью осуществляется регуляция деятельности (подготовка, корректировка, преднастройка, установка и т. п.). По данному основанию можно выделить прогностические задачи на обоснование отбора содержания и методов обучения и воспитания, организацию деятельности учителя, организацию деятельности родителей...

При одной и той же цели построения прогноза, например для организации деятельности учащихся, он может быть оперативным, краткосрочным или перспективным, осуществляться в виде плана, предвидения последствий, гипотезы и т. п.

5 Л. А. Регуш

Рис. 8. Виды прогноза в педагогической деятельности

Предложенные основания классификация охватывают все многообразие прогностических задач в педагогической деятепьности, поскольку отражают единство ее операционной и содержателоной стороны, единство когнитивной и регулятивной функции прогноза в этой деятельности. Учитывая, что каждая задача одновременно принадлежит к каждому из выделенных оснований, эту классификацию можно представить в схеме (рис. 8).

Таким образом, прогностическая деятельность содержит класс прогностических задач, все многообразие которые классифицируется по трем основаниям: требование прогностической задачи, обусловленное операционной стороной прогнозирования, временное упреждение прогноза, цель использования прогноза в педагогической деятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: