Общие методологические положения

В новой программе по музыке для 5 — 8-х классов общеобразовательной школы разрабатываются идеи системного, комплексного, а также целостного освоения искусства.

Магистральные идеи новой программы:

— творческое осмысление музыки в контексте культуры, различных видов искусства, фольклористики;

— изучение музыки во взаимосвязи с духовными исканиями эпохи;

— осознание многофункциональности музыки (эстетический, акустический, информационный, созидательный и энергетический факторы ее воздействия);

— формирование многоаспектного подхода к явлениям культуры: социального (факт национальной культуры), нравственного (влияние культуры на общество), эмоционального (развитие избирательных оценок в процессе восприятия искусства); индивидуально-творческого воспитания потребности в творческой деятельности);

— ориентация на проблемно-диалогический стиль общения учителя и учеников.

Ключевыми являются следующие положения:

1. Единство научного, художественного, практического познания как основа культуры, духовности.

Исследуя реальные процессы развития современной науки, культуры и искусства, нельзя не отметить, что прежние границы между дисциплинами оказались не только условными, но и смыкающимися, взаимодействующими между собой. Положение, о единстве науки, высказанное одним из корифеев XX века М.Планком, правомерно экстраполировать и на область художественного познания мира, на всю сферу воспитания и образования, в том числе и эстетического. "Наука, — писал М.Планк, — представляет собой внутренне единое целое. Ее разделение на отдельные области обусловлено не столько природой вещей, сколько ограниченностью человеческого познания. В действительности существует непрерывная цепь от физики и химии через биологию и антропологию к социальным наукам, цепь, которая ни в одном месте не может быть разорвана, разве лишь по произволу" (Планк М. Единство физической картины мир». — М., 1966. С. 21.).

Именно различные виды научного, художественного, практического познания в их целостности должны служить основой культуры, духовности. Постижение искусства как специфической формы художественного освоения окружающей действительности приобретает особую актуальность в условиях динамизма социальных явлений, информационной избыточности, многообразия культурных альтернатив и обострения выбора объекта эстетической потребности.

Вместе с тем, любому виду искусства присущи такие важнейшие свойства, как познание и оценка действительности, возможность доставлять особое эстетическое переживание, вызывать определенный строй эмоций и мыслей, активизировать творческие способности, быть своеобразным "учебником жизни". Однако эти общие свойства ни в коей мере не заслоняют тех особых качеств разных видов» искусства, которые и определяют их незаменимый ничем другим вклад в духовную культуру человечества. Безличная, внесистемная интеграция разных видов искусств в единый предмет может привести к нивелированию роли каждого из них в развитии личности и снижению уровня эстетической культуры общества.

2. Ориентация содержания учебно-познавательного процесса на общечеловеческое, межнациональное и национальное.

Перед школой стоит сложнейшая задача — сохранить в новых социально-экономических условиях целевую установку на развитие гуманистических качеств: добропорядочности, честности, гражданской ответственности.

Гуманизация образования — это кардинальный поворот в сторону постижения художественной картины мира, музыки в контексте духовных исканий эпохи.

Цель гуманизации заключается в том, чтобы обеспечивать понимание и эмоциональное приятие ценности человека, с одной стороны, и осознание взаимообусловленности культур различных наций — с другой. Процесс гуманизации образования не адекватен количественному увеличению объема информации. Суть его состоит в целенаправленной ориентации на личность учащихся, развитие их ассоциативного поля, способности к эмоциональному переживанию получаемых знаний как достояния собственной культуры. Гуманизация образования обусловливает установку на уникальность каждого человека, свободное развитие духовного потенциала, на воспитание целостности его культуры. В связи с этим содержание учебного процесса не может быть ограничено усложнением определенной суммы знаний, умений, навыков. Важно обеспечить понимание самоценности человека; стереоскопичности окружающего мира; уникальности искусства различных наций. В ходе реализации этих идей осуществляется формирование гуманистической позиции.

3. Нацеленность учебного процесса на оптимизацию созидательных параметров личности, способной мыслить, чувствовать, действовать, творить. Разработанный в программе комплекс задач музыкально-художественного воспитания основан на изначально заложенном в личности тяготении к творчеству и свободе. Духовность и творчество человека — понятия взаимозависимые. Стремление выразить себя, актуализировать и развить Продуктивные качества — одна из острейших потребностей человека; и это ни что иное, как потребность творчества. Без нее не мыслима ни одна из сфер деятельности человека, в том числе соприкосновение с искусством, будь то непосредственное восприятие, музицирование, эстетическая оценка. Как считал Ф.М.Достоевский, «не только чтобы создавать, но и чтоб приметить факт нужен тоже в своем роде художник».

Обращение к детскому творчеству обусловлено в настоящее время следующими факторами:

— поисками новых методов обучения, максимально способствующих раскрепощению созидательных сил личности, в отличие от прежних систем, ограничивавшихся преимущественно репродуктивными формами деятельности;

— открытием "прикладной" воспитательной ценности детского творчества, которое выступает как продуктивный путь познания особенностей художественного языка и как метод развития художественных способностей;? *?

— результатами педагогических исследований, доказавших, что художественное сочинительство не является привилегией только одаренных, оно доступно в простейшей форме всем детям. Причастность к самостоятельному творчеству (индивидуальному и коллективному) создает условия, включающие особые психологические механизмы, которые обеспечивают в будущем реализацию специфически человеческого качества — потребности в преобразовательной деятельности. Творческий потенциал личности обусловливает чувство нового, систему знаний, убеждений, которыми определяется и регулируется позиция человека (не только художественная). Креативные качества проявляются и в высоком уровне интеллектуальной мыслительной деятельности, в гибкости, нестереотипности и оригинальности мышления, в способности мобильно менять приемы действия в соответствии с новыми условиями.

Внимание к творчеству юных является важным показателем духовной культуры общества. Поэтому созидательные побуждения, опыты школьников мы рассматриваем как национальной богатство страны, как социально значимый фактор ее потенциального обновления.

Художественно-творческое развитие молодежи в процессе постижения музыкального искусства принципиально важно ориентировать на оптимизацию эмоционально-личностного потенциала. Музыка включается в общую систему духовного формирования человека. Творческое восприятие произведений различных видов искусства (в единстве содержания и формы, эмоционального и рационального, нравственного и эстетического) и поисковой деятельности учащихся выступает в качестве основополагающего фактора их художественно-созидательного развития.

4. Системное постижение художественной картины мира, освоение музыкального искусства в его многоплановой социальной значимости.

Всеобщность и системность эстетического воспитания является одним из основополагающих постулатов современных образовательных программ. Интегративное воздействие различных видов образного мышления служит важным фактором формирования художественных способностей, эстетических чувств, творческого отношения к окружающей действительности.

Актуальность проблем целостного восприятия различных видов искусства обусловлена объективным расширением образовательных маршрутов, в орбиту которых включаются все новые пласты культуры, в частности, доклассической, современной, различные стили художественного мышления. Целостность культуры способствует целостности личности во всем ее духовном богатстве и разнообразии. Целостно развитый человек на место "разорванности" между знаниями ставит всепроникающее единство своей культуры. Целостность и разносторонность призваны дополнять друг друга.

Определяя причины эффективности комплексного воздействия, психологи исходят прежде всего из кардинального принципа целостности организма, его жизнедеятельности, а также природы взаимодействия органов чувств (П.М.Якобсон).

В результате углубления представлений о гармоничном развитии личности в настоящее время активизировалось осмысление социальных, социально-психологических и педагогических закономерностей этого процесса. "Понимание всесторонности развития человека как совмещения в его сознании всех богатств материальной и духовной культуры (некое тождество "человек-культура") по сути своей утопично. Речь может идти о свободном и беспрепятственном развитии всех общественно ценных свойств, сил и дарований, уничтожающих односторонность уродующего личность узкого профессионализма" (Ванслов В. Всестороннее развитие личности и виды искусства. — М.,

1966. С. 118.). Эклектичной, механической всесторонности должна быть противопоставлена гармоническая, синтезирующая всесторонность.

Целостность и представляет то основное звено, которое связывает различные явления в единое целое ("целостность как становящееся целое" — Г.В.Гегель), служит не только ориентиром, но и важным качественным критерием эффективности комплексного подхода к обучению. Введение принципов системности означает более глубокое проникновение в природу целостности, понимаемую как интегративность, в которой обязательно наличествуют некие общие свойства, вне целого не существующие; имеет место упорядоченность отдельных элементов — их взаимодействие, внутреннее противоречивое развитие, сущностное единство. Целостное постижение искусства выступает в качестве действенного фактора, способствующего формированию определенного типа социального мышления, чувствования, реагирования на явления жизни, а также оптимизации в личности подростка тенденции самопознания и самореализации. "Только искусство, дополняя науки естественные и гуманитарные, проецируя весь мир человека, — только оно может сообщить целостность восприятия мира современному человеку. Функции гуманитарной части образования, включая искусство, должны расти, если человечество желает сохранить здоровье" (Фейнберг С.Е. Обыкновенное и необыкновенное // Новый мир. 1965. № 8. С. 229.).

Системный подход в этих условиях представляет собой целенаправленную установку на выявление и всестороннее развитие продуктивных способностей школьников. Целостная организация обучения позволяет преодолеть однобокость и фрагментарность мышления, эмоциональную бедность воображения, эффективно содействовать формированию ассоциативного поля, оптимизации личностного потенциала.

5. Комплексное освоение искусства, восходящее к традициям древности и в настоящее время приобретающее особую актуальность. К сожалению, в современной школе во многих случаях содержание и методика проведения уроков музыки, литературы, изобразительного искусства основываются на локальных образовательных задачах каждого из предметов эстетического цикла, не обусловлены глубинным образно-стилевым единством искусства как формы художественного самопознания человека, не воспитывает у детей навыков многогранного восприятия, постижения красоты.

Программы Д.Б.Кабалевского и Б.М.Неменского выводят на органическую взаимосвязь различных видов искусства, однако идеи этих педагогов-просветителей далеко не всегда получают адекватное воплощение на практике. По-прежнему основной целью школьник знаний остается:«научить правильно петь, рассказать кто, когда и что сочинил. Пришла пора понять, что художественная деятельность не есть усвоение какой-либо деятельности, что цель искусства — не просто познание, так как полное знание дает только наука, и не просто передача идей, чем занимается идеология» (Каган М.С. Роль и взаимодействие искусств в педагогическом процессе //Музыка в школе. 1987. М 4. С. 28. 10).

Развитие личности учащихся, формирование ценностных ориентации, воспитание мышления, воображения и интеллекта предполагают комплексное построение уроков творчества. Сопоставление различных видов искусства на художественно-структурном уровне позволяет понять своеобразие применяемых в музыке, литературе, живописи, театре композиционных приемов и способов организации художественных форм; помогает установить образно-стилевое единство и выявить специфические пути развития каждого из них в тот или иной исторический период.

Системное изучение искусства оптимизирует мышление, фантазию, воображение, артистичность, т.е. формирует универсальные способности, важные для любых сфер деятельности. Таким образом, искусство, постигаемое во всем многообразии его видов, содержит в себе целостную программу духовного развития человека; способствует объединению в сознании школьников воедино человеческого мышления и художественного познания окружающей действительности. Изучение музыки в контексте различных видов искусства мы рассматриваем как одно из перспективных направлений современного образования.

Организующим стержнем всей системы является целостное художественное восприятие как отражение существенных свойств и признаков художественных произведений, нацеленное на активное осознание внутренних связей между различными видами искусства, определяемое единством всей художественно-творческой деятельности школьников.

Оно выступает в качестве общего знаменателя, характеризующего процесс слушания, воспроизведения и суждения (эмоционально-оценочного осмысления). Структура целостного художественного восприятия достаточно разветвленная, представляет собой систему эмоциональных, интеллектуальных и моторных компонентов в различных областях искусства со специфическим соотношением этих компонентов. Процесс активного восприятия характеризуют, в частности, следующие параметры:

— эмоциональность (интенсивность и процессуальность образных переживаний, их адекватность художественному строю произведения);

— нестандартность мышления (способность к парадоксам, оригинальным сравнениям);

— целостность и дифференцированность (способность к концептуальным обобщениям, эмоциональному и интеллектуальному синтезу образов, явлений и вместе с тем к конкретному видению

их составляющих);

— глубина и широта ассоциативной деятельности (разноплановость образов, их многомерность, полнота).

Полноценное слушательское внимание (высокоразвитое художественное восприятие в целом) свидетельствует об активности аналитической деятельности и в то же время достаточно рельефной дифференциации эмоционально-образных ассоциаций. Такой уровень восприятия позволяет постигнуть художественный замысел и стилевые закономерности произведения.

Комплексный и системный подходы к музыкально-эстетическому образованию школьников на уроках музыки способствуют формированию целостного восприятия ими искусства как сложной динамической системы, одновременно как процесс и результат взаимодействия личности и художественного феномена.

Благодаря такому подходу становится возможным взаимодействие разных видов искусства в учебной и внеклассной работе; эффективное воздействие на формирование художественных интересов и потребностей школьников, эвристическое их развитие на основе вовлечения в художественно-созидательную деятельность (слушательскую, исполнительскую, творческую). Оптимизация у учащихся генерализованной эстетической способности чувствовать, неординарно воспринимать и создавать в самостоятельных опытах художественные образы должно привести к тому, что искусство станет для школьников эстетической потребностью.

6. Формирование целостных знаний о связи искусства с деятельностью и жизнью человека, объединяющих в себе теоретический и творчески практический опыт школьников.

Постижение диалектики образной взаимосвязи искусства и жизни — такова своего рода сверхзадача музыкально-эстетического воспитания и образования. Художественное освоение мира изначально связано с потребностью выразить свое отношение к окружающей действительности, осмыслить познаваемое, оценить его с эстетической, нравственной точек зрения. "Глубоко чувствовать" и "ясно мыслить" с помощью искусства означает постичь интонационно-звуковой материал мироздания, человека, общества. Общение с художественным полем способствует совершенствованию личности. Субъективное, оценочное начало, сливаясь в одно нераздельное духовное целое с познавательным началом, образует специфическое, только искусством добытое художественное содержание. Наблюдения и размышления о неразрывной связи культуры и окружающего мира должны подвести к пониманию того, что искусство есть ни что иное, как воплощение жизни в художественных образах. Необходимо при этом не просто декларировать неразрывные связи искусства и действительности, но формировать созидательное отношение к жизненным явлениям через особый способ образного постижения мира, вырабатывать глубокое понимание логики и закономерностей процессов, происходящих в природе, обществе, культуре, их содержательной наполненности, всеобщей связи и взаимообусловленности.

Важнейшим условием для воспитания способности к эмоционально-творческому переживанию действительности является создание нравственно-эстетических ситуаций, возникающих в результате целенаправленного раскрытия актуальных жизненных проблем. В процессе их познания осваивается эстетическая ценность явлений и предметов окружающего мира, а также духовная значимость человека. Этим обусловлена сюжетно-тематическая направленность уроков, образная по своей сути, жизненно-конкретная, призванная служить нравственно-смысловым импульсом духовного постижения различных жизненных коллизий, а также выступающая активным фактором, развивающим способности школьника к практически действенному и эмоционально-оценочному отношению к окружающему миру.

7. Ориентация на проблемно-диалогический стиль общения учителя и учеников.

Основой современного обучения является проблемный, поисковый метод. В отличие от императивного метода, со свойственным ему информативным способом передачи знаний, он базируется на личностно-ценностном отношении к процессу обучения, на активном познании истины в совместной деятельности педагога и школьников. Проблемный метод позволяет учащимся не только осознавать, но и прочувствовать творческую задачу. Это создает прекрасные возможности для развития созидательной активности.

Совершенно очевидно, что невозможно осуществить оптимизацию творческого дара в ходе монологического ведения урока. Поисковая ситуация реализуется только в процессе диалога-беседы, которая не сводится к традиционным вопросам и ответам, а рассматривается как "размышление вслух" и со стороны педагога, и со стороны учащихся. На всех этапах обучения открытая беседа — эмоциональный диалог — должны стать основой занятий. Свободная, непосредственная, продуманная во всех деталях, порой парадоксальная поисковая дискуссия является неотъемлемым элементом различных импровизаций на уроке.

Восприятие искусства связано с механизмом ассоциаций, с интуитивными процессами образной логики. Сознательное сопоставление по аналогии ведет к использованию сравнений, олицетворений, метафор, эпитетов, гипербол и др. эмоционально-выразительных средств, которые обогащаются образными параллелями из смежных видов искусства.

Аналогия и ассоциация широко используются в процессе обучения, так как ценность их определяется логической природой и ролью в рациональном и интуитивном познании. С точки зрения задач развивающего обучения аналогия и ассоциация имеют особое значение для построения гипотез, отыскания доказательств, уяснения их соотносительности с высказанным предположением, возбуждают поиск, наводят на догадки, проверяются затем специальным опытом. Удовлетворенность правильностью высказанной мысли по аналогии, ассоциации проводит к радости познания, к активизации эвристических интересов.

Процесс приобщения молодежи к искусству (музыке, литературе, поэзии, живописи и т.д.) не преследует узкоспециальных профессиональных задач. Речь идет о всемерном развитии творческого потенциала школьников, воспитания образного мышления как важнейшего фактора познания человека, мира, взаимосвязи различных видов искусства в их имманентной сущности, искусства и науки в целом.

Содержательную основу программы составляют развернутые тематические блоки-комплексы, реализуемые на протяжении всех лет обучения в средней школе:

"Древние сказания",

"Героические страницы истории в музыке",

"Музыкальная летопись",

"Музыкальные тайны",

"Что ярче солнца и светила",

"Поэтичность музыки",

"Музыкальность драматургии литературного произведения",

"Современный музыкальный мир",

«Гуманистические ценности музыкального мира»,

«Вариации на тему»

Тематика уроков музыки скоординирована с программами по истории и литературе. Взаимодействие с историей, ориентация на логику исторического (социального и художественно-творческого) процесса обусловили обращение в 5-м классе к отечественной истории, в 6-м — к истории Древнего мира, в 7-м — средних веков, в 8-м — к культуре нового времени. Предметом изучения на уроках музыки являются как художественное творчество соответствующей эпохи, так и отражение ее идей, проблем в следующие этапы развития культуры и общества.

Принципиальное значение имеет также взаимодействие музыки с литературой. Связи эти, однако, носят не однолинейный характер, поскольку учебная программа по литературе для 5—8-х классов имеет концентрическую структуру, что предполагает, как известно, возвращение к ранее пройденному материалу (персоналиям) на новом проблемном уровне.

В 5—8-х классах продолжается начатая в начальной школе работа над освоением важнейших категорий в области искусства, музыки. К их числу относятся, в частности, такие ключевые понятия, как «творчество», «искусство», «виды искусства», жанры искусства», «стиль», «тема», "идея", "образ",

«интонация», "композиция", "содержание", «форма», «лирика», «драма», "эпос", "мелодия", "гармония", "ритм". Специальное внимание уделяется проблемам языка искусства, музыкального языка. Углубленное познание усвоенных ранее на элементарном уровне закономерностей художественного творчества способствует развитию целостного аналитического мышления, расширению ассоциативного поля, постижению мира искусства во всей его многогранности.

Сравнительный анализ предлагаемой программы с распространенной в настоящее время программой Д.Б.Кабалевского и комплектом учебно-методических материалов к ней позволяет выявить принципиальную новизну подхода к целям и задачам уроков музыки, к конкретным формам и методам обучения, в целом к музыкальному образованию в средней школе.

В практике современной общеобразовательной школы на уроках музыки изучаются различные виды и жанры музыкального творчества (широкую известность получили так называемые "Три кита — песня, танец, марш", сквозь призму которых и познаются жанрово-видовые музыкальные структуры); рассматривается в сопоставлении взаимодействие искусств в решении конкретных тем, идей, образов; решается задача постижения школьниками идеи целостности искусства в ее общем виде (Как музыка помогает познать литературу? Как звук обогащает слово? Как музыка помогает услышать живопись? и т.д.). В числе основных форм освоения художественного материала — размышление о нем.

Разработанная новая программа для 5—8-х классов общеобразовательной школы направлена на воспитание созидательных качеств личности школьников в процессе целостного восприятия музыкального искусства в его широкой социально-художественной значимости, диалектической взаимообусловленности с жизнью, природой и человеком. Восприятие различных видов искусства выступает отправной точкой, стартовой площадкой вхождения в сферу эстетитического отношения к миру.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

В основу тематического планирования положена система сквозных и этапных тем, а также ключевых понятий в области художественного творчества. Каждая сквозная тема представляет собой емкий сюжетно-тематический блок-комплекс, который развивается, конкретизируется, углубляется на протяжении всех лет обучения в соответствующих этапных темах. Раскрытие их осуществляется в процессе творческой интеграции, ориентировано на динамичную многовариативность, индивидуальные особенности аудитории, в частности, на степень подготовленности к целостному восприятию, уровень эстетического и художественно-творческого развития, а также национальные особенности и культурные традиции региона.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: