В.В. Макаров, 24 страница

Терапевт: Расскажите.

Оксана: Я, например, описала, какой бы я себя хотела видеть.

Терапевт: Какой же?

Оксана: Много пунктов...

Терапевт: Опишите, пожалуйста.

Оксана: Гармония внешняя и внутренняя...

Терапевт: Что это значит? Кто-нибудь на вас посмотрит и скажет: какая гармоничная девушка, правый глаз похож на левый, губы не кривые, лоб красивый, ноги длинные. А вы говорите: “Нет, это все внешнее. В глубине я ужасно негармоничная: у меня глаза кривые...”

Оксана (перебивает): В глубине...

Терапевт (перебивает): “У меня глаза кривые, зубы косые, во лбу у меня дырка, уши — одно выше другого, волосы растрепанные, из них змеи вьются, я не гармоничная, это только так, одна видимость...” (На протяжении всего монолога клиентка пытается перебить терапевта, но он ей не дает.) Я вам говорю: “Вы хотите быть ведьмой?” Ведьма — она для кого-то красавица, а для кого-то ведьма.

Оксана: Но с ней нужно связывать что-то, а если у меня ничего нет, что бы я могла с ней связать?

Терапевт: Зачем связывать? Она сама с вами свяжет. (Клиентка улыбается иронично.) Хорошо, каков ваш образ гармоничности?

Оксана (после паузы): Сюда должны входить многие компоненты: мудрость, целеустремленность... Много, много, я не знаю, как это можно описать...

Терапевт: Вы можете назвать какой-нибудь персонаж, чтобы он был мудрым, целеустремленным, женственным? Или вы хотите быть первой на свете совершенной женщиной? До вас были какие-нибудь экземпляры? Можно посмотреть образец?

(Клиентка поворачивается лицом к терапевту и молча смотрит на него.)

Терапевт: Список этот кажется мне полной болтовней. Я не вижу его. Я не понимаю его. Вы мне пример приведите. По-простому.

Оксана (очень тихо): Не знаю.

Терапевт: Кого вы видите в качестве возможного образца?

Оксана: Я не хочу какого-то образца. Хочу быть самой собой.

Терапевт: Значит, никто до сих пор на всем белом свете на вас похож не был. Вы будете первой и нерукотворной.

Оксана: Я буду индивидуальной, да.

Терапевт: Похожие на вас есть? Пусть не на сто процентов, но похожие на вас. Пусть на двадцать процентов, на пятьдесят...

Оксана: Есть конкретный человек, но я не думаю, что это какой-то персонаж. Это просто человек. Я даже не знакома с ней лично. Просто я знаю о ней, и почему-то мне кажется, что она мне близка.

Терапевт: Хорошо. Вы хотите попробовать ситуацию транса. Зачем?

Оксана: Потому что мне все-таки хотелось бы решить этот вопрос, который, как мне кажется, витает где-то близко, я его могу зацепить, но где-то мимо пролетаю.

Терапевт: Может быть, вопрос слишком глубоко сидит?

Оксана: Не знаю.

Терапевт: Вы хотите избавиться от прошлого, от родителей, от недовольства собой, от двойственности...

Оксана: Я с родителями уже примирилась. По сравнению с тем, что было раньше, у нас хорошие, гармоничные отношения. Но то, что у меня осталось внутри, эта масса претензий и детских обид... это никуда не делось. Мы просто сейчас об этом не говорим. И наши новые отношения складываются на ином уровне. Но прошлое меня держит, не пускает быть с родителями такой, какой я хочу быть с ними.

Терапевт: Понимаете, получается заколдованный круг. Вы говорите: “Это глубоко, то глубоко”. Я вас прошу: “Дайте пример отношений с родителями”. Вы мне говорите: “Никаких примеров не знаю, отношения мои с родителями такие-то”.

Оксана: Хорошо. Мне мама рассказывала, что с самого детства почему-то у меня стремление к уединенности, к тому, чтобы меня никто не видел, чтобы не критиковали. Почему? Потому что... (После паузы.) Когда я поехала в институте на картошку, ко мне должна была приехать мама. И тогда состоялся мой первый опыт с косметикой, тогда еще не очень этим пользовались, и я, видимо, сильно переборщила. И я помню, что она приходит туда, где мы все жили, приходит вместе с бабушкой...

Терапевт: Вы что, картошкой, что ли, намазались?

Оксана: Нет, я просто очень много косметики использовала.

Терапевт: На картошке?

Оксана: Да. Мы ездили в колхоз со студенческой группой, там был единственный день посещений, и я для мамы намазалась.

Терапевт: Зная, как маме это понравится.

Оксана: А я не знала, я до этого еще не пробовала. Я просто смотрела, как другие это делают, и это нормально воспринимается.

Терапевт: А другие что, тоже для мам красились?

Оксана: А почему нет?

Терапевт: Да я так, ради любопытства спрашиваю.

Оксана: Я стремилась к красоте. Мне очень нравились индийские фильмы в то время, я постаралась создать подобие. А у них же очень много используется косметики. Мне вообще очень нравится восточная культура, и поэтому в тот момент мне очень хотелось понравиться своей маме. И вместо того, чтобы получить то, ради чего я старалась... я хотела какую-то награду получить за это. Когда меня мама увидела... Я не знаю, как это описать... Второй раз я бы отказалась это все слушать... Она просто сказала все, что она думает обо мне...

Терапевт (перебивает): Знаете, что бы вы делали во времена средневековья? Вы бы стремились к знаниям. Тогда было такое средство: натирали руки и ноги специальными веществами, от которых терялся вес... То, что с вами и сейчас иногда происходит: кажется, что тела нет, оно становится легким. И летели бы на шабаш.

Я драматизирую ситуацию. И, с одной стороны, иду у нее на поводу, ведь она считает, что надо сначала помучиться, чтобы что-то получить. С другой стороны, ситуацию с косметикой я рассматриваю несколько преувеличенно и детализирую. Детализирую пускай иронически, но тем не менее воскрешаю эту ситуацию и проявляю. И она в ответ на мои вопросы защищается и пытается объяснить мне, пробиваясь сквозь иронию. Но первым делом она объясняет что-то себе, и все-таки впервые появляется фактура, образ: девочка на картошке, столько-то лет, девочка которая хочет украсить свое лицо, которая смотрит индийские фильмы. Она рассказывает некую подробную биографию того эпизода. Тем самым вырисовывается образ, который состоит из деталей, а не из словес и абстракций.

Оксана (улыбается): Вы меня просили рассказать историю. Я вам рассказала.

Терапевт: Понимаете, она противоречива. С одной стороны, мама такая-сякая. С другой стороны, она к вам приезжает, вас посещает. С одной стороны, вы маму терпеть не можете. С другой стороны, вы ради нее начинаете косметикой пользоваться. С одной стороны, мама огорчилась, и на вас наорала. С другой стороны, вы же могли эту реакцию предвидеть.

Оксана: Нет.

Терапевт: Вы были такая наивная, такая невинная?

Оксана: На самом деле косметики было не так уж и много. Мои подруги мне сказали, что это замечательно.

Терапевт: Жалко, что ваши подруги не были вашей мамой. Тогда бы все было хорошо.

Оксана: Был еще один эпизод. Мне, наверное, было около года, я еще была в коляске и не разговаривала. Мне мама рассказывала это всю жизнь, много-много раз, и каждый раз у меня возникали неприятные ощущения. Они сидели с подругой, разговаривали и рассказывали друг другу анекдоты. Я — рядом в коляске, и вдруг после какого-то анекдота они начали громко смеяться, я достала соску изо рта и начала смеяться вместе с ними. (Клиентка смеется.) Потом — обратно соску в рот, и они уже начали смеяться надо мной.

Терапевт: Расскажите нам этот анекдот.

Оксана: Я не знаю, мне мама его не рассказывала. И каждый раз — мне двадцать лет, двадцать пять лет — при гостях мама рассказывает, какая тогда глупая была ситуация.

Терапевт: Так кто в этой ситуации глупее — вы или мама?

Оксана: Я не хочу говорить о глупости, здесь не об этом речь. Речь о том, что это очень глубоко меня задело именно тогда — на картошке. И каждый раз, когда случается какая-нибудь подобная вещь, мама говорит: “Ты была такая смешная, такая карикатурная, глупая какая-то”. Хотя ничего страшного, все пробуют, все экспериментируют.

Терапевт: Такое впечатление, что в вас живет вулкан. Знаете, когда-то Везувий залил лавой все, что было вокруг, все прошлое. Всех родственников сразу. Все осталось погребенным. Так здорово. Представляете, сразу от всего избавиться. Хотите, чтобы из вас изнутри вылез вулкан, из глубины, из самой-самой глубины, и погреб под собой всю память, всех родственников, все переживания.

Оксана: Хорошо, а вы знаете, что нужно делать? Вот вы говорите с таким чувством, что вы знаете, что мне нужно на самом деле...

Терапевт: Конечно, нет.

Оксана:...а я никогда этого не найду.

Терапевт: Совершенно не знаю.

Оксана: Тогда зачем же вы мне такие вопросы задаете?

Терапевт: Я хочу понять, что вы знаете.

Оксана: Я вам рассказываю свою интерпретацию...

Терапевт: А мне интерпретации, вообще говоря, не интересны. Я спрашиваю не об интерпретациях, а о фактах. Вы рассказываете факты, я с интересом слушаю. Есть у вас вулкан внутри?

Оксана: Есть.

Терапевт: Я тоже так думаю. Глубоко? И сильный вулкан? Вы боитесь его извержения?

Оксана: Ничего я не боюсь. Я не знаю, чего боюсь. Я вроде бы не боюсь этого.

Терапевт: Когда вы говорите, что вы ничего не боитесь, это тоже противоречие, потому что вы раньше говорили, что нескольких вещей боитесь. Собак боитесь?

Оксана: Когда я иду дальше этого страха, я не вижу, чего бояться.

Терапевт: Вы знаете, говорят, что все страхи сводятся к двум или трем главным страхам: к страху умереть, страху сойти с ума... а из них уже происходят другие страхи — страх заразиться, страх перед собаками, страх высоты, страх ездить в машине и т.д. За ними стоит страх оказаться несостоятельной, ненормальной, неживой. Неживой, ненормальной — это два универсальных глобальных страха. Первый: вулкан взорвется и все перепутает, второй: наводнение, река разольется, и все зальет. Когда вы говорите о целостности, о том, что не хотите быть двойственной, и когда говорите, что хотели бы, чтобы были другие родители, другое прошлое, а лучше, чтобы вообще не было бы родителей или не было бы прошлого.

Оксана: Я принимаю то, что... Я наоборот, благодарна своим родителям...

Терапевт (перебивает): Принимаете вы это на словах.

Оксана: Вы не даете мне даже объяснить, что я хочу.

Терапевт: Почему же не даю? Я, по-моему, все время очень даже вам даю.

Оксана: Я, с одной стороны, понимаю, что если бы не они, если бы не все эти обстоятельства, я бы не совершила того прорыва, который я совершила.

Терапевт: А что за прорыв вы совершили?

Оксана: Я очень сильно изменилась. Очень здорово.

Терапевт: И дальше будете меняться?

Оксана: Да, конечно.

Терапевт: А куда вы сейчас хотите меняться?

Оксана: К совершенству.

Терапевт: По-моему, вы уже и так совершенство. В своем роде.

Оксана: Не надо по внешности судить. Внутри меня — кон­фликт.

Терапевт: Я как раз сужу не по внешности. Может, у вас совершенный вулкан внутри.

Оксана: Может быть. У меня очень высокие требования к себе. Я стараюсь их выполнять... Но я хочу, чтобы они были. Я себя так полюбила. Мне нравится это. Значит, мне многое дано, я многого добьюсь.

Терапевт: Что вы от меня хотите? Что вы хотите конкретно “здесь-и-сейчас”, сегодня, с помощью нашего общения и нашего транса?

Оксана: Я хотела бы решить проблему одиночества.

Терапевт: Вас что, во сне выдать замуж?

(Клиентка смеется.)

Терапевт: Дать вам брата?

Оксана: Нет.

Терапевт: А что тогда нужно сделать во сне? Как во сне можно избавиться от одиночества? Что вы под этим имеете в виду — “лишить одиночества”? Отдать в детский сад, в котором вы бы могли ужиться? Чтобы вы с другими детьми ходили на прогулку? (Пауза. Клиентка молча смотрит на терапевта и улыбается.) Вы мне говорите: “Я такая сложная, у меня на правой руке перчатка одного размера, а на левой — другого размера. Это только со стороны кажется, что у меня руки одинаковые. Или у меня одна нога длиннее другой. Это только со стороны кажется, что у меня ноги одинаковые. На самом деле, у меня одна нога длиннее другой на двадцать сантиметров. А я хочу быть цельной и изнутри чувствовать себя гармоничной, как и снаружи. Чтобы мне изнутри ничего не мешало”. Так примерно? Как вы думаете? (Клиентка молчит.) Как вы все-таки хотите, чтобы мы решили проблему одиночества, как вы это видите? (Пауза. Клиентка молчит и снимает ниточки со свитера.)

Оксана (говорит сквозь слезы): Вы знаете, сейчас я не чувствую себя комфортно, эти слезы, они у меня не потому... а просто я не знаю, как это объяснить.

Терапевт: А я могу вам объяснить. Вы сейчас со слезами гораздо естественней, чем до сих пор. Значит, в этом есть какое-то сообщение.

Оксана (плачет): Я эту технику уже пробовала. Она мне не помогает нисколько.

Терапевт: Какую эту технику?

Оксана: Слезы.

Терапевт: А слезы — это техника?

Оксана: Да. Наверно. Инструмент какой-то. Ключик, что-то открыть. Кому-то помогает.

Терапевт: Когда вы с одежды собираете всякие ниточки (показывает), что это значит, как вы думаете?

Оксана: Так обезьянка шкурку чистит.

Терапевт: Обезьянка чистит шкурку и вылизывает ее вот так. (Показывает.) Еще, вы знаете, когда обезьянки друг друга любят, они друг у друга насекомых выкусывают. (Клиентка тихо смеется, заслоняя лицо рукой.) А вы хотели бы побыть обезьянкой на некоторое время?

Оксана: Я всю жизнь такой являюсь.

Терапевт: Это уже хорошо. А какие у вас еще состояния есть? Вот одно состояние: вы страшно умная, все про себя знаете, когда у вас прорывы, решаете проблемы. Другое состояние: вы — обезьянка. Всю жизнь обезьянка. Третье состояние: вы чувствуете себя такой несчастной и плачете. Какие еще у вас бывают состояния?

Моя идея заключается в том, что она легко перепрыгивает из одного состояния в другое, причем забывает в одном состоянии о том, что была в другом. Я пытаюсь ее примирить с тем, что она может быть разной — плакать и смеяться, чувствовать себя полноценной и наполненной и, наоборот, никчемной, жалкой, вялой. И это возможность не застывать в определенных состояниях, не пугаться никаких состояний, а рассматривать их как пианино, на котором каждая клавиша может звучать отдельно, не нарушая общей гармонии мелодии.

Оксана: У меня есть состояние, когда я очень довольна собой.

Терапевт: И что это за состояние?

Оксана: Когда у меня душа поет.

Терапевт: Вы тогда цельная?

Оксана: Да.

Терапевт: Вся душа поет?

Оксана: Да.

Терапевт: Без остаточков? Без осколочков?

Оксана: Без.

Терапевт: Тогда вы не чувствуете себя одинокой?

Оксана: Нет.

Терапевт: Вам никто не нужен?

Оксана: Нет, я просто чувствую, что все, что происходит вокруг меня, мне очень близко, я в этом живу, и это меня устраи­вает.

Терапевт: Вы хотите чувствовать себя в этом состоянии почаще?

Оксана: Я могу себя чувствовать в этом состоянии в любое время, но сейчас оно становится каким-то наигранным. Я поймала его, различила, начинаю привлекать его в свою жизнь, но это теряет смысл...

Терапевт: А может, вам плакать научиться?

Оксана: Не хочу.

Терапевт: Почему?

Оксана: Зачем?

Терапевт: Чтобы очеловечиться.

Оксана: Я думаю, что существуют и другие какие-то способы, которые мне более приятны.

Терапевт: Какие?

Оксана: Не знаю, улыбаться, например, в душе.

Терапевт: Так и улыбаться вы тоже будете: внешняя часть ваша улыбается, а внутренняя плачет. И у вас внешне одно, а внутренне — другое. К вам подходит человек, боюсь сказать это слово, но, может, даже мужчина (клиентка тихо смеется), и видит, что вы улыбаетесь, а на самом деле вы понимаете, что он дурак, вы только вроде бы улыбаетесь, а на самом деле не улыбаетесь, а плачете про себя. А он делает вид, что видит, как вы улыбаетесь, а вы видите, какой он дурак. (Клиентка смеется и одновременно плачет, закрываясь руками.) Вы сейчас плачете внешне, а может, внутренне улыбаетесь.

Оксана: Вы знаете, чего мне хочется? Чтобы вы сказали, что мне нужно. Мне хотелось бы, чтобы кто-то за меня нес ответственность. Хотя бы немножко...

Терапевт: За такую двойственную нести ответственность? (Клиентка смеется.) Нести ответственность за какую вашу часть? За ту, которая плачет, или ту, которая смеется? А почему это вас смущает? По-моему, замечательный образ: одна часть плачет, другая из рогатки целится. И смеется. И норовит попасть в глаз. Тому дураку, который поверит, что вы плачете. (Клиентка смеется.) Совершенно замечательные персонажи. Обычно, каков человек, такова и тень. А у вас по-другому: есть человек, а тень от него — обезьянка. Когда человек плачет, обезьянка хихикает. И в рогатку играется. Когда, наоборот, человек смеется, тогда его тень печальна, грустна и совершенно несчастна. Так получается? Когда вы говорите об одиночестве, вы имеете в виду, что одна ваша часть не может встретиться с другой вашей частью. Тень с вашим параллельным персонажем?

Оксана: Вы знаете, мне очень много времени приходится тратить на то, чтобы соответствовать чужим ожиданиям. Или делать вид, что я им соответствую.

Терапевт: А в нашем разговоре вы соответствуете каким-либо ожиданиям?

Оксана: Стараюсь.

Терапевт: А у меня никаких ожиданий нет.

Оксана: Не знаю. Я себя ловлю на мысли, что я делаю не то, что хочу на самом деле.

Терапевт: Это обезьянка этого хочет или вы?

(Клиентка тихо смеется, вытирает нос платком, молчит.)

Терапевт: Вообще классно — смеяться сквозь слезы. Это то, что доктор прописал. Одновременно и смеешься, и плачешь, и не нужно притворяться, что у тебя всего одна эмоция. (Клиентка смеется.) Представляете, как здорово, сразу две-три эмоции в одну посуду, и тогда гораздо меньше сложностей. Вам только осталось сказать, что вы простая, как грабли. (Клиентка смеется.) Что все это вообще не про вас. Что вы и смеетесь понарошку, и плачете понарошку, и из рогатки стреляете понарошку, а на самом деле вы простая, как грабли, и вообще не здесь, а где-нибудь там, в углу, висите под потолком и на все на это смотрите. Как вы думаете?

Оксана (после паузы): Вы знаете, я отключаюсь.

Терапевт: Отлично. Я только хотел сказать, что ваше прошлое сейчас тоже в каком-то углу валяется, и вы от него тоже уже отключаетесь. Мне кажется, что, может, проблема вообще в другом. Вот вы говорите, что прошлое так глубоко, и это такой якорь, который к вам привязан, а может, наоборот, вы от него отключаетесь и забываете, кто вы такая, откуда вы взялись, и нет у вас никакого прошлого, никаких ощущений. И ничего вас на этой грешной земле не держит. Как если бы между вами и вашим прошлым холодильник поставили, и вы его не чувствуете. И когда вы говорите, что это прошлое вас так тяготит, может, дело в другом, может, вы от него так отключаетесь, что не можете даже войти в контакт с этим прошлым.

Оксана: Вы знаете, я вспоминала прошлое по тем фактам, что мне сопутствуют в жизни...

Терапевт: Но если вас от этого прошлого такая стена ледяная отделяет, вам нужно специально, чтобы к этому прошлому хоть как-то пробиться, чтобы себя человеком почувствовать, вспоминать какие-нибудь особенно неприятные, горестные моменты. И кажется, что эти неприятные, горестные моменты и составляют все ваше прошлое. А если просто вспоминать такие обычные, милые детские моменты, то...

Оксана: Но больше вспоминается негативное...

Терапевт: Конечно, если стена такая холодная. Надо же через нее как-то пробиваться.

Оксана: Мне хочется пробиться.

Терапевт: Значит, вы признаете наличие стены.

Оксана: Конечно.

Терапевт: Уже хорошо.

Оксана: Я, может быть, не могла об этом сказать так, чтобы вы поняли... Но так оно и есть...

Терапевт: Видите, я понял.

Оксана: Я, например, сейчас живу с сестрой. И она в нашей паре — мама, а я — папа.

Терапевт: Вы, что живете, как кошка с собакой?

Оксана: Нет, мы очень хорошо живем. Но пришли к мнению. что нам пора расстаться, иначе мы друг от друга не отделимся никогда. У нас пара, у нас просто семья. Зачем же нам кто-то еще нужен?

Терапевт: А дети будут?

Так же, как и отношения с матерью, ее отношения с сестрой в каком-то смысле симбиотические. Оксана, с одной стороны, не может отделиться от человека, с другой стороны, она слишком страстно с этим человеком враждует. Слишком высокие страсти не оставляют места для более холодных, более разумных отношений. Это тема очень тесной семьи, которая оборачивается темой полного одиночества.

Оксана: В том-то и дело. В этом браке вряд ли.

Терапевт: Почему? Что мешает?

Оксана: Кого-то привлекать придется.

Терапевт: А что мешает? А привлекать для кого — для нее или для вас?

Оксана: В этой семье детей не может быть. Потому что там все выжжено, там ничего не может быть. Может быть, дружба, но для того, чтобы была дружба, что-то нужно создать.

Терапевт: А сестра на вас похожа?

Оксана: Нет, мы абсолютно разные.

Терапевт: А чем она от вас отличается?

Оксана: У нее совсем другая внешность, и она только недавно школу закончила.

Терапевт: М-да-а... Так она совсем маленькая?

Оксана: Ну почему, совершеннолетняя.

Терапевт: А чем она занимается?

Оксана: Сейчас ничем не занимается.

Терапевт: Классно жить, ничем не занимаясь.

Оксана: У нее женская роль в семье, она денег не зарабатывает.

Терапевт: Понятно. Хорошо, как мы будем все это вместе скреплять? Обезьянку, девочку с рогаткой...

Оксана: Не надо рогатку, не хочу.

Терапевт: А куда ж ее девать? Вы все хотите выгнать кого-то из себя, из своей семьи. То эти несчастные, лежащие за ледяной стеной чувства к прошлому, то эту девочку с рогаткой, то ту, которая смеется, то ту, которая плачет...

Оксана: Я хочу искренне поверить в то, что за этим прошлым стоят хорошие намерения...

Терапевт: Какие же хорошие намерения, если вы рассказываете про свою семью примерно так: была ведьма бабушка, родила ведьму маму, ведьма мама родила ведьму меня, я тоже хочу родить какую-нибудь ведьму. Вот так вы рассказываете о своем прошлом, о своем настоящем и о своем будущем.

Оксана: Ничего подобного.

Терапевт: Как, ничего подобного?

Оксана: Я рассказывала несколько другие вещи.

Терапевт: Не слишком другие.

Оксана: Я старалась переключиться на детские впечатления... Какой смысл был приходить сюда и делать вид, что я такая правильная...

Терапевт: А кто сказал, что вы правильная?

Оксана: Есть такое мнение. Мне все говорят, что у тебя “комплекс правоты, все ты делаешь по порядку, на все у тебя есть рецепты”.

Терапевт: Скажите, вы легко картинки представляете?

Оксана: Не очень.

Терапевт: А цвета легко?

Оксана: Не очень.

Терапевт: Вы знаете, если бы вы не были такой упрямой, вы могли бы легко учить иностранные языки.

Оксана: А я легко учу иностранные языки. Вернее, начинаю их учить легко...

Терапевт: Начинать каждый может.

Оксана: Да, у меня действительно есть модель незавершен­ности.

Терапевт: И на сколько вы выучили язык?

Оксана: Я могла читать и писать.

Терапевт: Да-а-а... А какой вы язык выучили?

Оксана: Немецкий, это тот язык, с которым я работаю. А второй — испанский. Еще японский начинаю учить... Вы знаете, я опять возвращаюсь к этой двойственности...

Терапевт (перебивает): Почему к двойственности, почему не к тройственности?

Оксана (продолжает):...я порой ловлю себя на мысли, что мне нравится быть одной, и я не хочу, чтобы кто-то был рядом.

Терапевт: И хорошо.

Оксана: Но я уже устала от этого, мне уже надоело заботиться о сестре.

Терапевт: Выгоните ее.

Оксана: Куда я ее выгоню? Суть не в том, чтобы выгнать...

Терапевт: У нее же женская роль, она найдет кого-нибудь еще, кто бы о ней заботился.

Оксана: А мне что, искать другого человека, о котором я буду заботиться?

Терапевт: Не знаю. Вам же хорошо, когда вы одна, у вас внутри целая коммунальная квартирка, зачем вам еще кто-то? С этой коммунальной квартиркой разобраться бы. Выделить бы каждому по комнате, и чтобы в кухне один другому в суп тертое стекло не сыпал. Вот это сверхзадача. Зачем вам еще какие-то люди, кто будет соваться в такие сложности? Знать бы, у какой головы какое настроение, какая шипит, какая бурчит, какая кусается... Сейчас будем опускать вас в мертвую воду, чтобы все персонажи друг с другом слились. Но у них же у всех своя голова, их же нельзя вместе сплавить? Вдруг не получится полного сплава? Может, надо сначала их как следует отделить друг от друга, развести в разные стороны? Вы же все-таки не сиамский близнец? Хотя, может быть, и сиамский. У вас же одна часть одно чувствует, другая часть — другое. Получается, что вы в каждый момент как бы с одной своей частью связываете себя, а все остальные части для вас лишние. Проходит время, а вы в другую часть переселяетесь.

Оксана: Вы хотите, чтобы я вам ответила на этот вопрос? Я не знаю.

Терапевт: Я хочу, чтобы мы с вами это обсудили. Я вам высказываю свои гипотезы, вы с ними время от времени соглашаетесь, время от времени не соглашаетесь. Когда вы ставите вопрос “Что сделать?”, я вас спрашиваю, что вы имеете в виду: какие-то части уничтожить, заставить их договориться друг с другом или сплавить их все вместе ради какого-то высшего единства?

Оксана: Хорошо, я хочу попрощаться с обиженным ребенком или...

Терапевт: Что такое “обиженный ребенок”? Что это за конструкция такая?

Оксана: Это моя конструкция.

Терапевт: Обиженный ребенок — это обезьянка или девочка с рогаткой?

Оксана: Это я в детстве. Когда начался процесс ухода в себя. Просто я поняла, что меня не понимают родители...

Терапевт: Покажите мне человека, которого понимают роди­тели.

Оксана: Я не хочу говорить за всех.

Терапевт: Тогда почему вы думаете, что если вас не понимают родители, это ненормально?

Оксана: Если я реагирую так, то это ненормально по природе человеческой.

Терапевт: Кто это я?

Оксана: Что вы имеете в виду?

Терапевт: Я имею в виду, от лица какого “я” вы сейчас выступаете?

Оксана: От сегодняшнего.

Терапевт: Как вас зовут? Арсений? Оксана? Обезьянка? Вы же себя не чувствуете цельной! (Длинная пауза.) Хорошо, давайте еще раз поставим задачу. Что мы хотим получить? Пришел волшебник выполнить три ваших желания. Что вы пожелаете?

Она говорила, что родители мечтали о мальчике, хотели назвать его Арсением... Часто в семьях это является довольно важным предписанием, особенно в семьях, где ни в чем нет согласия. Арсений, Оксана, обезьянка — три разных имени одного и того же существа. И обезьянка — не просто существо, которое много играет, у которого много гримасок. Это к тому же и не мальчик, и не девочка. То мальчик, то девочка. Во многих разговорах с клиенткой скрытым образом затрагивается тема самоидентификации. И мы на этом немножко задерживаемся.

Оксана: Принять себя такой, какая я есть, или примириться со всеми частями...

Терапевт: Угу. Это первое. Дальше.

Оксана: Я бы хотела перестать так уж переживать и нести ответственность за все. Перестать пытаться соответствовать ожиданиям других.

Терапевт: Это второе. Еще.

Оксана (после длинной паузы): Давайте, такое житейское... Я хочу встретить мужчину... У меня есть мужчина, но он меня не устраивает: каждый мой мужчина меня не устраивает по тем или иным причинам. Я хочу встретить мужчину, который бы меня устраивал, пусть это даже будет кто-то из тех, кого я знаю.

Поиск мужчины может символически означать поиск женщины внутри себя, ясное понимание обстоятельства — мужчина она или женщина, и если женщина, то что такое женщина. И некая идентификация вокруг чего-то, — с одной стороны, для нее чувственного, а с другой стороны, понятного и общепринятого.

Терапевт: Третье... А можно спросить, чем он вас не устра­ивает?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: