Краткие методические рекомендации

Методические принципы проведения уроков музыки как уроков творчества в 5—8-х классах общеобразовательной школы преемственно связаны с целевыми установками по музыке для начальных классов и нацелены на:

— всемерное развитие личностного творческого потенциала школьников и на основе этого формирование его эстетической культуры;

— продуктивное развитие способности эстетического сопереживания действительности и искусства как умения вступать в особую форму духовного общения с эстетически преображенным и этически содержательным миром человеческих чувств, эмоций, жизненных реалий;

— оптимизацию эвристического мышления и познавательной деятельности;

— осуществление художественного осознания мира учащимися через собственную созидательную деятельность;

— активизацию способностей художественного обобщения как основы для целостного восприятия многомерности искусства;

— формирование образного мышления как важнейшего фактора художественного постижения мира;

— раскрытие преобразующей силы музыки и ее влияния на внутреннюю сферу человека, его отношение к окружающей действительности, на нравственные и эстетические идеалы, укрепление жизненной позиции;

— постижение сущности музыкальной интонации через различные виды вокального и инструментального музицирования;

— развитие исполнительских навыков на основе творческого освоения драматургии музыкальной интонации;

— формирование основ художественных знаний как необходимой предпосылки для реализации собственного творческого опыта школьников и выработки определенных критериев для осмысления

явлений действительности.

Задача, которая выдвигается в 5—8-х классах, — осознание эстетического, художественного и функционального значения искусства в его связях с определенной эпохой, социальным строем, господствующим мировоззрением в обществе. В результате изучения музыки в контексте Других видов искусства у школьников формируется конкретно-историческое понимание духовного идеала эпохи, присущих ей художественно-эстетических канонов, развивается творческий подход к оценке культуры прошлого, а также сознательное отношение к современным явлениям мира искусства. Важнейшим условием решения этой задачи является освоение учащимися в теории и на практике средств художественной выразительности, принципов формообразования, элементов музыкального языка.

В средних классах общеобразовательной школы одной из основополагающих методических установок является развитие богатого эмоционального мира школьников. Сформулированный в современной прогрессивной дидактике принцип "эмоциональный фон обучения" отвечает структуре личности человека, закономерностям его развития, типам мышления (эмоционального и рационального) и формам мышления (образного, авербального, лингво-креативного, наглядного и др.), а также потребностно-волевой сфере деятельности.

Важнейшим в воспитании продуктивных свойств личности выступает механизм аналогии. Язык, мышление, речь — динамическая, развивающаяся система, имеющая общие и специфические правила функционирования. Они связаны не только генетически, но и структурно; и язык, и мышление, и речь подчиняются общим нормам развития. Закономерностью усвоения знаний, умений, навыков и способностей является аналогия, которая обеспечивает действие внутренних механизмов саморегуляции на уровне языка — мышления — речи. Данной закономерностью обусловлен сущностный принцип комплексного музыкально-эстетического воспитания — принцип аналогии.

Из целенаправленного усвоения опыта на основе закона аналогии можно вывести второй принцип — принцип творческого переноса имеющихся знаний, умений и способностей развивающейся личности, так как аналогия тесно связана с ассоциациями, с ассоциативно-эвристической организацией мышления и памяти (Тихомиров О. Психология мышления. — М., 1984. С 20).

Ассоциация связана с представлениями. Основным типом ассоциаций, который объединяет друг с другом любые представления, являются ассоциации по сходству, и контрасту. Например: Руслан — Черномор, добро — зло, богатырь — злой карлик, торжественный марш — лирическая мелодия и т.п.

Ассоциация, как и другие виды умозаключения — индукция и дедукция, неразрывно связаны и входят в единый мыслительный комплекс. Они взаимно дополняют и не могут существовать друг без друга. Вот почему в процессе реализации комплексного подхода к музыкально-эстетическому воспитанию широко используется метод сравнений, учебные задания на аналогию, что способствует развитию соответствующего механизма и подводит учащихся к пониманию познавательной роли сопоставлений и условий их применения.

Принципы аналогии и ассоциации связаны с дидактическим принципом межпредметных связей, поскольку отражают системный и структурный характер развивающейся личности.

Прием сравнения, на котором строится умозаключение по аналогии, не только повышает уровень сознания при усвоении знаний и умений, но и совершенствует механизм поиска, выбора и включения нужных эстетических объектов в предмет анализа и сопоставления.

Рассмотренные принципы пронизывают собою все основные формы обучения: словесные, наглядные, практические. Рассмотрим их подробнее:

1. Словесные формы обучения. К ним относятся: беседа с учащимися, рассказ, словесные пояснения, объяснение, комментарий, рассказ-беседа, беседа-диалог.

Рассказ — это живое, образное, эмоциональное повествование о художественном явлении. Рассказ должен быть коротким, ярким, содержательным и обязательно соответствовать возрасту школьников.

Беседа является диалогической формой работы учителя с учениками и обладает большими возможностями, так как помогает связывать учебный материал с личным опытом учащихся, с имеющимися у них знаниями. В процессе беседы учитель при хорошей обратной связи стимулирует мыслительную деятельность, школьников и имеет возможность расширить, углубить их познания, сообщая дополнительные сведения.

К словесным формам обучения, специфическим для урока музыки, относится И такой методический прием как спор с педагогом. В споре учащийся приучается к аргументированному, логическому мышлению, получает возможность познать радость нахождения истины. Педагогу хорошо известно, в объеме каких знаний и умений можно вести с учениками интеллектуальное состязание, какие умения необходимо систематизировать, включая их в качестве орудий в познавательную деятельность. Поэтому от учителя зависит эффективность использования этого материала в процессе проведения уроков музыки. К спору можно привлечь школьников при разборе литературных, музыкальных и живописных произведений, мультфильмов и театральных постановок. Поводом для возникновения спора служит, в частности, высказывание педагогом противоположного мнения (от противного), возможно алогичного, но подкрепленного им формально-логическими "аргументами". Такой прием послужит основанием для возникновения открытого диалога. Если постоянно требовать, чтобы учащиеся во всем следовали мнению учителя, то, естественно, у них своевременно не возникает способность критически мыслить, без которой невозможно воспитать творчески активного человека, по-настоящему разбирающегося в искусстве.

2. Наглядные формы обучения. Наглядные формы обучения включают несколько разновидностей: слуховая наглядность (музыкальные произведения в грамзаписи и непосредственном исполнении, литературные чтения, пересказ произведения, чтение стихов), двигательная наглядность (жесты, движения рук, пластические и мимические иллюстрации и т.д.) и зрительная наглядность (показ репродукций, иллюстраций, диафильмов, слайдов, плакатов и т.д.).

Наглядным формам обучения на уроках творческого типа придается большое значение. Важно не только правильно подобрать художественный материал, но и умело его показывать, и тем самым направить восприятие учащихся на поиски особенного и единичного в том или ином произведении. Следует помнить, что проникновение в художественное явление — сложный процесс, который должен корректироваться учителем..

3. Творчески-практические формы обучения — то есть формирование у школьников непосредственного умения понимать, оценивать и анализировать специфические свойства художественной выразительности произведений искусств, развитие способности эстетического обобщения, суждения, а также целенаправленная установка на продуктивное преломление полученных знаний. Практические формы обучения включают различные дидактические методы, например:

а) метод сравнения и сопоставления;

б) метод контраста и тождества;

в) метод вариантности впечатлений;

г) метод "перспективы" и "ретроспективы";

д) метод "разрушения";

е) метод обобщения.

Рассмотрим подробнее каждый из этих методов.

Метод сравнения и сопоставления развивает умение у школьников видеть в схожих явлениях специфические различия, и наоборот, в различных явлениях найти общие черты. Этот метод воспитывает острую наблюдательность, внимание к художественным деталям и понимание их выразительной функции в общей системе художественного целого. Умение видеть в различных построениях сходные черты вырабатывает навыки художественного синтезирования.

Метод контраста и тождества развивает опыт анализа конкретного творения искусства через сравнение с другим произведением искусства для того, чтобы ярче и полнее выявить содержательную и структурную сторону первого. Сравнения через контраст подчеркивает наиболее существенные художественно-выразительные признаки данного сочинения. Сравнение через тождество обусловит большую чуткость в восприятии произведений искусства, внимание к его художественным особенностям.

Метод вариантности впечатлений направлен на то, чтобы показать данное явление в разных вариантах с целью раскрытия многообразия и многоаспектности конкретного художественного образа.

Метод "перспективы" и "ретроспективы" заключается в том, что учитель, "забегая вперед", оценивает готовность учащихся к восприятию нового материала и подготавливает почву для такого восприятия; "возвращаясь назад", повторяет пройденное на качественно новом уровне, Для учащихся такое "забегание" есть, по словам Д.Б.Кабалевского, и "предварительное взрыхление почвы", и "прояснение горизонта". Подобный метод организации материала, то есть организации с опорой на предыдущие и с учетом последующего есть метод диалектического накопления, предполагающего переход количественных знаний в качественно новое понимание явления. Этот диалектический метод основан на принципе взаимосвязанности всего процесса обучения, который является основополагающим для построения как общеобразовательный, так и специальных эстетических школьных программ.

Метод "разрушения" помогает выявить значимость того или иного средства художественной выразительности (например, что будет, если Бабу Ягу одеть в белое платье? Что будет, если мажорную пьесу сыграть в миноре? и т. д.).

Метод обобщения основан на суммировании выводов, сделанных в результате применения всех вышеизложенных приемов. Обобщение есть теоретические итоги урока, формулировка которых должна исходить от учеников. Результаты определяются ходом занятия, практической работой школьников. Следует помнить, что обобщение не должно сводиться к абстрактному теоретизированию и существовать в отрыве от конкретного материала урока


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: