double arrow

Тема 5. Философское понимание мира: бытие, материя

«Категория «бытие», ее смысл и специфика» проблема бытия представляет собой фундаментальную мировоззренческую и методологическую проблему. была и остается постановка вопросов о существовании мира “здесь и теперь”, о его вечности и бесконечности. И если констатация того, что мир есть, имеется “здесь и сейчас”, т.е. наличествует в пространстве и времени, опирается на очевидные предпосылки, факты человеческой жизни, то идея о непреходящем, не имеющем границ мире, не вытекает из непосредственных наблюдений, из конкретного опыта людей. 1ыйаспект проблемы бытия связан с осмыслением противоречивого единства непреходящего и преходящего бытия вещей, состояний природы, общества, человека. 2ойаспект проблемы бытия связан с вопросом о единстве мира. Бытие мира как целого неотделимо от бытия в мире всего что существует. Мир в своем существовании образует неразрывную целостность, некое единство.3ий асп.проб.быт.сводится к осознанию того, что мир есть объективная реальность. Эта реальность выступает как совокупная (нерасчлененная) целостность, как единое бытие, обладающее собственной логикой существования и развития. Частью этой реальности является жизнедеятельность людей.Особо необходимо отметить, что не только природное, но и духовное, идеальное следует рассматривать как наличное, данное, как имеющее характер особой (субъективной) реальности. бытия как сложную связь всеобщего характера, которая объединяет все существующее в мире.под бытием в философии понимается достоверность существования всего того, что и кто есть. Бытие - это существование чего-либо вообще. Оно включает в себя все виды материи, со всеми видами идей, взглядов, чувств, установок. основные формы бытия: 1. Бытие вещей, процессов и состояний природы. Оно подразделяется на состояния природы, которые: а) возникли и существовали до человека - на “первую природу”; б) на “вторую природу” - вещи произведенные человеком.2. Бытие человека. Как бы ни было уникально бытие человека в мире вещей и собственно человеческое бытие, оно имеет общие стороны с любой вещью природы. Человек предстает как вещь среди вещей. В то же время идентификация человека с миром вещей не сводит его сущность к физиологическим процессам, происходящим в человеческом организме. Собственно человеческое бытие включает в себя природно-биологический, психологический и социально-исторический компоненты.3. Бытие духовное. Оно включает в себя бытие индивидуализированного и объективированного духовного. Индивидуализированное духовное - это прежде всего сознание. Его специфика состоит в том, что оно неотделимо от природно-биологических процессов, но не сводимо к ним, являясь по своей сути идеальным (духовным). Объективированное духовное бытие так же имеет свои особенности. Его отдельные фрагменты (идеи, идеалы, нормы, ценности, естественные и искусственные языки и т.п.) способны сохраняться, совершенствоваться и свободно перемещаться в социальном пространстве и времени.4. Бытие социального. Оно включает в себя бытие отдельного человека в обществе и бытие общества.5. Виртуальное бытие связано с существованием виртуальной реальности. Эта реальность представляет собой синтетическую среду, возникающую в результате взаимодействия новейшей технологии (компьютера) и соответствующей информации. В этой среде человек может осуществлять любые превращения и действия, не обременяя себя заботой о последствиях своих поступков.

“Материальное единство мира”,в категории бытие объединяются по признаку существования самые различные явления, предметы и процессы.Выделяя главные сферы бытия (природу, общество, сознание) мыслители всех времен полагали, что многообразие явлений, событий, процессов, включенных в эти сферы, объединено некоторой общей основой. Идея единства всего многообразия мира получила свое воплощение в понятии “субстанция” (от лат. - сущность, основа). Субстанцией, как общей основой всего существующего может быть и сознание, и материя. Идеалисты считают, что в основе предметов и явлений лежит некая идеальная субстанция в виде божественной воли, абсолютной идеи, мирового разума (Платон, Гегель) или комплекса ощущений (Беркли, Фихте). Древнекитайские, древнеиндийские и древнегреческие философы - материалисты под субстанцией (материей) понимали наиболее часто встречающееся вещество природы: воду, воздух, огонь, землю.Материалисты XVIII вв.-материя это все то, что, воздействуя на органы чувств человека, вызывает ощущения. Иными словами, под материей понимали вещество.В начале XX в. В.И. Ленин дает определения материи как философской категории для обозначения объективной реальности данной человеку в ощущениях его, и существующей независимо от них. Фактически и это определение рассматривает материю как вещество. Материя - это объективная реальность, существующая независимо от сознания и предстающая перед нами в виде вещества, поля и других ее объективных состояний. Осн.признак.материи как объективной реальности выступает свойство “существовать независимо от сознания”. В этом отношении сознание вторично, производно от материи, является ее особым свойством.Материя неисчерпаема, существует в бесконечном числе видов и свойств. Вместе с тем она имеет сложную системную организацию. Любой объект материального мира может быть рассмотрен в качестве системы. Устойчивые связи и отношения между элементами системы и образует ее структуру. Современная наука выделяет три уровня или три вида материи: неорганический, органический и социально организованный. Все уровни (виды) материи связаны между собой генетически, т.е. каждый развивается из другого. Каждый уровень организации материи необычайно сложен и характеризуется своими закономерностями. Взаимосвязь всех уровней материи, понимание каждого материального объекта, в том числе и человека как продукта глобальной космической эволюции, позволяет научно решить проблему единства мира.Приступая к рассмотрению третьего вопроса «Основные атрибуты материи», студенту необходимо знать, что среди различных свойств материи есть такие, без которых она не может существовать. Эти свойства называют атрибутами. К ним относятся такие неотъемлемые свойства материи как движение, пространство и время. Материя во всех своих видах и формах находится в движении. В самом общем смысле слова, движение - это изменение вообще. Оно охватывает различные типы изменчивости, наблюдаемые в объективном мире, начиная от перемещения объектов в пространстве и заканчивая процессами социальной эволюции. Движение является всеобщим свойством материи, способом ее существования. Ему присущи такие свойства как объективность, всеобщность, абсолютность, неуничтожимость и несотворимость.Под объективностью движения понимается его существование независимо от сознания как внутреннее свойство материальных объектов.Свойство всеобщности связано с отсутствием в мире материальных объектов не претерпевающих никаких изменений. Понимание абсолютности движения связано с понятием “покой”.Движение и покой рассматриваются как противоположности, связанные между собой. Покой является моментом всякого движения, характеризуя материальный объект с точки зрения его устойчивости. Покой преходящ, временен, относителен, а движение постоянно, вечно, абсолютно. Тезис о несотворимости и неуничтожимости движения вытекает из самого определения движения как атрибута материи. Об этом свидетельствует и закон сохранения и превращения энергии. Из него следует, что движение не может исчезнуть, а способно переходить из одной формы в другую, сохраняя свои количественные и качественные параметры.Основным качественно различным видам материи соответствуют определенные формы движения. Классификация форм движения была начата Аристотелем, выделившим 6 видов движения. Ф. Бэкон выделял 19 его видов. Ф. Энгельс указал 5 форм движения, каждая из которых связана с определенным материальным носителем. Эти формы движения следующие: механическая (материальный носитель – макротела); физическая – (молекулы); химическая – (атомы); биологическая – (белки); социальная – (человек, материальное производство). К настоящему времени такая классификация в чем-то устарела: механика стала разделом физики, был открыт электрон, а вместе с ним заявила о себе ядерная форма движения. Современное представление о формах движения связано с тремя видами или уровнями организации материи: неорганическая природа, органическая природа, общество. Неорганическую природу характеризует физическая и химическая формы движения, органическую - биологическая, а общество - социальная. Кроме этого выделяют: геологическую форму движения (материальный носитель - планета), гравитационную - (Солнечная система), космическую – (Галактика) и др.Рассматривая взаимосвязь форм движения, следует исходить из того, что порядок расположения основных форм движения определяется степенью возрастания их сложности и генетической обусловленности каждой последующей формы предыдущей.

Каждая высшая форма движения представляет собой естественный продукт развития низших форм. Вместе с тем каждая форма движения имеют свою качественную определенность. Она не сводима ни к высшим, ни к низшим по отношению к ней формам. Например, сущность человека нельзя понять через изучение биохимических процессов происходящих в живом организме. В свою очередь закономерностями социального нельзя объяснить биохимические, физические и другие процессы протекающие в природе. Все тела и явления в мире находятся не только в движении, но и обладают определенной протяженностью и временной длительностью, т.е. имеют пространственные и временные формы своего существования. Пространство - это форма бытия материи, которая характеризует протяженность, структурность всех составляющих ее материальных систем. Время - это форма бытия материи, выражающая длительность ее существования, последовательность смены состояний в изменении и развитии всех материальных систем.Общие свойства, объективность и всеобщность. осн: трехмерность (длина,ширина, высота),протяженность,однородность и изотропность (равноправность всех направлений). Время: одномерность, необратимость.Оно течет от прошлого через настояще к будущему.

Так, в неорганической природе существует мега-, макро- и микромир, где пространство и время имеет определенную специфику своего проявления. В органической природе пространственно-временные структуры проявляются в формах левизны и правизны, симметрии и асимметрии и т.п. В обществе пространство и время имеет качественно своеобразную структуру, которая не сводится только к отношениям материальных вещей, а включает их отношение к человеку, его социальные связи и те смыслы, которые фиксируются в системе общественно значимых идей.Различно протекает время у животных и человека. Социально-историческое время измеряется поколениями, веками, которые характеризуют те или иные события в памяти человечества. представления о движении, пространстве и времени постоянно углубляются, расширяются.

Тема 6. Философское понимание сознания.

«Понятие и структура сознания», человеческое сознание –явление сложное, многоплановое и многоаспектное. Оно является объектом изучения многих наук. Идеалисты отстаивают мысль о первичности сознания по отношению к материи, считают его самостоятельной, созидающей сущностью всех вещей. Дуализм (или психофизиологический параллелизм) рассматривает сознание и тело как независящие друг от друга начала и не видит взаимосвязи психических и физиологических процессов в организме. материализм рассматривает сознание не как нечто автономное, независимое от материи, а, напротив, как ее свойство. Свойство это в отличие от таких атрибутов материи, как движение, пространство, время, не всеобщее. Оно присуще чел.мозгу.

Вторичность сознания рассматривается в трех аспектах: 1) историческом (сознание как особое свойство материи возникает на определенном этапе ее эволюции); 2) психо-физиологическом (сознание – функция головного мозга человека); 3) гносеологическом (сознание – высшая форма отражения внешнего мира, отличающаяся осмысленностью и целенаправленностью). сознание -овокупность психических процессов, активно участвующих в осмыслении человеком внешнего мира и своего собственного бытия. К ним относятся: ощущение, мышление, воля, память, эмоции, интуиция.

ощущение дает человеку непосредственное отражение явлений, внешней стороны предметов. Мышление противопоставляется чувственному познанию как опосредованное отражение внутренней, сущностной стороны предметов.

Воля – это практическое обнаружение сознания.Это не только умение желать, но и способность действовать, осуществлять намеченное. память, как способность запечатлевать, сохранять и воспроизводить информацию. Тем самым память придает связность и устойчивость жизненному опыту человека и является необходимой предпосылкой формирования личности. Эмоции – это сфера личностных, субъективно-психологических переживаний (предчувствия, смутные видения, стрессы, гнев, страх, восторг, любовь, ненависть, симпатия, антипатия). Интуиция – это способность непосредственного постижения истины путем прямогоее усмотрения без соответствующего доказательства. Особенность интуитивного «видения» («озарения», «вспышки») сознания проявляется в неожиданности решения проблемы, в неосознаваемости путей и средств ее решения, в непосредственности постижения истины.

«Происхождение и сущность сознания»

Сознание есть высшая форма и результат развития всеобщего свойства материи – отражения. Отражение – это изменение одного предмета под воздействием другого, или, иными словами, передача особенностей одного предмета другому в процессе их взаимодействия. С возникновением жизни формируются качественно новые формы отражения. Простейшей формой отраженияесть- раздражимость, представляющая собой ответную реакцию организма на внешнее или внутреннее воздействие среды в виде возбуждения.

Более высокой формой биологического отражения, по сравнению с раздражимостью, являются рефлексы и ощущения. Рефлексы и ощущения появляются у животных, обладающих нервной системой. На этой ступени эволюции возникают психические формы отражения, отличающиеся избирательностью и активностью. Рефлекс – это закономерная реакция организмана внешнее раздражение, которая осуществляется при участии центральной нервной системы. Сознаниеэто специфически человеческое, неразрывно связанное с мозгом, свойство высокоорганизованной материи отражать материальный мир в идеальных (субъективных) образах Сознание характеризуется целеполаганием. Идеальное свойство сознания, обусловленное социальной природой человека Иными словами, сознание двуполюсно. С одной стороны, оно опирается на материальное, имеет его в качестве своей предпосылки и в этом отношении оно вторично.С другой-оно устремлено на новое материальное,опредмечиваясь и объективируясь в новых результатах человеческой деятельности, выступает в этом плане как первичное чтобы унять боль (душевную и физическую) отключают сознание.

«Сознание и язык. Проблема искусственного интеллекта» По мнению лингвистов, в частности Эмиля Бенвениста, языковая форма является не только условием передачи мысли, но и условием ее реализации. Вне языка имеются только неясные побуждения, волевые импульсы,выливающиесяВжесты и мимику.Сознательное–это событие, обрабатанное языковой системой мозга.Язык человека - саморазвивающаяся система, отражающая предметный мир,его свойства и отношения,а также отношения людей.Он дает возможность человеку осмыслить мир и собственную деятельность в нем.функции: номинативной (способность языка называть вещи, явления); познавательной (участие в процессе познания); информативной (способность хранить и передавать информацию); коммуникативной (способность общения на самых различных уровнях).

Родившийся человек пока не овладеет этими двумя основными посредниками – орудием труда и языком – не становится человеком в полном смысле этого слова. В тоже время сознание не исчерпывается тем, что может быть выражено в языке, рационально усвоено. Самосознание – это особый уровень сознания, на котором осуществляется функция контроля за деятельностью сознания и поддержания его целостности. Оно предполагает выделение и отличие человеком самого себя, своего «Я» в окружающем мире. Это способность человека посмотреть на себя как бы со стороны,осознать свои действия,чувства, мысли, мотивы поведения, интересы, свое положение в обществе.Регулируя свои действия, предусматривая их результаты, самосознающий человек берет на себя ответственность за них.Проблема сознания и языка с появлением компьютерных технологий оказалась тесно связанной с проблемой искусственного интеллекта.

искусственным интеллектом, оперирует не образами, а знаками.Здесь может осуществляться процесс «самонаучения» (самообучающиеся, самопрограммирующиеся ЭВМ). Однако это «научение» особого рода. То, что ЭВМ, скажем, способна доказывать математические теоремы, еще не означает ее умения также играть в шахматы или решать научные проблемы.Ранее, при создании вычислительных устройств, как правило, шли путем имитации предметных действий человека или его мышления. В настоящее время работы, посвященные искусственному интеллекту, ведутся по трем основным направлениям:

1) воспроизводство творческих способностей человека;

2) применение диалоговых форм «общения» человека с

компьютерными системами (например, с целью перевода

формализованных текстов на естественные языки);

3) создание робототехники, важнейшим элементом которой является

искусственный интеллект.

Техника все активнее начинает выступать партнером человека в его жизнедеятельности. Естественный интеллект, сопряженный с «искусственным» усиливает творческие возможности человека, ставит его перед необходимостью новой парадигмы мышления, способной обеспечить их единство и целостность в интересах сохранения и дальнейшего развития человечества.

Тема 7. Общественное сознание и его структур“Взаимосвязь общественного и индивидуального сознания

Общественное бытие - это реальный процесс жизни людей, те общественные отношения, которые складываются в обществе на основе данного способа производства и культуры.

С точки зрения идеализма сознание определяет бытие. Такая точка зрения опирается на так называемый “здравый смысл”. Люди участвуют в общественных действиях, руководствуясь определенными взглядами, чувствами, побуждениями, и исследователи делают отсюда вывод об определяющей роли сознания. При этом, недооценивается роль экономики, техники и технологии в жизни людей, игнорируется тот факт, что человеку, несмотря на его сознание, не дано предвидеть в полном объеме результаты своей деятельности (вспомним крылатую фразу: “Хотели как лучше, а получилось как всегда”).Для материалистов общественное сознание производно от бытия, т.е. бытие определяет сознание. С этой точки зрения, общественное

сознание - это совокупность существующих в обществе идей, теорий, взглядов, воззрений, чувств, настроений отражающих бытие людей, условия их жизни. Индивидуальное сознание - это внутренний (духовный) мир личности, ее жизненный опыт, мироощущение и мировосприятие. Оно отражает через призму конкретных условий жизни человека не всю реальность, а лишь отдельные ее стороны и черты, фиксируя много частного, неповторимого, ценного для данного человека.

В отличие от индивидуального, общественное сознание выступает коллективной, всеобъемлющей памятью, разносторонним духовным опытом общества. До тех пор пока будет существовать человечество, будет существовать и функционировать общественное сознание. Отвлекаясь от частностей, свойственных индивидуальному сознанию, оно выступает как обобщающая картина человеческого мировидения.

общественное сознание по своему происхождению (генетически) формируется из важнейших достижений индивидуального сознания.Те или иные идеи, концепции, прогнозы проходят через “сито” общественного мнения. Затем, имеющейся сгусток очень придирчиво проходит испытание временем, эпохами с их постоянно изменяющимися ценностями, установками,подходами к пониманию достижений человеческой мысли.

Структура общественного сознания. Идеология и общественная психология

Структуру общественного сознания рассматривают в трех основных аспектах:

Конкретно-историческом, выделяя типы сознания: сознание

первобытного общества; сознание предшествующих эпох: античности, средних веков, Нового времени; сознание современного общества. 2Гносеологическом, выделяя виды: эмпирическое, теоретическое, художественно-образное, профессиональное, массовое - и уровни сознания: обыденное (познание явлений) и научное (познание сущности). 3. Социологическом, выделяя сферы: идеологию и общественную психологию - и формы сознания: политическое, правовое, нравственное (мораль), эстетическое, религиозное.

Идеология - это целостная система идей и взглядов, отражающая условия жизни людей, их бытие с позиции определенных социальных сил, а также цели (программы), направленные на укрепление или развитие (изменение) существующих в обществе отношений. Общественная психология представляет собой систему чувств, эмоций, отдельных не систематизированных мыслей, убеждений, установок, в которых отражаются, в первую очередь, ближайшие условия бытия людей.

. Политика - это деятельность социальных групп, наций, партий, государства, ядром которой является проблема власти. Заниматься политикой - значит отстаивать интересы определенных групп людей, управлять политическими процессами. Политика как определенные отношения и действия находит свое отражение в политическом сознании. Политическое сознание представляет собой совокупность идей, теорий, взглядов, чувств, настроений, отражающих отношения к власти социальных групп, партий, общества.

Политическая идеология находит свое теоретическое выражение в конституциях, в программных заявлениях, лозунгах партий, национальных группировок. Политическая психология включает с себя главным образом чувства, настроения, эмоции, поведенческие установки той или иной социальной группы или общества в целом в ходе реализации политических целей и задач. Политическое сознание не является постоянным, неизменным. Оно функционирует, развивается и изменяется в зависимости от состояния общественного бытия, от изменений в социальной практике. Правосознание - это совокупность убеждений людей относительно правомерности или неправомерности обязанностей, прав и поступков людей в обществе. Право - это система обязательных норм, правил поведения людей, выраженная в юридических законах.

Мораль - это совокупность взглядов,представлений, норм и оценок поведения людей в обществе с точки зрения добра, зла, справедливости, несправедливости, чести и бесчестия. Одной из древнейших форм сознания, наряду с моралью, является эстетическое сознание. Основная его особенность состоит в эмоционально-ценностном восприятии действительности с позиций комического и трагического, прекрасного и безобразного, величественного и низменного. Искусство - есть форма отражения действительности в художественных образах. Искусство выполняет следующие функции:

- познавательную (например, о Великой Отечественной войне люди знают больше из произведений искусства, чем из исторических

документов);

- эстетическую (произведения искусства заставляют людей

радоваться и восхищаться, ненавидеть и негодовать, воспринимать прекрасное и определяться по отношению к низменному и безобразному);

- воспитательную (общение с миром прекрасного учит людей отличать благородное от пошлого, высокомерное от моральной красоты);

- социальную, идеологическую (произведения искусства в определенной мере иногда специфически выражают определенные интересы, эмоциональный настрой, чувства, мироощущение и мировосприятие определенных социальных групп, их политические, правовые, моральные и иные взгляды, идеи, концепции).

Религиозное сознание - одно из древних форм осознания мира и регуляции человеческой деятельности. В его основе лежит вера в сверхъестественные силы и поклонение им.

три обязательных элемента: мифологический -веру в реальное существование тех или иных сверхъестественных, чудодейственных сил; эмоциональный- религиозные чувства, возникающие под воздействием веры; нормативный - требования по соблюдению религиозных предписаний.

Сущность религии состоит в том, что верующие совершают определенные действия с целью расположить к себе сверхъестественные силы и с их помощью отвратить от себя и других людей различные бедствия, получить какую-то пользу.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: