Размещение предприятий

Расчеты транспортных издержек оказывают непосредственное влияние на принятие решений о территориальном размещении предприятий.

С точки зрения территориального разделения труда выделяют следующие группы отраслей.

· Отрасли, ориентированные на ресурсы, в основном добывающие отрасли, в которых транспортные издержки на перевозку готового продукта значительно ниже, чем на перевозку сырья, из которого они производятся.

· Отрасли, ориентированные на рынок, отрасли, в которых транспортные издержки на перевозку готовой продукции выше, чем на перевозку сырья, из которого она производится. Такую продукцию называют «набирающей вес». Как правило, это обрабатывающие отрасли. Пример – производство прохладительных напитков.

· Свободно ориентированные отрасли – территориально мобильные отрасли, не тяготеющие ни к источникам сырья, ни к рынкам сбыта. Обычно это отрасли, производящие дорогие, но легкие конечные продукты, для которых стоимость транспортировки составляет незначительную долю их цены. Пример: электронные компоненты, драгоценности. При размещении производств решающее значение имеют издержки производства, а не транспортные издержки.

4.а. Роль Транспортного коридора «Север-Юг» в международной транспортной сети.

Перспективным направлением развития транзитных услуг для России является развитие транспортного коридора «Север – Юг).

Это позволит «перехватить» грузопотоки между Азией (Индия, Иран и др.) и Скандинавскими и другими европейскими странами.

В развитие коридора «Север – Юг» инвестируется гораздо меньше средств, чем в Транссиб.

Причина заключается в том, что в коридоре необходимо ликвидировать узкие места и поэтому он не дает такой быстрой окупаемости, как Транссиб.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: