Тема 9. Научное познание

«Специфика научного познания»Наука, представляет собой специфическую сферу человеческой деятельности, направленную на получение нового знания. Кроме того,наука - это система знаний,система социальных организаций (институтов и учреждений) и непосредственная производительная сила.

Мировоззренческим основанием науки служит материализм,идеализм,натурализм,диалектика,метафизика, агностицизм и пр. Оно выступает в качестве меры развитости способностей человека к творческому созиданию, к конструктивно-теоретическому преобразованию действительности и самого себя.

“Соотношение эмпирического и теоретического знания. Эмпирический уровень познания - это уровень накопления знаний и фактов об исследуемых объектах. В эмпирическом познании объект отражен со стороны связей и отношений, доступных живому созерцанию, наблюдению.

Факт представляет собой зафиксированное эмпирическое знание ивыступает как синоним (т.е. тождествен или близок по значению) понятий "истина", "событие", "результат".По схеме: проблема - гипотеза – теория разворачивается,как правило, выявление закономерностей изучаемых объектов, установление принципов, посредством которых раскрывается их предметное содержание. Проблема – выступает исходным пунктом исследования. Это то, что еще неизвестно, но требуется познать, это вопрос исследователя к объекту. Если познание не начинается с постановки проблемы, то оно оказывается беспредметным. Проблема представляет собой:1) трудность, преграду в решении познавательной задачи;2) противоречивое условие вопроса; 3)задачу (программу)исследования;4)концептуальный(идеализированный)объект теории;5)форму

выражения объективной необходимости;6)объективно возникающий в ходе развития познания вопрос или целостный практический или теоретический интерес. Гипотеза -вводное допущение или предположение относительно сущности объекта.Она проходит две стадии: выдвижение и последующая проверка.По мере того, как гипотеза проверяется и обосновывается, она может быть отброшена как несостоятельная, но может быть, и “отшлифована” до истинной теории. Теория -это форма научного знания,которая дает всестороннее отображение закономерных и существенных связей исследуемого объекта.

Теория как целостная развивающаяся система знаний имеет соответствующую структуру и функции. В структуру теории входят: а) аксиомы, принципы, законы, фундаментальные понятия;б)идеализированный объект - абстрактная модель связей и свойств объекта; в) логические приемы; г) закономерности и утверждения, выводимые из основных положений теории и соответствующие ее принципам. К основным функциям теории относятся: описательная,объяснительная,прогностическая(предсказательная),синтетическая,методологическая и практическая. Описание есть первоначальное, не совсем строгое, приблизительное фиксирование, вычленение и упорядочение признаков черт и свойств исследуемого объекта. К описанию того или иного явления прибегают в тех случаях, когда невозможно дать строго научное определение понятия. Описание играет важную роль в процессе становления теории, особенно на начальных его этапах. Объяснение осуществляется в форме вывода или системы выводов с использованием тех положений, которые уже содержатся в теории.Этим отличается теоретическое объяснение от обыденного объяснения, которое базируется на обыденном, повседневном опыте. Прогноз, предвидение. Научная теория позволяет увидеть тенденции дальнейшего развития объекта, предвидеть, что будет с объектом в будущем. Наибольшими прогностическими возможностями обладают те теории, которые отличаются широтой охвата той или иной области действительности, глубиной постановки проблем и парадигмальностью (т.е. комплексом новых принципов и научных методов) их решения.

Синтезирующая функция. Научная теория упорядочивает обширный эмпирический материал, обобщает его, выступает как синтез этого материала на основе определенного единого принципа. Синтезирующая функция теории проявляется также и в том, что она устраняет раздробленность, разобщенность, фрагментарность отдельных компонентов теории, дает возможность обнаружить принципиально новые связи и системные качества между структурными компонентами теоретической системы. Методологическая функция. Научная теория пополняет методологический арсенал науки, выступая в виде определенного метода познания. Совокупность же принципов формирования и практического применения методов познания и преобразования действительности и есть методология освоения человеком мира. Практическая функция. Создание теории не является самоцелью для научного познания. Научная теория не имела бы большого значения, если бы она не являлась мощным средством для дальнейшего совершенствования научного познания. В этом плане, теория, с одной стороны, возникает и формируется в процессе практической деятельности людей, а с другой - сама практическая деятельность осуществляется на основе теории, освещается и направляется теорией.

Формы и методы научного познания. Метод - представляет собой систему принципов, приемов и требований, которыми руководствуются в процессе научного познания. Метод - это способ воспроизведения в мышлении изучаемого объекта. В арсенал методов и приемов научного познания входят:

анализ - разложение изучаемого объекта на составные части, стороны, тенденции с целью рассмотреть частное; синтез - операция, объединяющая в целое стороны, части и тенденции, для выявления существенных связей и отношений объекта; абстрагирование - мысленное выделение, вычленение отдельных признаков, свойств и отношений при одновременном отвлечении от других свойств, признаков и отношений предмета; индукция - движение мысли от частного к общему; дедукция - от общего к частному; аксиоматический метод – выдвигаются аксиомы, т.е. суждения, которые принимаются без доказательства и, опираясь на которые, делаются соответствующие доказательства и выводы; аналогия - установление у объектов сходства некоторых признаков, свойств и отношений, а на этом основании выдвижение предположения о сходстве у них других признаков; моделирование - метод исследования, при котором объект исследования замещается другим объектом (моделью), находящимся в отношении подобия с первым. Суть метода заключается в том, что модель, находясь в отношении подобия к объекту, позволяет подвергнуть ее специальному теоретическому анализу или эксперименту, с тем, чтобы извлечь необходимые знания, которые, в свою очередь, подвергают оценке и прилагают к изучаемому объекту; наблюдение - это систематическое, целенаправленное восприятие предметов и явлений, опирающиеся на чувственные познавательные способности человека (ощущения, восприятия, представления); эксперимент - прием исследования, при котором объект ставится в точно учитываемые условия или искусственно воспроизводится с целью выяснения тех или иных свойств; формализация - исследование объекта со стороны формы с целью более глубокого познания содержания, что позволяет оперировать знаковыми системами (формализованными языками); идеализация - предельное отвлечение от реальных свойств предмета, при одновременном введении признаков нереализуемых в действительности (“абсолютно твердое тело”, “идеальная жидкость”).К этим приемам и методам научного познания тесно примыкает метод восхождения от абстрактного к конкретному, а также исторический и логический методы познания.

Под абстрактным понимается неполное отражение объекта в познании в виде понятий и категорий. Конкретное - многостороннее знание о предмете. Метод восхождения от абстрактного к конкретному (в отличие от перечисленных выше) в первую очередь, применяется на теоретическом уровне познания.Этот метод применим и в познании той или иной научной дисциплины, где идут от отдельных понятий (абстрактного) к многостороннему знанию (конкретное). Исторический метод - требует брать предмет в его развитии и изменении со всеми мельчайшими деталями и второстепенными признаками. Логический метод является отражением исторического, но он не повторяет историю во всех деталях, а берет главное существенное в ней, воспроизводя развитие объекта как бы по прямой - от низшего к высшему и обратно. системный подход, представляющий собой совокупность общенаучных требований (принципов), с помощью которых любые объекты могут быть рассмотрены как системы. Системный анализ объектов дает возможность представить их четырьмя категориальными планами: 1) процессом какого-либо вида (например, эволюционно-генетического); 2) функциональной структуры (например, естественного или искусственного языка); 3) морфологии (организации материала); 4) конкретного образа объекта.Системный подход имеет большую эвристическую ценность, поскольку он применим к анализу естественно-научных, социальных и технических объектов. Системный подход используется в сочетании со структурно-функциональным, поскольку сверхсложные самоуправляемые системы (например, общество) характеризуются полифункциональностью и наличием крупных структур. Тема 10. Диалектика, ее альтернативы и основные законы

«Диалектика и ее альтернативы

диалектика - это учение об универсальных связях и всеобщих законах развития природы, об­щества и познания. Диалектика изучает связь и развитие не в полном объеме (в противном случае специальным наукам не оставалось бы объе­кта исследования),а выявляет их всеобщие черты.Ее задача состоит в том, что­бы воссоздать идеальную модель развития в его всеобщих характеристи­ках.Диалектика имеет свою структуру,которая,как и структура любой научной теории, включает в себя: исходные принципы; основополагающие понятия (категории);законы.

Диалектика имеет ряд альтернатив. Альтернатива – наличие взаимоисключающих друг друга возможностей и необходимость выбора между ними. Альтернативами диалектики выступают: метафизика,софистика и эклектика,релятивизм и догматизм .метафизика объединяет, упрощает связи, сводит все многообразие связей к наиболее простым связям одного типа, как правило, к связям механическим. (В этом смысле правомерно говорить о том, что метафизика отрицает связи). Софистика – сознательное использование неправильных доводов и уловок, внешне выступающих как правильные, т.е. происходит вырывание отдельных несущественных связей из взаимосвязей и взаимозависимостей объективной реальности и осуществляется попытка представить их в качестве существенных, определяющих. Эклектика беспринципно, механически объединяет в единое целое несовместимые между собой идеи, связи и отношения, претендуя при этом на объективность и всесторонность анализа процессов и явлений. Релятивизм исходит из одностороннего понимания сущности истины, из отрицании абсолютной истины, преувеличения ее относительности.. Догматизм - однажды высказанная истина «застывает», «окаменевает» и в таком неизменном виде продолжает свое существование в постоянно изменяющихся условиях. Это некритическое восприятие ранее выработанных и усвоенных приемов и способов познания.

«Принципы и законы диалектики», Принципы – это исходные, наиболее общие идеи, лежащие в основе познания, позволяющие объединить законы и категории той или иной научной дисциплины в единую систему знания.Такими основополагающими идеями или принципами в диалектике являются принцип связи и принцип развития. В диалектике выделяют также принципы: объективности,всесторонности,конкретности, историчности. Связь - это такое отношение, при котором наличие или изменение одного объекта есть условие наличия или изменения другого объекта.Для нее характерны:объективность; всеобщность; универсальный характер.Важнейший вид связей- закон. Развитие - это такое изменение, при котором имеют место: поступательность; необратимость; возникновение принципиально новых качествен­ных состояний

основными законами диалектики являются: закон единства и борьбы противоположностей; закон перехода количественных изменений в качественные; закон отрицания отрицания. Гегелем.

При рассмотрении закона единства и борьбы противоположностей,следует особое внимание обратить на то, что к категориям, посредством которых раскрывается содержание данного закона, относятся прежде всего «тождество», «различие», «противоположность», «противоречие». Тождество есть совпадение друг с другом объектов по определенным признакам. Различие - это несовпадение объектов по некоторым признакам. Противоположности – это исключающие друг друга несовпадающие признаки объекта. Отношение между противоположностями есть отношение противоречия. То есть, противоречие - это взаимное исключение предполагающих друг друга признаков предметов и явлений.Таким образом, закон единства и борьбы противоположностей говорит о том, что всем предметам и явлениям присущи внутренние противоречия, находящиеся в единстве и борьбе. Внутренняя противоречивость, борьба противоположностей дает толчок к развитию, к нарастанию противоречий, к исчезновению старого и возникновению нового.

При изучении закона перехода количественных изменений в качественные необходимо проанализировать категории: качество, количество, мера, скачек. Качество представляет собой устойчивую совокупность свойств, указывающих на то, чем данная вещь является. Количество - совокупность свойств, предметов и явлений действительности, которая указывает на величину, размеры вещи, объем.Качества не существует без количества (как и количества без качества). Их единство составляет меру, которая представляет собой те количественные границы, в рамках которых существует данное качество. Скачок - это момент перехода от одного качества к другому, это перерыв постепенности, непрерывности. закон перехода количественных изменений в качественные показывает, что количественные изменения постепенно накапливаясь, при достижении границ меры приводят к качественным изменениям, протекающим в виде скачка.

диалектике отрицание характеризуется двумя моментами: уничтожением и сохранением.

Диалектическое отрицание - это не уничтожение предмета любым способом, а уничтожение, которое есть вместе с тем и сохранение.Оно предполагает связь, преемственность между старым и новым. Если бы отрицание было полным, абсолютным, то не было бы развития как единого процесса.Содержание рассматриваемого закона включает в себя следующие моменты: отрицание отрицания есть форма движения и разрешения противоречий; отрицание отрицания является выражением диалектического синтеза противоположных ступеней развития; отрицание отрицания есть завершение определенного цикла в развитии; отрицание отрицания представляет собой движение с возвратом якобы к старому. закон отрицания отрицания, выражая сложный, спиралеобразный характер развития,показывает, что на определенном этапе развития повторяются на качественно новой основе некоторые особенности пройденных этапов (зерно – росток – зерно). Законы диалектики позволяют понять следующее:а)закон единства и борьбы противоположностей - почему происходит развитие, его источник и содержание;б)закон перехода количественных изменений в качественные - как происходит развитие, его механизм; в) закон отрицания отрицания - в каком направлении происходит развитие, какова связь нового со старым.

«Важнейшие категории диалектики

К важнейшим парным категориям относятся:

Единичное и общее. Единичное - это индивидуальное, неповторимое в предметах и явлениях. Общее - то, что присуще многим явлениям, всеобщее - то что присуще всем явлениям действительности.

Единичное и общее находятся в диалектическом единстве. Единичное содержит в себе общее. В свою очередь, общее существует лишь в единичном.Студент может проследить диалектику единичного и общего на простом примере. Так, каждый индивидуальный организм связан с общим – видом (родом). В свою очередь, нет вида (рода) организмов без его отдельных представителей.Категория особенное является связующим звеном между единичным и общим. По отношению к единичному особенное выступает как общее, а по отношения к общему – как единичное. Причина и следствие. Причина - явление, которое предшествует другому явлению и вызывает его. Следствие - явление, которое вызвано причиной. усвоить следующее:

- причина существует и раньше следствия, и одновременно с ним;

- взаимодействие явлений действительности, происходит таким

образом, что причину и следствие можно указать, лишь “вырвав” их из их естественной связи;

- одна и та же причина в зависимости от условий может породить

разные следствия;

- одно и то же следствие может быть вызвано разными причинами.

Повод - это событие, которое само по себе не является причиной, но дает толчок к действию причины. Это своеобразный пусковой механизм “включающий” причину. Так, убийство эрцгерцога Фердинанда послужило поводом к первой мировой войне. Причиной были противоречия между мировыми державами.

Необходимость и случайность. Необходимость - это явление, которое имеет причину в самом себе, и, при наличии определенных условий, обязательно происходит. Случайность - это явление, причина возникновения которого лежит во внешних обстоятельствах. Она может произойти, а может и не произойти, может произойти так, а может иначе.В мире нет “чистой” необходимости и “чистой” случайности:

- любое явление всегда есть единство необходимости и\

случайности. Случайное в одном отношении является необходимым в другом. Определяющей (ведущей) стороной является необходимостью. Что касается случайности, то она либо замедляет, либо ускоряет ход действия;

- случайность является формой проявления и дополнения

необходимости, т.е. необходимость “пробивает” себе дорогу через массу случайностей (например, радиоактивность, открытая Беккерелем);

- необходимость и случайность переходят друг в друга. Примером

могут быть случайные открытия учеными полезных ископаемых, которые, затем, положили начало возникновению новых видов производств, необходимых обществу. Так случайное переходит в необходимое. Сам процесс познания есть движение от случайности к необходимости, затем от необходимости к случайности.

Содержание и форма. Содержание - это совокупность элементов и процессов, составляющих данное явления или предмет. Форма - это структура содержания, внутренне присущая ему.

Содержание и форма находятся во взаимосвязи и взаимозависимости:

- содержание не существует без формы, а форма без содержания.

Содержание всегда оформлено, а форма - содержательна;

- содержание активно, форма - статична, она изменяется в

зависимости от изменения содержания. Форма, порождается содержанием, в то же время она активно влияет на содержание, способствуя или замедляя его развитие;

- форма обладает относительной устойчивостью и самостоятельностью. Ликвидация старой формы и утверждение новой требует, порой, значительных усилий (примером здесь могут быть любые стороны жизни нашего общества. Правда, здесь надо четко определиться, что собой представляет новое, а что - старое);

- единство содержания и формы не исключает, а предполагает

наличие противоречий между ними.

Часть - это относительно самостоятельный элемент целого. Взаимодействие целого и части образует структуру, представляющую собой способ сочетания, принцип связи элементов целого. Элемент – это относительно неделимая часть целого.

С истема– это совокупность тесно связанных между собою элементов, выступающих по отношению к окружающему миру как единое целое.

Сущность и явление. Сущность – это главная, внутренняя, относительно устойчивая сторона предмета или процесса. Сущность совпадает с бытием вещи. Она определяет природу предмета, характеризует его признаки. По своему содержанию сущность объективна. Ее нельзя изменить или уничтожить (хотя сама она естественным образом может изменяться). Ее уничтожение означало бы уничтожение предмета, процесса. Явление - представляет собой более изменчивую, подвижную, внешнюю сторону предметов.Явление - это форма, в которой обнаруживается сущность.Сущность и явление едины и взаимосвязаны, что находит свое отражение в следующем:

- сущность и явление находятся в органической связи между собой,

нет сущности без явления, как и явления без сущности;

- сущность и явление непосредственно не совпадают, но между

ними имеется известное соответствие;

- сущность первична, она определяет явление, явление вторично, производно;

- сущность более устойчива (явление более изменчиво, подвижно),

когда сущность изменяется, это сразу же отражается и в явлениях.

Возможность и действительность. Возможность - это то, чего еще нет (явление, процесс, предмет), но что может появиться в силу объективных тенденций развития данного явления. Действительность - это то, что уже возникло, реально существует и действует. Иначе говоря, действительность представляет собой осуществленную (состоявшуюся) возможность.

Абстрактная возможность - это такая возможность, которая в принципе осуществима, но в данных конкретных условиях не может произойти. Абстрактную возможность составляет все то, что не противоречит законам природы и общества. Реальная возможность - это такая возможность, для которой в данный момент есть все условия превращения ее в действительность.

Возможность и действительность взаимосвязаны и переходят друг в друга. Но превращение их в природе существенно отмечается от их превращения в обществе, так как: а) в обществе всегда (в силу его сложности) есть много разных возможностей и надо выбирать наиболее реальную; б) возможность в обществе превращается в действительность при обязательном активном участии субъективных факторов (одних объективных предпосылок для такого превращения недостаточно); в) в общественной жизни для превращения желанной возможности в действительность необходимо создавать условия, отказываться от одних и поддерживать, укреплять другие возможности.

От возможности следует отличать невозможность как то, что противоречит законам природы и общества и не осуществимо нигде и никогда.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: