Уровень таможенного обложения

Пошлина накладывается на таможенную стоимость товара, которая определяется в

соответствии с законодательством каждой страны и может отличаться от экспортной или

импортной цены товара, фиксируемой статистикой. Таможенная стоимость товара - нормальная складывающаяся на открытом рынке между независимыми продавцом и покупателем цена товара, по которой он может быть продан в стране назначения в момент подачи таможенной декларации.

В соответствии с таможенным законом России, введенным в действие с 1 июля 1993 г.,

таможенный тариф Российской Федерации основывается на принятой в международной практике системе классификации товаров. Таможенной стоимостью считается стоимость исчисления товара, определяемая декларантом под контролем таможенных органов и используемая для целей обложения товара таможенной пошлиной, внешнеэкономической и таможенной статистики и применения иных мер государственного регулирования торгово- экономических отношений, связанных со стоимостью товаров, включая осуществление валютного контроля внешнеторговых сделок и расчетов банков по ним. Основным методом определения таможенной стоимости считается метод по цене сделки с ввозимым товаром. В соответствии с ним таможенной стоимостью ввозимого на таможенную территорию Российской Федерации товара является цена сделки, фактически уплаченная или подлежащая уплате за ввозимый товар на момент пересечения таможенной границы. При определении таможенной стоимости в цену сделки включаются помимо цены самого товара:

а) расходы по доставке товара до места ввоза на территорию Российской Федерации

(стоимость транспортировки, страхования и погрузки-выгрузки);

б) расходы покупателя (комиссионные и брокерские вознаграждения, стоимость упаковки и другой тары);

в) соответствующая часть стоимости сырья, материалов, полуфабрикатов, инструментов и услуг, которые были предоставлены покупателем бесплатно или по сниженной стоимости продавцу для производства экспортных товаров;

г) лицензионные платежи за использование объектов интеллектуальной собственности, которые покупатель должен осуществить в качестве условия продажи импортных товаров;

д) величина части прямого или косвенного дохода продавца от любых последующих перепродаж, передачи или использования импортируемых товаров на территории Российской Федерации.

За основу классификации и определения таможенной стоимости товаров обычно берется

одна из международных товарных номенклатур. Одна из наиболее распространенных в мире -

вступившая в силу с 1988 года Гармонизированная система описания и кодирования товаров

базируется на разработанных ранее Брюссельской таможенной номенклатуре и на Стандартной

международной классификации ООН.

В подавляющем большинстве стран таможенные тарифы накладываются на импорт с

целью повышения цены импортных товаров и защиты тем самым внутреннего рынка. Поэтому

ниже мы будем анализировать преимущественно импортные тарифы, их расчет, воздействие на

экономику и уровень доходов. Более того, с точки зрения международной экономики важным

является не форма, которую приобретает тариф в каждом конкретном случае, и даже не уровень

ставок по отдельным товарам, а общий уровень таможенной защиты страны.

Тарифная эскалация.

Структура тарифов многих стран прежде всего обеспечивает защиту национальных

производителей готовой продукции, особенно не препятствуя ввозу сырья и полуфабрикатов. Тарифная эскалация - повышение уровня таможенного обложения товаров по мере роста степениих обработки. Чем выше процентный рост ставки тарифа по мере продвижения от сырья к готовой продукции, тем выше степень защиты производителей готовой продукции от внешней конкуренции. Например, уровень таможенного обложения товаров из кожи, выстроенных по принципу производственной цепочки (шкура - кожа - продукты из кожи), возрастает по мере роста степени обработки шкуры. В США шкала тарифной эскалации составляет 0,8 - 3,7 - 9,2%, в Японии – 0 - 8,5 - 12,4, в Европейском союзе – 0 - 2,4 - 5,5%. По данным ГАТТ, тарифная эскалация особенно сильна в развитых странах (Табл. 2).

Таблица 2 - Импорт развитых стран из развивающихся (ставка импортного тарифа, в %)

  Сырье Полуфабрикаты Готовые продукты
Все промышленные товары (искл. нефть) 2,1 5,3 9,1
Тропические промышленные товары 0,1 6,3 6,6
Товары, произведенные из природных ресурсов 3,1 7,9 7,9

Тарифная эскалация в развитых странах стимулирует производство сырья в развивающихся странах и консервирует технологическую отсталость, поскольку только с сырьевой продукцией, таможенное обложение которой минимально, они реально могут пробиться на их рынок. В то же время рынок готовой продукции практически закрыт для развивающихся стран в силу существенной тарифной эскалации, которая имеет место в большинстве развитых государств.

53. Количественные ограничения – нетарифные методы регулирования государством внешней торговли.

В дополнение к тарифным методам государственного регулирования международной торговли правительства активно использовали нетарифные методы - количественные, скрытые и финансовые. Большинство из них, в отличие от таможенных тарифов, слa6o поддаются количественной квалификации и поэтому плохо отражены в статистике. Именно эта характеристика нетарифных методов дает возможность правительствам использовать отдельные из них или какую-либо их комбинацию для достижения своих целей в области торговой политики.

В большинстве случаев использование нетарифных методов, особенно интенсивных количественных, наряду даже с относительно либеральным таможенным режимом приводит к более ограничительному характеру государственной торговой политики в целом.

Количественные ограничения - административная форма нетарифного государственного регулирования торгового оборота, определяющая количество и номенклатуру товаров, разрешенных к экспорту или импорту. Количественные ограничения могут применяться по решению правительства одной страны или на основе международных соглашений, координирующих торговлю определенным товаром. Количественные ограничения включают квотирование (контингентирование), лицензирование и «добровольное» ограничение экспорта.

Наиболее распространенной формой количественных ограничений является квота или контингент. Два используется для обозначения квот сезонного характера. Квота - количественная нетарифная мера ограничения экспорта или импорта товара определеннымколичеством или суммой на определенный промежуток времени. По направленности их действияквоты разделяются на:

- экспортные - вводятся либо в соответствии с международными стабилизационными соглашениями, устанавливающими долю каждой страны в общем экспорте определенного товара (экспорт нефти из стран ОПЕК), либо правительством страны для предотвращения вывоза товаров, дефицитных на внутреннем рынке (экспорт нефти из России и сахара с Украины в начале 90-х гг.);

- импортные - вводятся национальным правительством для защиты местных производителей, достижения сбалансированности торгового баланса, регулирования спроса и предложения на внутреннем рынке, а также как ответ на дискриминационную торговую политику других государств. Например, США накладывали квоту в 5,7 млн. л на импорт молока и сметаны из Новой Зеландии, в 104 тыс. кг на импорт мороженого из Нидерландов, в 3,4 млн. кг на импорт швейцарского сыра Швейцарии.

По охвату квоты делятся на:

- глобальные - устанавливаются и импорт или экспорт определенного товара на определенный период времени вне зависимости от того, из какой страны он импортируется или в какую страну он экспортируется. Смысл таких квот обычно заключается в обеспечении необходимого уровня внутреннего потребления, и объем их вычисляется как разность внутреннего производства и потребления товара. Примером глобальной квоты является экспорт Россией 40 млн. т нефти в 1993 году для государственных нужд. Направление экспорта, то есть страны-импортера, при этом не устанавливается;

- индивидуальные - установленная в рамках глобальной квоты квота каждой страны, экспортирующей или импортирующей товар. Такие квоты устанавливаются обычно на основе двусторонних соглашений, которые дают основные преимущества в экспорте или импорте товара тем странам, с которыми имеются тесные взаимные политические, экономические и иные интересы. Примером индивидуальной квоты является квота в 21,6 млн. кг на импорт США пшеницы из Канады. Чаще всего индивидуальные квоты (контингента) бывают сезонными, то есть вводятся на определенный период времени, когда внутренний рынок наиболее нуждается в государственной защите. Обычно это осенние месяцы, когда происходит реализация сельскохозяйственной продукции нового урожая. Чтобы забрать часть этих доходов в государственный бюджет, государство устраивает аукционы по конкурсной продаже лицензий, дающих право импортировать или экспортировать товар в рамках квоты. Сборы от продажи лицензий поступают в государственный бюджет.

Тесно связан с квотированием другой вид государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, называемый лицензированием. Лицензирование - регулирование внешнеэкономической деятельности через разрешения, выдаваемые государственными органами на экспорт или импорт товара в установленных количествах за определенный промежуток времени. Лицензирование может являться составной частью процесса

квотирования (и тогда его экономическое содержание полностью совпадает с рассмотренным

выше) или быть самостоятельным инструментом государственного регулирования. В первом случае лицензия является лишь документом, подтверждающим право ввезти или вывезти товар в рамках полученной квоты; во втором - приобретает ряд конкретных форм:

- разовая лицензия - письменное разрешение сроком до 1 года на ввоз или вывоз, выдаваемое правительством конкретной фирме на осуществление одной внешнеторговой сделки;

- генеральная лицензия - разрешение на ввоз или вывоз того или иного товара в течение года без ограничений количества сделок;

- глобальная лицензия - разрешение ввезти или вывезти данный товар в любую страну мира за определенный промежуток времени без ограничения количества или стоимости;

- автоматическая лицензия - разрешение, выдаваемое немедленно после получения от экспортера или импортера заявки, которая не может быть отклонена государственным органом. Лицензирование используется многими странами мира, прежде всего развивающимися,

для целей государственного регулирования импорта. В России лицензирование в обеих его формах широко использовалось в начале 90-х гг.

Количественное ограничение импорта в страну может быть достигнуто не только за счет

действий ее правительства по введению импортного тарифа или импортных квот, но и в

результате мер, принятых правительством экспортирующей страны в рамках так называемых

«добровольных» ограничений экспорта. «Добровольное» ограничение экспорта вводится правительством обычно под политическим давлением более крупной импортирующей страны,

которая угрожает применением односторонних ограничительных мер на импорт в случае отказа «добровольно» ограничить экспорт, который наносит ущерб ее местным производителям.

54. Лицезирование и скрытые методы государственного регулирования международной торговли.

Тесно связан с квотированием другой вид государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, называемый лицензированием.

Лицензирование (licensing) - регулирование внешнеэкономической деятельности через разрешения, выдаваемые государственными органами на экспорт или импорт товара в установленных количествах за определенный промежуток времени.

Лицензирование может являться составной частью процесса квотирования (и тогда его экономическое содержание полностью совпадает с рассмотренным выше) или быть самостоятельным инструментом государственного регулирования. В первом случае лицензия является лишь документом, подтверждающим право ввезти или вывезти товар в рамках полученной квоты; во втором — приобретает ряд конкретных форм:

1. Разовая лицензия — письменное разрешение сроком до 1 года на ввоз или вывоз, выдаваемое правительством конкретной фирме на осуществление одной внешнеторговой сделки.

2. Генеральная лицензия — разреше ние на ввоз или вывоз того или иного товара в течение года без ограничений количества сделок.

3. Глобальная лицензия — разреше ние ввезти или вывезти данный товар в любую страну мира за определенный промежуток времени без ограничения количества или стоимости.

4. Автоматическая лицензия — раз решение, выдаваемое немедленно после получения от экспортера или им портера заявки, которая не может быть отклонена государственным орга ном.

Таблица 7.1Различия импортного тарифа и импортной квоты

  Импортный тариф Импортная квота
Содержание эффекта дохода заключается в перераспределении дохода от потребителей в бюджет перераспределении дохода от потребителей импортирующим компаниям
Рост внутреннего спроса на товар приводит к увеличению его импорта приводит к повышению его внутренней цены
Администрирование достаточно компактных таможенных органов требует создания громоздкой системы распределения лицензий
Ограничительный эффект зависит от колебания импортных цен точно ограничивает импорт желаемым количеством

Лицензирование используется многи ми странами мира, прежде всего развивающимися, для целей государственного регулирования импорта (пример 7.2). Развитые страны чаще всего использу ют лицензии как документ, подтверждающий право импортера на ввоз товара в рамках установленной квоты.

Механизмы распределения лицензий, используемые различными странами:

1. Аукцион - продажа лицензий на конкурсной основе. Считается самым экономически эффективным способом распределения лицензий, способным принести доходы государственной казне, сравнимые с доходами от таможенной пошлины на тот же товар. В США, например, с начала 80-х годов стали практиковаться аукционы по конкурсной продаже американских импортных квот, но не среди потенциальных аме риканских импортеров, а среди ино странных экспортеров. Лицензия доста валась тому экспортеру, который предлагал за нее наиболее высокую цену как за право экспортировать товар в США в рамках квоты. Такие аукцио ны проводились для распределения лицензий на импорт видеомагнитофонов, сахара, автомобилей.

2. Система явных предпочтений - закрепление правительством лицензий за определенными фирмами пропорци онально размерам их импорта за пред шествующий период или пропорцио нально структуре спроса со стороны национальных импортеров. Обычно этот метод используется для поддержа ния тех фирм, которые вынуждены сократить импорт товара из-за введения квот, что позволяет уменьшить их лоб бистское давление на правительство с целью отменить эти лицензии. В США такая система использовалась в начале 70-х годов для распределения лицензий на импорт нефти.

3. Распределение лицензий на внеце- новой основе - выдача правительством лицензий тем фирмам, которые продемонстрировали свою способность осу ществить импорт или экспорт наиболее эффективным образом. Обычно этот способ требует образования экспертной комиссии, разработки критериев оценки (опыт, наличие производственных мощностей, квалификация персонала и пр.), проведения нескольких туров кон курса, что неминуемо связано с больши ми затратами и злоупотреблениями. Страны используют при распределе нии лицензий какой-либо один из этих методов, начиная обычно с последнего, имеющего наиболее административный характер, и постепенно переходя к пер вому, наиболее рыночному методу.

· Методы скрытого протекционизма

Наряду с количественными методами существенную роль среди нетарифных методов

торговой политики играют методы скрытого протекционизма, представляющие собой разнообразные барьеры не таможенного характера, воздвигаемые на пути торговли органами

центральной государственной и даже местной власти. Конечно, председатель биржевого комитета под свободой торговли имел в виду свободу нарушать установленные законы торговли. Многие методы скрытого протекционизма как раз и являются наиболее ярким нарушением согласованных принципов международной торговли. По некоторым оценкам, существует несколько сотен видов скрытого протекционизма, с помощью которого страны могут в одностороннем порядке ограничивать импорт или экспорт. В их числе:

1. Технические барьеры - скрытые методы торговой политики, возникающие в силу того,

что национальные технические, административные и иные нормы и правила построены так,

чтобы препятствовать ввозу товаров из-за рубежа. Наиболее распространенные барьеры

технического характера - требования о соблюдении национальных стандартов, о получении

сертификатов качества импортной продукции, о специфической упаковке и маркировке товаров,

о соблюдении определенных санитарно-гигиенических норм, включая проведение мероприятий

по охране окружающей среды, о соблюдении усложненных таможенных формальностей и требований законов о защите потребителей и многие другие.

2. Внутренние налоги и сборы - скрытые методы торговой политики, направленные на

повышение внутренней цены импортного товара и сокращение тем самым его

конкурентоспособности на внутреннем рынке. Внутренние налоги и сборы играют дискриминационную роль только в том случае, если они накладываются только на импортные

товары, притом, что товары местных производителей налогообложению не подлежат. Если же

правила внутреннего налогообложения одинаковы как для национальных товаров, так и для импортных, то такая политика может рассматриваться как политика создания равных стартовых

условий для конкуренции в цене и качестве. Во многих случаях внутренние налоги превышают

по стоимости размер импортной пошлины и, более того, их ставка может изменяться в зависимости от внутренней конъюнктуры местного рынка.

3. Политика в рамках государственных закупок - скрытый метод торговой политики, требующий от государственных органов и предприятий покупать определенные товары только у национальных фирм, даже несмотря на то, что эти товары могут быть дороже импортных. Наиболее типичным объяснением такой политики являются требования национальной Безопасности.

4. Требование о содержании местных компонентов - скрытый метод торговой политики

государства, законодательно устанавливающего долю конечного продукта, которая должна быть произведена национальными производителями, если такой продукт предназначается для продажи на внутреннем рынке. Обычно требование о содержании местных компонентов используется развивающимися странами в рамках политики импортозамещения, которая предполагает создание и наращивание национальной базы производства импортируемых товаров, с тем чтобы в дальнейшем отказаться от их импорта. Правительства развитых стран используют требование о содержании местных компонентов, чтобы избежать перемещения производства в развивающиеся страны с более дешевой рабочей силой и сохранить тем самым уровень занятости.

----------------------------------------

Методы расширения экспорта (дополнительно)

Помимо защиты внутреннего рынка от импорта из-за рубежа с помощью количественных

и скрытых нетарифных методов торговой политики в практике международной торговли активно используются методы расширения экспорта, большая часть которых основана на прямом или косвенном гарантировании и субсидировании правительством национальных экспортеров.

Финансирование как метод торговой политики предусматривает дискриминацию против

иностранных компаний в пользу национальных производителей и экспортеров. Наиболее

распространенными финансовыми методами торговой политики являются субсидии, кредитование и демпинг.

В 1993 г. Россия и другие страны бывшего СССР стали в совокупности крупнейшим получателем экспортных кредитов в мире - около 48% от общего объема кредитования. За ними следовали Китай (32%), Бразилия (22%), Мексика (21%). Практически все двусторонние межправительственные кредиты, получаемые Россией от иностранных государств, имеют связанный характер, то есть обусловлены закупкой определенных товаров в предоставившей их стране, и поэтому могут рассматриваться как форма торговой политики стимулирования экспорта. Так, практически все кредиты, полученные от США и Канады в 1970-1980 гг., были связаны с закупкой зерна в этих странах.

Размеры субсидирования через льготное кредитование рассчитываются как разница между процентной ставкой по льготному кредиту и текущей рыночной процентной ставкой.

В банковской практике процентные ставки по экспортным кредитам обычно существенно ниже ставок по другим видам кредитов и нередко являются предметом согласования между странами в рамках картельных соглашений. Кроме того, существуют многочисленные неподдающиеся количественной оценке способы стимулирования экспорта через экспортные кредиты, так же как перенесение сроков первых платежей по кредитам на более дальний период, оплата кредитов в валюте покупателя или в форме товарных поставок, государственное льготное страхование экспортных кредитов и т.д.

Субсидирование экспорта с целью его форсирования в условиях обострения конкурентной борьбы может принимать крайние формы, направленные на подавление конкурентов и вытеснение их с рынка. Демпинг - метод финансовой нетарифной торговой политики, заключающийся в продвижении товара на внешний рынок за счет снижения экспортных цен ниже нормального уровня цен, существующего в этих странах. Демпинг может осуществляться как за счет ресурсов отдельных фирм, стремящихся завладеть внешним рынком своей продукции, так и за счет государственных субсидий экспортерам. В основе демпинга обычно лежит рыночная ситуация, при которой эластичность спроса по цене на внутреннем рынке ниже, чем на внешнем. Это позволяет фирмам, имеющим относительно монопольное положение на внутреннем рынке, продавать свои товары по более высоким ценам, чем на внешнем рынке, где спрос более эластичен по цене и где конкуренция выше.

Демпинг запрещен как международными правилами в рамках ВТО, так и национальными антидемпинговыми законами многих стран, которые позволяют применять антидемпинговые пошлины в случае обнаружения факта демпинг. По американскому закону, например, демпингом считается продажа товаров на американский рынок по ценам «ниже справедливых», наносящая ущерб национальной промышленности. Разумеется, большие сложности возникают при определении справедливого уровня цены на тот или иной товар. Для этого проводят специальное расследование и сравнивают предполагаемые демпинговые цены с ценами на данный или аналогичный ему товар, преобладавшими в течение определенного предшествующего периода в стране, где осуществляется демпинг, или на демпинга является продажа товаров по ценам ниже издержек производства. По результатам расследования, если факт демпинга доказан, страны вправе вводить односторонние торговые ограничения в виде антидемпинговых пошлин. В практике стран с переходной экономикой

обвинения в демпинге были связаны в основном с сильными различиями в системе ценообразования и постепенностью процесса перехода на свободное ценообразование на внутреннем рынке. Например, Россия неоднократно в начале 90-х гг. обвинялась в демпинге алюминия на мировой рынок, что было связано даже не столько с государственным субсидированием алюминиевой промышленности, которое тоже имело место, сколько со значительным разрывом в уровне внутренних и мировых цен, который остался от централизованно планируемой системы. Под угрозой применения антидемпинговых процеду Европейским союзом Россия была вынуждена ввести квоты на экспорт алюминия.

Антидемпинговая пошлина - временный сбор в размере разницы между ценами продажи товара на внутреннем и внешнем рынках, вводимый импортирующей страной в целях нейтрализации негативных последствий нечестной ценовой конкуренции на основе демпинга.

Ставку антидемпинговой пошлины обычно определяют одним из следующих способов:

1. Как разницу в цене, по которой товар реально продается на рынке экспортирующей страны и на рынке импортирующей. Если товар производится только на экспорт и не продается на рынке страны-экспортера, то цена на него на внутреннем рынке страны-импортера сравнивается с его ценой на внутреннем рынке любой третьей страны.

2. Как разницу в цене, по которой товар должен был бы продаваться на рынке экспортирующей страны, и цены, по которой он реально продается на рынке импортирующей страны. Потенциальная цена продажи товара на рынке экспортера устанавливается на базе суммы издержек производства, общих издержек, прибыли на продажу на внутреннем рынке и стоимости упаковки и транспортировки товара в импортирующую страну.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: