double arrow

Международные третейские суды (арбитражи).


1. Международное экономическое право в частности, как и международное публичное право в целом, не предусматривает международных институтов, которые бы обеспечивали в принудительном порядке выполнения норм права. Стороны международных экономических договоров должны действовать так, чтобы заключенные ими договоры выполнялись самостоятельно. Как отмечалось, со времен Древнего Рима известно: "Договора следует выполнять".

Раздел VI Устава 00Н предусматривает мирные средства решения всех споров между государствами. Это касается и споров на поприще экономики.

Принимая во внимание то, что международное экономическое право является отраслью международного публичного права, решение споров в границах международного экономического права должно происходить на известных общих основах урегулювання споров.

Отметим, что Устав 00Н кроме споров вспоминает еще и о ситуациях, продолжение которых может угрожать миру и безопасности. Существуют споры юридические и политические. Экономические споры можно отнести и к первым и ко вторым.

В Хартии экономических прав и обязанностей государств (принята в 1974 г. на 29-й. сессии Генеральной Ассамблеи 00Н) отмечается, что ни одно государство не может осуществить относительно другого государства или угрожать ему применением экономических, политических или любых других мероприятий принудительного характера, направленных на сужение его суверенных прав или получения любой выгоды.




Заключительный акт Совета безопасности и сотрудничества в Европе (август 1975 г.) зафиксировал, что государства-участницы:

• решают споры между ними мирными средствами так, чтобы не подвергать угрозе международный мир, безопасность и справедливость;

• добросовестно и в духе сотрудничества используют такие средства, как переговоры, обследования, посредничество, примирение, арбитраж, судебное разбирательство или другие мирные средства по их выбору, включая любую процедуру урегулирования, согласованную до возникновения споров, в которых они были сторонами;

• воздерживаются от любых действий, которые могут ухудшить положение в такой мере, что будет поставлено под угрозу поддержание международного мира и безопасности и тем самым мирное урегулирование споров станет тяжелым.

Как известно, политические споры не передаются на рассмотрения международным судам и арбитражам. Политические споры между государствами могут продолжаться годами, десятилетиями, а то и веками, если их не удается решить путем переговоров или иным способом представителям спорящих сторон.

Следовательно, будем считать, что непосредственные переговоры государств, которые конфликтуют, являются первым приемом решения международных экономических споров.



Кроме переговоров применяют также другие согласительные процедуры:

"Добрые услуги" - это ситуация, когда в конфликт государств вмешивается третья сторона. Эта сторона организует контакты между конфликтующими сторонами и прилагает усилия для того, чтобы их посадить за стол переговоров. Когда конфликтующие стороны начали переговорный процесс, третья сторона может считать себя свободной. Однако часто такие доброжелательные третьи стороны принимают участие и в процессе переговоров.

Посредничество означает активное участие третьих сторон в процессе непосредственных переговоров между спорящими сторонами.

Иногда конфликтующие стороны не хотят сидеть за одним столом в одной комнате со своим оппонентом и третьей стороне - доброжелателю - приходится выполнять "дипломатию челнока" между двумя помещениями, передавая устные или письменные точки зрения сторон переговоров.

Стороной-доброжелательницей, или стороной-посредником может быть:

Ø государство,

Ø межгосударственная организация,

Ø международное должностное лицо,

Ø руководящие деятели государств,

Ø частные лица, которые имеют необходимые для такой миссии авторитет и опыт. Такими частными лицами часто становятся государственные деятели, которые вышли в отставку.

Следственные комиссии создают, как правило, на паритетных основах спорящие стороны. Задание комиссий - выявить фактические обстоятельства конфликтов. Впервые образование таких комиссий предусмотрели Гаагские конвенции 1889 и 1907 г. (заключены на так называемых Первой и Второй Гаагских конференциях мира), которые касались мирного решения международных столкновений. Процедура их образования была предусмотрена Общим актом о мирном решении споров, который Лига Наций приняла в 1928 г. Впоследствии Общий акт пересмотрела 00Н (1949р.). Если стороны не договорились об ином, то каждая из них назначает в комиссию 2 представителей, причем лишь 1 из них должен быть гражданином этой страны. Пятым лицом в комиссии является председатель, которого избирают отмеченные четыре представителя.



Согласительные комиссии образуются по процедуре, которая практически аналогичная процедуре следственных комиссий. Задание согласительных комиссий заключается в достижении согласия по предмету конфликта.

2. Международный суд 00Н.Первым в истории судебным органом, созданным на основе международного договора и распространяющим на договорных основах юрисдикцию на определенные споры стран-участниц договора, была Постоянная палата международного правосудия, ее было создано в 1921 г. согласно с Уставом Лиги Наций. Существовала Постоянная палата международного правосудия 20 лет. За это время она рассмотрела 37 споров и подготовила 28 консультационных выводов.

В настоящее время действует Международный суд 00Н в Гааге. Устав суда считается составляющей Устава 00Н. Суд рассматривает дела, которые передаются ему при согласии спорящих государств. Он готовит также консультативные выводы по запросам международных организаций. Решение Международного суда 00Н является обязательным для отмеченных сторон, но не может использоваться как прецедент для аналогичных дел. Если решение суда не выполняется, то заинтересованная сторона может пожаловаться в Совет Безопасности 00Н.

Суд преимущественно используется для рассмотрения территориальных споров и считается одним из шести самых важных органов 00Н.

Совет Безопасности 00Н.Рассматривает лишь споры, которые могут создавать угрозу мира. Споры рассматриваются по жалобам заинтересованных субъектов международного права или по собственной инициативе Совета Безопасности 00Н. Его решение юридически обязательные.

С целью решения межгосударственных экономических споров между странами-членами СНГ 6 июля 1992 г. на основе Соглашения Совета глав стран СНГ был создан Экономический суд СНГ (Украина и Туркменистан этого соглашения не подписали).

Компетенция Экономического суда СНГ касается рассмотрения межгосударственных экономических споров, возникающих при выполнении экономических обязательств, предусмотренных соглашениями, решениями Совета глав государств, Совета глав правительств содружества и других его институтов.

Суд рассматривает споры о соответствии нормативных и других актов по экономическим вопросам стран СНГ межгосударственным соглашениям и другим актам СНГ. Положение об Экономическом суде СНГ предусматривает, что при согласии стран СНГ суд имеет право рассматривать и другие споры, связанные с выполнением соглашений и принятых на их основе других актов.

По результатам рассмотрения спора Экономический суд СНГ может принять решение (если для того будут основания), где будет отмечаться факт нарушения страной-участницей соглашений, других актов СНГ и ее институтов (или факт отсутствия нарушения) и будут определяться мероприятия, которых рекомендуется употребить соответствующему государству с целью устранения нарушений и их последствий. Государство, относительно которого принято решение Экономического суда СНГ, обеспечивает его выполнение.

3. Соглашением о создании МОТ установлена система правил и процедур, которые применяются для урегулирования споров, возникающих в границах договоров, отнесенных к компетенции МОТ. Предусмотрено, что органом решения споров является Генеральный Совет МОТ. Он принимает к рассмотрению споры, которые не удалось решить на двусторонней основе, в том числе с привлечением "добрых услуг" Генерального секретаря МОТ или другого лица.

Правительство определенной страны подает в Генеральный Совет МОТ ходатайство о рассмотрении спора. Совет в течение 60 дней по получении ходатайства должен назначить состав комиссии для рассмотрения ходатайства. Как правило, комиссия состоит из 3 лиц. С учетом пожеланий конфликтующих сторон Совет может состоять из 5 лиц. Мировая организация торговли ведет перечень как правительственных, так и неправительственных экспертов, - высококвалифицированных специалистов, которые хорошо осведомленные в международном торговом законодательстве и политике. Из этих специалистов и избираются члены комиссии. Для объективного изучения материалов дела и составления доклада, содержащего соответствующие рекомендации, комиссии предоставляется 6-9 месяцев.

Если одна, а то и обе стороны дела, то есть правительства, остаются не удовлетворены докладом комиссии, процедура МОТ предусматривает апелляционный (кассационный) орган. Он состоит из 7 лиц, которые имеют авторитет, знают право, осведомлены в делах международной торговли и предметах различных соглашений, отнесенных к компетенции МОТ. Члены апелляционного органа не должны быть связаны с любым правительством. Для кассационного рассмотрения дела из семи членов Совета назначается "тройка". Для кассационного рассмотрения спора отводится 60-90 дней. В течение этого срока "тройка" должна представить Совету доклад с соответствующими рекомендациями и решениями. Последние должны быть приняты в течение 9 месяцев со времени образования комиссии, если ее доклад не подлежит обжалованию в кассационном порядке, или 12 месяцев, если отмеченный доклад подлежит обжалованию.

Сторона, которая была признана нарушительницей, должна немедленно выполнить рекомендации комиссии. Если это невозможно сделать, Совет имеет право назначить оптимальный срок для выполнения. Если сторона-нарушительница не укладывается в этот срок, сторона-жалобщица может подать заявление о возмещении ей убытков. Сторона-нарушительница может также предложить оплатить компенсацию.

Если сторона-нарушительница не выполняет рекомендации и отказывается оплатить компенсацию, то сторона-жалобщица может просить Генеральный Совет МОТ уполномочить ее приостановить предоставление стране-нарушительнице льгот и прав, предусмотренных международными соглашениями, которые принадлежат к сфере МОТ. В частности, это означает повышение страной-жалобщицей тарифов на товары, которые импортируются из страны-нарушительницы. Такие санкции должны быть соизмеримыми с вредом, причиненным страной-нарушительницей. Процедура МОТ предусматривает, что Совет контролирует выполнение рекомендаций комиссии и апелляционного органа.

4. Арбитражи могут быть постоянными или создаваться для конкретного случая. Постоянные третейские суды существуют при некоторых региональных международных организациях (например, при Организации африканского единства).

Согласно ст. 33 Устава 00Н стороны, принимающие участие в каком-либо споре, продолжение которого может угрожать миру и безопасности, должны разрешить его мирным путем. Эта норма Устава 00Н является основанием для решения споров, в частности, с использованием процедуры международного третейского суда.

Международный третейский суд как одно из средств решения споров был предусмотрен Декларацией о принципах международного права, принятой в 1970 г., и декларацией Манилы о мирном решении международных споров. Международный арбитраж предусматривают Пакт Лиги арабских государств, Устав Организации американских государств и др.

Для передачи спора на рассмотрение арбитража спорящим странам, необходимо взять на себя обязательство относительно выполнения решения арбитража и достижения договоренности о процедуре рассмотрения спора. Отмеченный Общий акт 1949 г. предусматривает привлечение 5 арбитров, если стороны не договорились об ином.

Соглашением между Правительствами Украины и США о содействии инвестициям от 6 мая 1992 г. предусматривается, что возможные между ними споры могут передаваться по инициативе любого из двух правительств в арбитражный суд. При этом каждое из правительств назначает одного арбитра. По взаимному согласию они избирают председателя арбитражного суда, который должен быть гражданином третьего государства. Его назначение должно быть одобрено обоими правительствами.

Арбитры должны быть назначены в течение 3 месяцев, а глава - 6 месяцев со дня получения просьбы от любого из правительств о проведении арбитража. Если же такие назначения не будут осуществлены в отмеченные сроки, то любое из правительств может при условии отсутствия другой договоренности просить Генерального секретаря постоянного арбитражного суда выполнить необходимое (или необходимы) назначение, и правительства, что спорят, должны согласиться с таким (или такими) назначением (назначениями).

Каждое из правительств берет на себя содержание избранного им арбитра и затраты на представительство в арбитражном суде. Расходы, связанные с деятельностью главы, и другие расходы в деле платятся ровными частями обоими правительствами. Арбитражный суд может на собственное усмотрение установить часть расходов обоих правительств. По другим вопросам арбитражный суд, предусмотренный этим соглашением, устанавливает собственные правила процедуры.

Международные соглашения по международному коммерческому арбитражу.Существует мнение, что третейское судопроизводство возникло раньше, чем государственное правосудие. Третейские суды существовали еще в Древнем Риме. Сначала их решения не выполнялись средствами государственного принуждения. Стороны в арбитражном соглашении самостоятельно предусматривали мероприятия взыскания и другие способы, которые обеспечивали выполнение арбитражных решений. Император Восточной Римской империи (Византии) Юстиниан (VI ст. н. е.) впервые в юриспруденции предоставил решением третейских судов силу, эквивалентную решением государственных судов.

Самыми важными международно-правовыми актами по международному коммерческому арбитражу являются следующие:

1. Женевский протокол об арбитражных предостережениях (1923р.). Это первый международный акт конвенционного характера в сфере международного коммерческого арбитража. Государства-участницы обязались признавать действие третейского соглашения.

2. Женевская конвенция о выполнении иностранных арбитражных решений (1923р.). Женевский протокол предусматривал возможность выполнения решений, выработаных арбитражными судами лишь на территории того государства, где такие решения были приняты. Этой конвенцией предусматривается возможность выполнения решений и на территории других государств.

3. Ньюйоркская конвенция о признании и выполнении иностранных арбитражных решений (в 1958 г.). Считается основным правовым актом мирового масштаба в этой сфере. Она предусматривает признание и выполнение всех арбитражных решений, а не лишь тех, которые вынесены на территориях стран-участниц или возникли из заключенных между сторонами арбитражных соглашений, которые принадлежат к юрисдикции государств-участниц этой конвенции.

4. Европейская конвенция о внешнеторговом арбитраже (в 1961 г.). Заключена в Женеве 21 апреля 1961 г. 22 европейскими государствами. Положения конвенции были компромиссом между государствами Западной и Восточной Европы, которые принадлежали тогда к противоположным социально-экономическим системам, - капитализма и социализма. Конвенция предоставляет арбитражному суду возможность выноса решения не только на основе норм права, а при определенных условиях на дружеской основе. Очевидно, что это кое-что напоминает англосакское "право справедливости".

5. Панамская конвенция (в 1975 г.). Это межамериканская конвенция о международном коммерческом арбитраже. В значительной мере повторяет положение Ньюйоркской конвенции 1958 г. Новинкой ее имеется норма о том, что арбитражное решение имеет силу окончательного судебного решения.

В 1985 г. ЮНСИТРАЛ разработала Типичный закон о международном коммерческом арбитраже, который отображает тенденцию об унификации права международного коммерческого арбитража в мировом масштабе. Международная торговая палата (Париж) в 1923 г. создала постоянно действующий Арбитражный суд.

Заметную роль в развитии международного коммерческого арбитража играет Международный совет по коммерческому арбитражу (МРКА). Действует также Международная федерация учреждений коммерческого арбитража.

К известным арбитражным учреждениям принадлежат:

Ø Американская арбитражная ассоциация;

Ø Лондонский международный арбитражный суд;

Ø Арбитражный центр при федеральной хозяйственной палате ;

Ø Арбитражный институт Стокгольмской торговой палаты.