Периоды развития: патристика (Августин Блаженный), схоластика (Фома Аквинский)

Как уже отмечалось, развитие религиозно-мифологических учений наряду с декларативными утверждениями о незыблемости, истинности, «священности» основных положений и догм нуждалась также и в известном оправдании перед лицом разума. Это объясняет стремление их авторов и толкователей использовать в религиозной проповеди философские понятия и концепции. Религиозная философия возникла из необходимости развития собственно религиозных воззрений как «служанка богословия». Этот интеллектуальный процесс относится к позднеантичному периоду развития идеалистической философии. Если Афины оставались основным центром древнегреческой философии, то в Александрии происходит интенсивное формирование религиозной философии.

Важнейшим представителем религиозной философии является Филон (ок. 25 г. до н.э. - ок. 50 г. н.э.), который, находясь под сильным влиянием платонизма, пифагореизма, стоицизма, впервые пытается аллегорически истолковывать ветхозаветные образы, рационалистически понимает религиозные предания. К более поздней разновидности религиозно-философской мысли относится гностицизм, манихейство, где также заметно стремление подвести под вероучение философско-теологическую базу. К ведущим религиозно-философским учениям поздней античности относится неоплатонизм в лице его основоположника Плотина (ок. 203-270 гг.). В своих «Эннеадах» опирался на Платона, Аристотеля, заимствовал некоторые выводы стоиков, подвел итоги античному мировоззрению. Неоплатонизм выступал против христианства и являлся мировоззренческой базой греко-римского мира. Но, тем не менее, христианские мыслители, систематизируя сложную систему вероучения, все в большей степени вынуждены были обращаться к вековому интеллектуальному опыту предшествующей философской мысли. В IV и V вв. происходит противоречивый процесс взаимодействия неоплатонизма с христианством. В этот период складывается христианская философия, которая получила название патристики.

Наиболее значительными представителями этого времени являлись: Григорий Богослов, Василий Кесарийский, Григорий Нисский, Амвросий Миланский и другие. Виднейшим из западных отцов церкви был Августин Блаженный (354-430 гг.), идеи которого во многом определили дальнейшее развитие европейской философии.

Родился в г.Тагасте в северной Африке - римской провинции, в семье небогатого римского чиновника. Отец его был язычником, мать - христианкой. Получил блестящее образование, глубокий знаток эллинистически-римской культуры. В духовной эволюции Августина отражаются противоречивые отношения между умирающей культурой античности и нарождающейся культурой христианства. В творческом развитии испытал большое влияние идей стоицизма, манихейства, скептицизма, особенно Платона и неоплатонизма. Литературное наследие Августина Блаженного составляет более 40 томов. Наиболее известными работами являются: «Против академиков» (т.е. скептиков), «О жизни блаженной», «О порядке», «Монологи», «Об учителе», «О бессмертии души», «Об истинной религии», «Исповедь», «О граде (или государстве) божьем».

Опираясь на неоплатонизм, Августин создал целостную религиозно-философскую систему, служившую источником мудрости вплоть до XIII века. Главное внимание философское учение сосредотачивает на проблемах Бога и мира, бытия и времени, веры и разума, истины и знания, добра и зла, свободы воли, исторического прогресса.

Основной проблемой учения Августина, как и многих его патристических предшествен-ников, выступает отношение Бога и мира. Это отношение характеризуется креацианизмом, т.е. признанием сотворения мира богом из «ничего» в ограниченный отрезок времени. Августин категорически отрицает наличие какого-либо «материала», «кирпичиков» для сотворения мира. Это, по его мнению, ограничивает всемогущество Бога.

К наиболее крупным христианским философам в странах Западной Европы периода схоластики (IX-XIV вв.) относятся: Иоганн Скот Эриугена, Петр Абеляр, Давид Динанский, Сигер Брабантский, Дунс Скот, Роджер Бэкон, Оккам и другие. Но самым видным и влиятельным философом западноевропейского средневековья по праву считается Фома Аквинский (1225-1274 гг.).

После смерти ему был присвоен высший теологический титул «ангельский доктор» и по решению папской курии был причислен к лику святых римско-католической церкви. Родился в знатной графской семье в Неаполитанском королевстве, закончил университет, в 1244 году вступил в монашеский орден доминиканцев. Затем занимался в Парижском университете под руководством Альберта Великого, оказавшего на него огромное влияние. Долгое время преподавал в университетах в Неаполе и Париже. Автор целого ряда работ, а также комментариев к сочинениям Аристотеля. Среди них центральное место занимают: «Сумма теологии» (1273 г.), «Сумма против язычников» (1268 г.). Summa — краткое изложение существа вопроса или предмета.

В отличие от Августина Блаженного, испытавшего сильное влияние Платона и неоплатонизма, Фома Аквинский в своих теологических построениях в значительной мере опирается на учение Аристотеля. Последний, как известно, выступал с позиций критики теории «идеального мира», существующего раздельно от «мира вещей». Утверждал, что «идеи» присутствуют в самих вещах. Познание вещей происходит при помощи органов чувств, данные которых затем обрабатываются с помощью логики («органона»). В результате происходит познание истины. Такая позиция чрезвычайно привлекала Ф.Аквинского, при разработке важнейших понятий философии и теологии - бытия, разума, веры, души, истины и других.

Понятие бытия рассматривается Аквинатом первоначально с реального (актуального) бытия вещей. Их характерной чертой является ограниченность, определяемая формой. Каждая вещь постоянно становится другой. Поэтому все существующее не полно, ибо оно может стать потенциально другим. Следовательно, полнота бытия, его целостность не может быть определена материальными вещами. Статусом предельного бытия обладает Бог, трансцендентная сущность, бесконечная в пространстве и времени. Познать сущность Бога не дано человеку, но углубляясь в наиболее общие черты мира существующего, он приходит к умопостижению высшего существа. Следовательно, доказательства бытия Бога не прямые, а косвенные. Фома Аквинский разработал пять доводов, ведущих от мира к Богу. В основе они заимствованы у Аристотеля и соответственным образом приспособлены к нуждам теологии, ее креационистскому содержанию. Наиболее общая предпосылка в противопоставлении конечного материального мира, находящегося за его пределами (трансцендентному), бесконечному Богу. Например, все движущееся имеет причину своего движения в другом. В этом ряду «перводвигателем» существующего мира может быть нечто находящееся за его пределами, т.е. Бог (первый довод).

Точно таким же образом Аквинат доказывает возможность умопостижения Бога через рассмотрение «конечной причины» (второй довод), «необходимости» (третий довод), «совершенства» (четвертый довод), «высшей целесообразности» мира (пятый довод).

Нарастание конфликта между верой и знанием по мере развития научно-философского мировоззрения порождает в рассматриваемый период различные концепции соотношения теологии и науки. Аквинат создает собственную, до сих пор действующую в католицизме. Она сводится к следующему. Наука и философия выводят свои истины, опираясь на опыт и разум, теология - на Откровение и Священное писание. Но это различие в методах познания не исключает их связь: религиозные догматы, обоснованные философией, укрепляют веру. К ним относятся догматы о бытие Бога, бессмертии человеческой души и некоторые другие. В то же время естественный разум бессилен в доказательстве догматов о возникновении мира из ничего, воскресения тел из мертвых, «страшного суда», воплощения Христа и других. Эти истины не противоразумны, не иррациональны, а сверхразумны и не доступны естественному разуму, но совершенно ясны уму бесконечной, божественной личности. Противоречия возникают из неправильного использования научного знания. Гармония между наукой и теологией обеспечивается высшим авторитетом веры, теологии. Научные изыскания в природе лишь тогда приобретают истинную ценность, когда признается зависимость всего сущего от Бога.

Фома Аквинский завершает формирование этической доктрины католицизма. Основная ее цель, как и у Августина, в созерцании Бога и подготовке к посмертной жизни. Новым явилось то, что предпосылкой этической доктрины явилась идея о «промежуточном» положении человека в мире: чувственная душа объединяет его с животным миром, а разумная - приближает к Богу. Морально-практические действия человека определяются разумом через волевой выбор между Добром и Злом. Таким образом, подчеркивается ответственность человека за свои поступки и действия.

Государство, по мнению Аквината, должно было готовить своих членов к постижению священных истин, к неземной жизни. Поэтому гражданское общество должно быть подчинено церкви, а государь - наместнику Бога на земле - папе римскому. Учение Фомы Аквинского стало официальной философией римско-католической церкви.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: