Теософия

Теософия (др.-греч. θεοσοφία) - религиозно-мистическое учение, Божественная мудрость, религиозная мудрость, источником которого является мистическая интуиция.

Основателем современной теософии считают А.П. Блаватскую. По ее инициативе в 1875 г. в Нью-Йорке основано теософское общество. Вскоре его центр переместился в Индию.

Из истории терминологии

Якоб Беме - ниемецький философ ( 1730 )

Парацельс - знаменитый врач и алхимик XVI в.

 

Термин «теософия» известен со второго века н. э., когда его стали употреблять неоплатоники : Аммоний Саккаси его ученики, создавшие философскую систему, главной целью которой было примирить все религии, утвердив единый универсальный принцип и общую систему этики, основанной на вечных истинах.

В «Ареопагитика» термин «теософия» используется как синоним термина «теология». Позднее теософию стали противопоставлять богословию (теологии), которое опирается на идею откровения и догматы церкви. Теософией стали называть богопознание через мистический опыт (непосредственное общение с божеством в состоянии экстаза). Точнее: теософия - это такое учение о божестве, которое опирается на субъективный мистический опыт, но, в отличие от чистой мистики, стремится изложить этот опыт в виде связной системы. Когда теософия понимается в таком широком смысле, в нее

Чаще используется более узкий смысл слова: тогда теософией называются мистические теории XVI-XVIII веков, которые, как правило, находились за пределами определенной конфессии и церковной христианской традиции в целом. Это теории Якоба Беме, Парацельса, Л.К.де Сен-Мартена, Эмануэля Сведенборга, Фридриха Этингера, Сен-Жермена. Многие теософов (например, Парацельс) предполагали, что теософия включает в себя не только мистический опыт созерцания Божества, но и раскрытие тайн внешней природы и совершение чудес (тауматургию).

В еще более узком смысле термин «теософия» означает учение, основы и фрагменты которой изложены в труде А.П. Блаватской «Тайная доктрина».

В философии Фридриха Шеллинга термин «теософия» обозначал синтез мистического богопознания и рациональной философии. Теософии он противопоставлял «теософизм» - вид мистицизма, исключающий возможность научного познания. После Шеллинга термин «теософия» употребляли как названия своего мировоззрения Ф.К.фон Баадер, А. Размен («Teosofia»), Ф. Б. Трентовський («Teosofia wszyskich ludów»).

Под влиянием Шеллинга, в системе Владимира Соловьева появляется термин «свободная теософия». Свободная теософия является цельным знанием - высшим синтезом рационального и эмпирического знания с мистическим знанием. Характеристика «свободная» подчеркивает отличие от традиционной теософии: свободная теософия есть творческий продукт критической мысли, опыта и мистического откровения.

Учение Е. П. Блаватской и Теософского общества

Чаще всего при упоминании термина «теософия» рассматриваются книги Елены Петровны Блаватской, которая взяла на вооружение это название. При этом никакого отношения к ранним теософских концепций (христианский мистицизм, гностицизм) нео-теософия Блаватской не имеет и носит ярко выраженный анти-христианский характер. Исследуя исторические формы религии, нео-теософия стремится объединить различные вероисповедания через тождественность эзотерического смысла всех религиозных символов.

Основные положения учения изложены ниже, однако, в нескольких словах его можно выразить так: в основе происхождения мира лежит Первопричина или Абсолют. Все существующее во Вселенной, в том числе человек, несет в себе долю первопричины. Человек имеет возможность соединиться с Первопричиной. Учение Е. П. Блаватской опирается на индийскую философию (прежде всего, на буддизм, индуизм и брахманизм). Существует известное сходство между Теософией Е. П. Блаватской и Теософией Беме и Плотина.

В работах Е. П. Блаватской и других нео-теософов ставилась цель спасти от извращения архаические истины, являющиеся основой всех религий, раскрыть их единую основу, указать человеку его законное место в Вселенной.

«... Учение Блаватской - теософия - ставило целью доказать, что Природа не есть "случайное сочетание атомов ", и указать человеку его законное место в схеме Вселенной; спасти от извращения архаические истины, являющиеся основой всех религий; приоткрыть до некоторой степени основное единство, откуда все они произошли; показать, что скрытая сторона Природы никогда еще не была доступна науке современной цивилизации. В учении отрицалось существование антропоморфного бога-творца и утверждалась вера в Универсальный Божественный Принцип - Абсолют, вера в то, что Вселенная разворачивается сам, по своей собственной Сущности, не будучи созданным. Важнейшим для теософии Блаватская считала очищение душ, облегчение страданий, моральные идеалы, соблюдение принципа Братства человечества. Блаватская называла себя не творцом системы, а лишь проводником Высших Сил, хранителем сокровенных знаний Учителей, Махатм, от которых она получила все теософские истины ».

Благодаря деятельности «Теософическое общества», основанного А. Блаватской и другими в 1875 году в Нью-Йорке, теософия стала распространяться в разных странах мира в среде интеллигенции - преимущественно в Азии, а также в США, странах Европы и в Российской Империи. В начале 1910-х в мире издавалось 50 теософических журналов, в том числе и на территории сегодняшней Украины: «Вестник теософии», «Теософическое обозрение», «Теософское жизни».

Одни исследователи относят учение Е. Блаватской к религиозной философии, другие - к мистической философии, третьи - к эзотерических учений, четвертые - к космизма.

Теософия Блаватской вызвала большой резонанс в обществе. В настоящее время научному осмыслению теософии посвящен ряд конференций.

Основные положения теософии

Происхождение Вселенной

Исходной точкой Вселенной является «Непознаваемое», невыразимый Абсолют, безличный Принцип, благодаря которому все стало. Высшую триаду составляют непроявленных Логос, Потенциальная мудрость и Вселенская Мислеоснова. Восхождение в мир Божественных энергий осуществляется через сферы проявления Логоса, затем через планы: духовный, психический, астральный и материальный.

Человек

Человек - отражение проявленного Абсолюта (микрокосм), и его настоящее внутреннее «Я» вечно и едино с Божественным "Я" Вселенной.

Учение о реинкарнации

"Эволюция человека происходит путем многочисленных воплощений, в которых он приобретает опыт, знания и самопожертвование жизнью, служением людям становится активным участником божественного преобразования и строительства на Земле и во Вселенной. <...> Гносеологическая доктрина теософии опирается на учение о карме, перевоплощении, закон жертвы и восхождении человека к своему истинному «Я», и заключенным в высшей Триединства «Атма -Будга- Манас ». Человек, вступивший на путь самосовершенствования и постижения Божественной Мудрости, встречает, за теософией, множество препятствий и опасностей: только чистое, огненное сердце способно устоять под натиском стихий и выдержать воздействие низких желаний, страстей, мыслей ".

Закон Кармы - закон причин и последствий

В теософии Блаватской закон кармы рассматривается с точки зрения гармонии и согласия с законами природы:

Единственный закон кармы, закон вечный и неизменный, это гармония в мире материи, столь же абсолютная, какова она в мире духа. Из этого следует, что не карма награждает или наказывает нас, но мы сами награждаем или наказываем себя в зависимости от того, работаем мы вместе с природой, находясь в гармонии с ее законами, либо нарушаем их.

Философская концепция

В основе концепции теософии находится симковий принцип: 7 планов бытия, 7 принципов человека, 7 эволюционирующих рас и др..

Социально-историческая концепция

Социально-историческая концепция теософии строится на идее «Всемирного Братства Человечества», которая является ведущей во всех мировых учениях ( Сангха буддизма, Умма ислама, Община христианства и др.).

Читайте также:

Человечество

Сакральное

Систематизация

Философия эпохи просвещения кратко основные идеи

Назначение и функции философии в культуре

Вернуться в оглавление: Философия


double arrow
Сейчас читают про: