Принцип защиты национального рынка включает

— право и обязанность государств на защиту своей экономики только с помощью мер таможенно-тарифной политики, а также с помощью нетарифных мер (запреты, контингента, лицензии) на основаниях и в пределах, разрешенных соглашениями пакета ВТО;

— право государств на применение мер, защищающих нацио­нальную экономику, национальных товаропроизводителей от ущер­ба, который может быть нанесен чрезмерным объемом импорта; от ввоза товаров, экспорт которых субсидируется государством-экспор­тером;

— право государств на применение антидемпинговых мер и ком­пенсационных пошлин;

— обязанность не применять антидемпинговые меры произ­вольно;

— обязанность не осуществлять целенаправленное субсидирова­ние экспорта.

Принцип свободы транзита включает:

— право на свободу транзита через территорию государства — участника международной торговой системы и на освобождение транзитных товаров от таможенных пошлин и транзитных сборов;

— право не имеющего выхода к морю государства на свободный доступ к морю в целях осуществления международной торговли;

— обязанность прибрежных государств предоставлять свободу транзита товарам, а также доступ к морским портам судам государ­ства, не имеющего выхода к морю.

Принцип взаимной выгоды включает:

— право государств на учет их интересов при решении вопросов и проблем международной торговли;

— право пользоваться выгодами от международной торговли, самостоятельно оценивать степень выгодности;

— обязанность государств обеспечивать свою выгоду при соблю­дении принципов и норм МП, учитывать интересы других стран при осуществлении своей внешнеэкономической деятельности и при уча­стии в международной торговле;

— обязанность не применять в международной торговле прину­дительные меры, направленные на извлечение выгоды или ущемле­ние прав других государств;

— обязанность государств не обусловливать оказание экономи­ческой помощи развивающимся странам требованиями политического и военного характера.

Принцип взаимности. Взаимность — это встречная направлен­ность воль государств на регулирование одного и того же объекта (взаимный интерес в регулировании), когда стороны применяют ме­тод сопоставления условий, выгод, результатов, прав, обязательств и т.п.

Применительно к международному торговому праву стандарт взаимности может пониматься двояко:

1. РАВЕНСТВО В ПРАВАХ И ОБЯЗАННОСТЯХ государств-партнеров, идентичность, взаимообусловленность прав и обязанно­стей в конкретных правоотношениях, предметом которых являются экспортно-импортные операции (формальная взаимность) — напри­мер, взаимное предоставление режима наибольшего благоприятство­вания (РНБ);

2. РАВЕНСТВО (симметрия, адекватность, равноценность) РЕЗУЛЬТАТОВ реализации прав и обязанностей, выгод, условий, режимов в том, что касается взаимного доступа товаров на националь­ные рынки государств-партнеров (материальная взаимность) — на­пример, при требовании, чтобы предоставляемые взаимно режимы наибольшего благоприятствования были равноценны по «отдаче», по своему материальному наполнению — в охвате товарной номенкла­туры и/или по уровню таможенного обложения товаров и т.п.

Принцип недискриминации в торговле включает:

— право государства не подвергаться дискриминации, пользо­ваться общим для всех режимом в отношении доступа товаров на ино­странный рынок, в отношении условий деятельности физических/ юридических лиц на иностранном рынке;

— обязанность предоставлять иностранным товарам, физическим/ юридическим лицам режим не менее благоприятный, чем товарам и лицам любого третьего государства (то есть не хуже, чем всем); не допускать различий между ними в ущерб отдельному государству/ государствам; не выдвигать дополнительных условий;

— право предоставлять иностранным товарам, иностранным физическим/юридическим лицам какого-либо государства-партнера более благоприятные условия по сравнению с общим недискрими­национным режимом;

— право на защиту национального рынка от иностранного импор­та, наносящего ущерб экономике, путем принятия законных ограничи­тельных мер при одинаковых обстоятельствах к товарам, физическим/ юридическим лицам любого государства без каких-либо различий;

— обязанность развивающихся стран не подвергать дискримина­ции развитые государства.

Принцип наибольшего благоприятствования (ПНБ) На практике наиболее распространенной областью применения ПНБ является сфера таможенно-тарифного регулирования доступа товаров на национальные рынки. Именно в этой сфере предоставле­ние РНБ является универсальной нормой международного торгового права.

Юридическое содержание ПНБ в международном торговом праве включает:

— право государств на максимально благоприятные ставки тамо­женного тарифа на иностранной таможенной территории в отноше­нии своих товаров (включая услуги), а также на максимально благо­приятные сборы в связи с импортом, экспортом, транзитом;

— обязанность государств распространять на иностранные товары максимально благоприятные ставки таможенных тарифов и сборов;

— право не предоставлять государствам-бенефициарам в силу ПНБ те преференциальные ставки, сборы и другие преимущества (например, отмена ставок и сборов), которые имеют место в пригра­ничной торговле, в торговле с развивающимися странами, в отноше­нии государств, не имеющих выхода к морю; вытекают из участия в экономических интеграционных объединениях.

Принцип преференций для развивающихся стран включает:

— право развивающихся стран на специальные (особо льготные) ставки таможенных пошлин и другие преференции в отношении их товаров на рынках развитых стран без предоставления встречного возмещения;

— право развивающихся стран не предоставлять развитым стра­нам те преференции, которые имеют место в торговле между самими развивающимися странами;

— право развивающихся стран на применение субсидий, в том числе экспортных, в целях социально-экономического развития;

— обязанность развивающихся стран не подвергать дискримина­ции развитые государства;

— обязанность развитых государств снижать или отменять пош­лины на товары развивающихся стран без встречного возмещения, а также их право постепенно отменять преференции по мере развития того или иного развивающегося государства;

— обязанность развивающихся стран по мере развития во все большей степени брать на себя обязательства, характерные для раз­витых государств в международной торговле.

Принцип предоставления национального режима включает:

— обязанность государств предоставлять товарам иностранного происхождения тот же режим на внутреннем рынке, что и нацио­нальным товарам, в частности в области налогообложения, внутрен­ней торговли, финансового, административного, транспортного обес­печения внутреннего рынка;

— обязанность государств обеспечить национальный режим ино­странным товарам на всей своей территории, включая администра­тивно-территориальные образования (т.е. и в том, что касается, в частности, местных налогов).



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: