Расчеты транспортных издержек оказывают непосредственное влияние на принятие решений о территориальном размещении предприятий.
С точки зрения территориального разделения труда выделяют следующие группы отраслей.
· Отрасли, ориентированные на ресурсы, в основном добывающие отрасли, в которых транспортные издержки на перевозку готового продукта значительно ниже, чем на перевозку сырья, из которого они производятся.
· Отрасли, ориентированные на рынок, отрасли, в которых транспортные издержки на перевозку готовой продукции выше, чем на перевозку сырья, из которого она производится. Такую продукцию называют «набирающей вес». Как правило, это обрабатывающие отрасли. Пример – производство прохладительных напитков.
· Свободно ориентированные отрасли – территориально мобильные отрасли, не тяготеющие ни к источникам сырья, ни к рынкам сбыта. Обычно это отрасли, производящие дорогие, но легкие конечные продукты, для которых стоимость транспортировки составляет незначительную долю их цены. Пример: электронные компоненты, драгоценности. При размещении производств решающее значение имеют издержки производства, а не транспортные издержки.
4.а. Роль Транспортного коридора «Север-Юг» в международной транспортной сети.
Перспективным направлением развития транзитных услуг для России является развитие транспортного коридора «Север – Юг).
Это позволит «перехватить» грузопотоки между Азией (Индия, Иран и др.) и Скандинавскими и другими европейскими странами.
В развитие коридора «Север – Юг» инвестируется гораздо меньше средств, чем в Транссиб.
Причина заключается в том, что в коридоре необходимо ликвидировать узкие места и поэтому он не дает такой быстрой окупаемости, как Транссиб.