double arrow

Сущность прогностической деятельности в социальной работе



Прогнозирование в социальной работе означает разработку прогноза в виде формулирования вероятностного суждения о состоянии социального явления в будущем. В узком значении прогнозирова­ние в социальной работе означает специальное научное исследование перспектив развития социального явления, преимущественно с количес­твенными оценками и с указанием более или менее опреде­ленных сроков изменения этого

Прогностическая деятельность в социальной работе — вид познавательной деятельнос­ти по разработке социального прогноза, имеющей интеллектуальный, волевой и эмоциональный компоненты; специальное научное исследование пер­спектив развития какого-либо социального явления или процесса.

Прогнозирование в социальной работе как метод научного познания представляет собой обоснованные и нормированные способы получения и синтеза знаний о вероятностных будущих изменениях объектов, явлений или процессов в социальной работе, отвечающие критериям эмпирической проверяемости и опровержимости.

Субъектом прогнозирования в социальной работе являются организации, предприятия, учреждения или отдельные лица, осуществляющие разработку прогноза в социальной работе.




Объекты прогнозирования в социальной работе – это процессы, явления и события в социальной работе, на которые направлена познавательная и практическая деятельность субъекта прогнозирования.

Существуют несколько основных, дополняющих друг друга способа разработки прогнозов в социальной работе:

— анкетирование (интервьюирование, опрос) — опрос на­селения, экспертов с целью упорядочить, объективизировать субъективные оценки прогнозного характера. Особенно боль­шое значение имеют экспертные оценки. Опросы населения в практике прогнозирования применяются пока что сравни­тельно редко;

— экстраполирование и интерполирование (выявление про­межуточного значения между двумя известными моментами процесса) — построение динамических рядов развития пока­зателей прогнозируемого явления на протяжении периодов основа­ния прогноза в прошлом и упреждения прогноза в будущем (рет­роспекции и проспекции социальных прогнозных разработок);

— моделирование — построение поисковых и норматив­ных моделей с учетом вероятного или желательного измене­ния прогнозируемого социального явления на период упреждения прогно­за по имеющимся прямым или косвенным данным о масшта­бах и направлении изменений (сценарии, имитации, графы, матрицы, подборки показателей, графические изображения и т.д.).



Процесс прогнозирования в социальной работе предполагает проведение краткого ретроспективного анализа прогнозиру­емого социального объекта; описание его современного состояния (сравнительный анализ наблюдаемых тенденций в отечественном и зарубежном опыте); выявление проблем (уже решенных, но их внедрение и реализация только начинаются; тех проблем, которые решены, но не нашли практического использования; оценки экспертов по ведущим научным исследованиям в данной области).

Практическое назначение прогнозирования в социальной работе связано с подготовкой обоснованных социальных предложений, проектов, программ, рекомендаций и оценок о том, в каком направлении желательно развитие объектов в социальной сфере (социальная защита, здравоохранение, образование, молодежные проблемы и др.), как действительно может протекать развитие социальных объектов, процессов, явлений, каков механизм преодоления негативных тенденций в социальной сфере.



Сейчас читают про: