double arrow

Психологическая модель стрессоустойчивости педагога

Педагог несет на себе огромную ответственность по воспитанию подрастающего поколения, именно педагог должен, по возможности, корректировать различные социальные проблемы возникающие у современного ребенка: асоциальность, склонность к употреблению лекарственных препаратов и алкоголя.
Но педагог достигая определенного уровня профессионального мастерства приобретает и профессиональные деструкции.
Понятие профессиональной деструкции

В процессе педагогической деятельности происходит деформация психологического портрета личности педагога под воздействием повреждающего фактора извне, т. е. стресса.
Педагог теряет способность обучаться новым профессиональным технологиям, у него складываются определенные стереотипы мышления и поведения. А также разрушаются ранее приобретенные профессиональные качества.
Естественно изменения, произошедшие в личности, сказываются и на профессиональной деятельности, возникает эмоциональная напряженность.
Основными причинами возникновения эмоциональной напряженности являются:
• Четкое выполнение профессиональных обязанностей;
• Дефицит времени;
• Ощущение постоянного напряжения в общении с окружающими;
• Постоянная потребность в сне и отдыхе;
• Ощущение неудовлетворенности жизнью и дискомфорт;
• Не с кем поговорить о своих проблемах и нет особого желания делиться;
• Отсутствия ощущения уважения (нет чувства уважения к себе дома и на работе).
Как выражается, внешне, напряженность мы можем увидеть в приведенной ниже таблице, а также невозможно обойти вниманием и негативные физиологические реакции, которые влекут за собой ухудшения деятельности.
Формирование психологической устойчивости
Эмоциональное напряжение наблюдается у представителей профессий, которые по роду своей деятельности, часто взаимодействуют с большим количеством людей, что приводит к нервным срывам, возбудимости, раздражительности и чрезмерной агрессии.
Профессиональными стресс факторами в деятельности педагога являются:
• хроническая напряженная психоэмоциональная деятельность,
• повышенная ответственность,
• психологически трудный контингент, необходимость являться объектом наблюдения и оценивания,
• постоянно подтверждать свою компетентность.

Для формирования определенной устойчивости к психологическому стрессу педагогу необходимо работать над закреплением определенных качеств личности, а именно над созданием системы преодоления.
Как отмечают И.М. Никольская, Р.М. Грановская в своей книге «Психологическая защита у детей», все это успешно осуществляется при соблюдении трёх условий:
а) осознавание возникших трудностей;
б) знание способов эффективного совладания с ситуацией именно данного типа;
в) умением своевременно применить их на практике.
Для планирования действий по профилактике эмоционального выгорания необходимо, конечно, знать его стадию, а их три:
• низкая степень;
• средняя степень;
• высокая степень.
Для каждой стадии Якобом Морено разработан ряд рекомендаций.
Отработка проблемных ситуаций в общении друг с другом, развитие положительного эмоционального отношения к профессиональной деятельности, обучение саморегуляции – это касается низкой степени эмоционального выгорания.
Целесообразно использование мягких методов корректировки в отношении педагогов со средней степенью, основанных на невербальной активности, например - арттерапию и музыкотерапию
Для педагогов с высокой степенью рекомендуется групповая работа, для стимуляции процессов личностного роста.
Заключение


Несколько общих рекомендаций для стабилизации личности педагога:
• Относитесь к жизни позитивно.
• Ведите разумный образ жизни.
• Будьте внимательны к себе: это поможет вам своевременно заметить первые симптомы усталости.
• Хобби-терапия.
• Ведите здоровый образ жизни.
• Высыпайтесь.
• Любите себя или по крайней мере старайтесь себе нравиться.
• Подбирайте дело по себе: сообразно своим склонностям и возможностям.
• Работа– не убежище, а деятельность, которая хороша сама по себе.
• Живите своей жизнью, а не жизнью других.
Также целесообразно вырабатывать навыки взаимопомощи и помочь обрести большую уверенность в своей профессиональной состоятельности.

Вопрос 39. Какие виды прогностических задач в педагогической деятельности вы знаете?
Картина видов прогностических задач в деятельности учителя разнообразна.

При оценке роли прогнозов обнаруживается, что, с одной стороны, прогнозирование является условием, обеспечивающим решение самых разнообразных педагогических задач, то есть оно включено в них, как в решение любой мыслительной задачи. С другой стороны, есть задачи, цель которых построение прогноза.

Можно выделить три основания для классификации прогнозов в педагогической деятельности:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: