Услуги (services) - изменение в положении институциональной единицы, которое произошло в результате действий и на основе взаимного соглашения с другой институциональной единицей

Данное определение услугам впервые было принято справочником «Либерализация международных операций с услугами», разработанным ЮНКТАД и Мировым банком в середине 90-х годов.

Услуги можно рассматривать как своеобразный невидимый товар, по чьему-то образному замечанию - «всё, что можно продать, но нельзя уронить на ногу».

Понятие «услуги» включает несколько десятков видов деятельности, продукция которых может быть определена как услуга. В число услуг входят (по классификатору ООН) 160 видов услуг, разделённых на 12 основных разделов:

В последнее время все острее встает проблема более тщательного, детального изучения мировой торговли услугами. Эта сфера мировой экономики до сих пор плохо изучена.

Ускорение развития сферы услуг для воздействия на экономический рост - главная задача как для развитых, так и для развивающихся стран.

Предпосылками формирования международного рынка услуг явились:

перемещение 35-40% ЭАН к концу ХХ века из промышленности в сферу услуг;

развитие международной торговли товарами, которая дополняется и опосредуется услугами.

В результате в 1980-е – 90-е годы доля услуг в ВНП

в странах ОЭСР увеличилась с 56% до 68%;

в странах ЮГО-Восточной Азии и Латинской Америки достигла 55%.

На сферу услуг приходится:

62-74% ВМП,

63-75% общей численности занятых.

Инвестиции в сферу услуг опережают рост инвестиций в добывающую и обрабатывающую промышленность.

Причины отставания торговли услугами от торговли товарами.

Однако международная торговля услугами продолжает играть второстепенную роль. Экспорт услуг составляет лишь 18-22% в сумме экспорта товаров и услуг. Это объясняется объясняются следующими причинами:

1. Многие услуги, в особенности услуги государственных организаций, предоставляются только на национальном уровне.

2. Активная реализация услуг на международном уровне требует высокого технического уровня в области телекоммуникаций, связи, туризма, политической стабильности на мировой арене.

3. Торговля услугами пока отстает от торговли товарами в области либерализации и открытости рынков.

Изменения произошли в ходе работы Уругвайского раунда ГАТТ.

Было заключено рамочное Генеральное соглашение о торговле услугами (ГАТС). Заключение этого соглашения стало важным шагом по включению торговли услугами в многостороннюю систему свободной торговли.

Участники этого Соглашения обязуются развивать процесс либерализации и не принимать каких-либо дискриминационных мер также в сфере услуг.

Либерализация в сфере торговли услугами рассматривается как предоставление иностранным поставщикам услуг в большей или меньшей степени тех же условий, что и национальным поставщикам.

В настоящее время ВТО (Всемирная торговая организация) ведет список отраслей услуг, по которым страны выражают согласие с либеральным режимом доступа на национальный рынок для зарубежных партнеров. Из 12 отраслей, согласно классификации ВТО, к наиболее «открытым» в мире относится туризм.

В 1997 году достигнуты соглашения о либерализации рынка телекоммуникаций и информационных технологий (вступило в силу с января 1998) и о либерализации рынка финансовых услуг (с 1999). Режим свободной конкуренции позволит и дальше снижать стоимость услуг телефонной связи (в рамках первой) и страхования (в рамках второго). Однако в сложной ситуации могут оказаться национальные коммуникационные компании, национальные банки и страховые общества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: