Понятие, объекты и субъекты международной торговли

Международная торговля представляет собой одну из форм международных экономических отношений, которая возникла еще в эпоху рабовладения, т.е. была исторически первой, и наиболее развита сегодня.

Международная торговля -это сфера товарно-денежных отношений, представляющая собой совокупность внешней торговли всех стран мира. Иначе говоря, международная торговля - это сфера обмена продуктами труда (товарами и услугами) между продавцами и покупателями разных стран.

Внешняя торговля - это обмен товарами и услугами между государственно-оформленными национальными хозяйствами. Термин "внешняя торговля" применим только к отдельно взятой стране.

Международная торговля связывает национальные экономики в единую систему мирового рынка. Мировой рынок имеет принципиальные отличия от внутренних, национальных рынков. Эти отличия сводятся к следующим:

На мировой рынок поступают только конкурентоспособные товары; неконкурентоспособные товары могут реализовываться на мировом рынке только по демпинговым ценам или с сопровождением каких-либо дополнительных услуг

2) на мировом рынке действуют мировые цены, в основе которых лежит интернациональная стоимость (образуется при производстве товара в среднемировых общественно-нормальных условиях);

3) мировой рынок в большей степени подвержен монополизации со стороны транснациональных корпораций (явное и неявное господство ТНК);

4) решающее влияние на функционирование мирового рынка могут оказывать не только экономические, но и политические факторы (например, политика в государстве, эмбарго на поставки товаров);

5) расчеты за товары и услуги осуществляются, как правило, в свободно-конвертируемой валюте и в международных счетных единицах. Это не исключает использование и национальных валют, в частности, когда предстоит закупка этой инофирмой продукции в данной стране. В этом случае используются так называемые клиринговые расчеты, как правило, на основе межгосударственных и межправительственных соглашений.

В процессе международной торговли возникает два направления товарных потоков - экспорт и импорт.

В зависимости от происхождения и назначения товаров экспорт и импорт имеют следующие виды (табл. 9.1).

Таблица 9.1


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow