Студопедия


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

Догматы и нравственность




Важное значение догматич. учения состоит не только в том, что оно ложится в основание умозрения или мировоззрения верующего, догматика указывает также цель и путь дух. жизни, направляет эту жизнь в определенном русле. Поэтому изменение человеком своей догматич. позиции обуславливает соответствующее изменение всего строя его дух. жизни. Так, грех гордого отделения Римской Церкви от Вселенского соборного единства привел ее к разрыву со Свщ. Преданием неразделенной Церкви и обернулся глубинными повреждениями для дух. жизни Запада. И, хотя теперь не так-то просто проследить, как искажение того или иного догмата повлияло на духовность римо-католиков, т.к. воздействие на нее оказывал целый комплекс идей и причин, тем не менее, глубокая взаимосвязь характерных черт запад. догматики и духовности, конечно, имеется. В. Лосский пишет: "О. Конгар прав, когда говорит: "Мы стали различными людьми. У нас Один и Тот же Бог, но мы перед Ним различные люди и не можем одинаково мыслить о природе наших к Нему отношений". Но, чтобы правильно судить об этом дух. различии, нам следовало бы рассмотреть его в наиболее совершенных выражениях - в типах святых Запада и Востока после разделения. Мы смогли бы тогда дать себе отчет о тесной связи, всегда существующей между догматом, исповедуемым Церковью, и духовными плодами, к-рые он порождает... Если политич. доктрина, преподанная политич. партией, может в такой степени формировать умозрение, что появл-ся разные типы людей, отличающиеся друг от друга нравственными и психическими признаками, то, тем более, религиозный догмат может изменять самый ум того, кто его исповедует: такие люди отличаются от тех, что формировались на основе иной догматич. концепции. Мы никогда не могли бы понять аспекта духовности какой-нибудь жизни, если бы не учитывали догматич. учения, лежащего в ее основе. Нужно принимать вещи такими, какие они есть, и не пытаться объяснить разницу дух. жизни на Западе и на Востоке причинами этнического и культурного порядка, когда речь идет о наиважнейшей причине - о различии догматическом. Не нужно убеждать себя в том, что вопрос об исхождении Св. Духа или же вопрос природе благодати не имеет большого значения для христиан. учения в целом, якобы остающегося более или менее одинаковым для римских католиков и, для православных. В таких основных догматах именно это "более или менее" и важно, ибо оно придает различный уклон всему учению, представляет его в ином свете, иными словами порождает иную дух. жизнь".

Христова Церковь всегда сознавала особую важность догматич. учения в жизни христиан и порицала проявления всякого рода гносеомахии и невежества. По словам митр. Московского Филарета (Дроздова), "необходимо, чтоб никакую, даже в тайне сокровенную премудрость (мы) не почитали для нас чуждой и до нас принадлежащею, но со смирением устрояли ум к божеств. созерцанию и сердце к небесным ощущениям".




Божеств. Откровение свидетельствует о глубокой связи, существующей, в частности, между верой и христиан. нравственностью, между догматами и заповедями. "Если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными", - учит Христос (Ин. 8, 31-32). Так, с одной стороны, глубина и совершенство христиан. вероучения открываются человеку по мере его дух. роста, по мере исполнения им еванг. заповедей, а с др. стороны, познание Божеств. истины освобождает нас от власти греха.

Вопреки этому, в конце 18 в, в протестант. среде появились религиозно-философ. теории, отрицающие значение догматов в христиан. жизни. Адогматисты отвергали догматы веры или во имя нравственности (Кант, 1724-1804), или же во имя религиозного чувства и настроения (Шлейермахер, 1768-1834). Они полагали, что религия должна основываться не на догматах, а исключительно на нравственности или нравств. чувстве. Подобно им адогматисты 19 в. (Ричль и Гарнак) сущность религии также видели в благочестивом христиан. настроении.

Заблуждение адогматистов состояло в том, что они полагали возможным дух. возрождение человека своими силами. Тем самым косвенно отрицалась необходимость в Спасителе и в помощи благодати Божией в деле спасения. Так, Кант считал достаточным руководствоваться естеств. разумом, к-рый якобы находится под принудительным воздействием Всеобщего Закона, побуждающего нас поступать нравственно. Шлейермахер, напротив, предлагал воспользоваться сердечным чувством, к-рое безошибочно избирает добро. Обе данные теории не учитывают тот факт Откровения, что человек пал и в грехопадении исказилась его природа (разум, воля и чувство). Поврежденные силы души не могут правильно ориентировать человека в его нравственно-практической деятельности. "Не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю", - восклицает Апостол (Рим. 7, 15). Без веры во Христа невозможно стать духовно свободным. И только действием дарованной во Христе благодати человек может быть восстановлен и преображен.



Против тех, к-рые утверждают, что вся сила христианства заключается не в догматах, а в нравств. учении, следует сказать, что нравственность человека тесно связана с его догматич. сознанием. Без веры невозможна устойчивая нравственность. Повреждение догматич. сознания часто приводит к повреждению в области нравств. жизни. Верно и обратное, порочность нравств. жизни ведет к омрачению и искажению догматич. умозрения. Так, неверие, нежелание языч. мира почтить и прославить Бога явились причиной того, что люди предались постыдным страстям (Рим. 1, 21-27). И наоборот, нек-рые, отвергнув добрую совесть, потерпели кораблекрушение в вере (1 Тим. 1, 19). Свт. Кипилл Иерусалимский пишет: "Сущность религии состоит из следующих 2х вещей: из точного познания догматов благочестия и из добрых дел; догматы без добрых дел неприятны Богу, не приемлет Он и дел, если они основаны не на догмах благочестия". Св. отцы не отделяли сферу сознания от дух. жизни человека. Не случайно к еретикам они относили одинаково и тех, кто искажает вероучение Церкви, и тех, "кто не хранит заповедей Христовых".

Без правильных представлений о Боге и человеке нельзя понять призвания человека и почему он должен жить так, как предписывает заповедь, а не иначе. Так, заповедь Христова о покаянии становится понятной в свете догматич. учения о грехопадении человека и его спасении, совершаемом в соработничестве с Богом. Св. Григорий Нисский, рассуждая о взаимоотношении догматов и заповедей (нравств. правил) приходит к заключению, что "догмат важнее и выше, чем заповедь". Догматы явл-ся основанием морали. Они указывают человеку путь и средства к достижению тех обетовании, к-рые даны в Божеств. Откровении.

Что касается 2-го мнения, сводящего сущность христианства к области религиозного чувства и благочестивому настроению, то не вызывает сомнения тот факт, что само возникновение религ. чувства возможно только при определенном представлении о Боге; в противном случае оно невозможно, как невозможно и чувство страха и радости, если нет налицо вызывающего их предмета или представления. Этой зависимостью религ. чувства от догматич. сознания объясняется, между прочим, то, почему религ. жизнь складывается иначе у язычников, иначе у иудеев, иначе у магометан и иначе у христиан.

Христианство не ограничивается нравств. учением. Евангелие не явл-ся одним из сборников моралистических предписаний. Мораль, даже самая высокая, сама по себе не дает сил для исполнения ее требований. "...Без Меня не можете делать ничего", - говорит Спаситель (Ин. 15, 5). Лишь при содействии благодати Христовой человек может стать поистине нравств. человеком, к-рый творит добро "чисто".





Дата добавления: 2015-03-08; просмотров: 561; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Как то на паре, один преподаватель сказал, когда лекция заканчивалась - это был конец пары: "Что-то тут концом пахнет". 8086 - | 7754 - или читать все...

Читайте также:

 

54.91.41.87 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.002 сек.