Тема 4. Субъекты международного частного права 15 страница

3) арбитражный договор – это самостоятельное соглашение между сторонами об арбитражном разбирательстве споров, которые могут возникнуть в будущем в связи с данным контрактом или группой контрактов либо в связи с совместной деятельностью в целом.

Все три вида арбитражного соглашения, по сути, ничем не отличаются, имеют одинаковую юридическую силу: это три формы одного и того же явления – соглашения сторон об арбитражном разбирательстве. Национальные законы и международные договоры не проводят никаких правовых различий между отдельными видами арбитражных соглашений.

Юрисдикция арбитража может быть основана на правилах международного договора – арбитражном соглашении между государствами. Этот межгосударственный договор обязателен и для национальных участников коммерческих споров, и для арбитражных органов, указанных в договоре. Арбитраж не может отказать в рассмотрении спора, ссылаясь на отсутствие специального соглашения сторон.

Принципиальная особенность арбитражного соглашения – его юридически автономный, самостоятельный характер по отношению к основному контракту. Юридическая действительность арбитражного соглашения не зависит от действительности основного контракта. Особое значение это положение имеет, если юрисдикция арбитража оговорена в самом тексте контракта в виде арбитражной оговорки. Основополагающим принципом МКА являются юриди-чес кая ав то ном ность арбитражного соглашения и прин ци пи аль ная добровольность арбитражного разбирательства. Любое арбитражное соглашение, в том числе и включенное в текст международного коммерческого контракта, рассматривается независимо от основного контракта, а признание контракта недействительным (в целом или в любой его части) не приводит к аннулированию арбитражного соглашения, не лишает арбитров права рассматривать вопросы, связанные с недействительностью контракта. Этот принцип закреплен в большинстве национальных законов, в международных соглашениях, в арбитражной практике.

15.5. Форма и содержание арбитражного соглашения

По общему правилу требуется обязательная письменная форма арбитражных соглашений. Это требование закреплено в нормах международных конвенций, в типовых законах об арбитраже. В законодательстве государств допускается устная форма арбитражного соглашения. Подобные различия являются источником многочисленных проблем, связанных с толкованием и признанием действительности арбитражного соглашения. Мировая арбитражная практика исходит из необходимости письменной формы арбитражных соглашений в широком смысле слова: и непосредственно соглашение, и обмен письмами или исковыми заявлениями, и ссылка на документ, непосредственно содержащий арбитражную оговорку.

Содержание арбитражного соглашения зависит от воли сторон, которые самостоятельно определяют его элементы. В мировой практике и национальном законодательстве разработаны типовые арбитражные оговорки. Элементами арбитражного соглашения являются: оговорка о третейском разбирательстве (с исключением подсудности судам общей юрисдикции или иным государственным судам); выбор вида арбитража и места его проведения; выбор языка арбитражного разбирательства и установление числа арбитров; определение порядка арбитражной процедуры (институционный арбитраж по общему правилу разбирает спор по законам своей страны и в соответствии со своим регламентом).

Отличительная особенность арбитража заключается в почти неограниченном праве сторон на самостоятельное установление процедуры разрешения спора, поэтому абсолютное большинство правовых норм, определяющих процесс третейского разбирательства, имеет диспозитивный характер и применяется только тогда, когда стороны не предусмотрели иного. В арбитражном соглашении стороны вправе предусмотреть любые правила арбитражной процедуры, даже если они обращаются в институционный арбитраж. Пределы этой свободы – императивные нормы национального права и оговорка о публичном порядке. При выборе изолированного арбитража стороны обязаны установить правила арбитражной процедуры, так как такой орган не имеет своего регламента. Если сами стороны не решили процедурные вопросы в арбитражном соглашении, это не лишает их права на третейское разбирательство. Назначенные арбитры будут руководствоваться теми процессуальными нормами, какие они сами себе определят.

15.6. Признание и исполнение иностранных арбитражных решений

Одно из преимуществ МКА – наличие разработанной на национальном и международном уровнях системы признания и принудительного исполнения арбитражных решений, вынесенных на территории иностранного государства. Основа этой системы заложена в Нью-Йоркской конвенции о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений 1958 г. Нормы о признании и исполнении иностранных арбитражных решений есть и в других международных договорах: Европейская конвенция о внешнеторговом арбитраже 1961 г., Межамериканская конвенция о международном коммерческом арбитраже 1975 г., Арабская конвенция о международном^ коммерческом арбитраже 1987 г.

Нью-Йоркская конвенция закрепляет принцип признания письменных арбитражных соглашений. Каждое государство-участник обязано признавать иностранные арбитражные решения и приводить их в исполнение на своей территории в соответствии со своим процессуальным правом. Определение иностранного арбитражного решения – это решение третейского суда, вынесенное на территории государства, иного, чем государство, на чьей территории испрашивается признание решения и приведение его в исполнение. Территориальный критерий является основой для определения арбитражного решения как иностранного. Это положение в равной мере относится ко всем видам арбитражей. Дополнительный критерий: под понятие «иностранные» подпадают и те решения, которые не считаются внутренними в государстве места их исполнения. Сфера применения Конвенции – только иностранные арбитражные решения.

Основное содержание Нью-Йоркской конвенции заключается в установлении обязанности государств признавать иностранные арбитражные решения как обязательные и приводить их в исполнение. Имеются в виду арбитражные решения по спорам, сторонами в которых выступают физические и юридические лица. Установлено право каждого государства на оговорку, что оно ограничивает применение Конвенции только спорами, вытекающими из торговых контрактов. В таком случае данное государство не вправе требовать от других государств-участников исполнения решений его арбитражных органов по другим делам.

Признание арбитражных решений возможно только при наличии письменного арбитражного соглашения. При решении вопроса, может ли спор быть предметом арбитражного разбирательства, решающее значение имеют право государства, где испрашивается признание и исполнение, и право государства, которому стороны подчинили арбитражное соглашение. Государства признают и исполняют иностранные арбитражные решения в соответствии со своим национальным правом. Принудительное исполнение арбитражных решений требует дополнительной процедуры, заинтересованная сторона должна предоставить соответствующее ходатайство, оформленное надлежащим образом. К признанию и исполнению арбитражных решений, входящих в сферу действия Конвенции, не должны применяться более обременительные условия или более высокие пошлины и сборы, чем существуют для признания и исполнения внутренних арбитражных решений.

Конвенция закрепляет исчерпывающий перечень оснований для отказа в признании и исполнении арбитражных решений:

1) основания отказа по просьбе стороны, против которой вынесено решение: одна из сторон недееспособна по своему личному закону; арбитражное соглашение недействительно по закону, которому стороны его подчинили, либо закону государства места вынесения решения; отсутствие надлежащего уведомления стороны о времени и месте арбитражного разбирательства; арбитраж вышел за пределы своей компетенции; нарушения арбитражной процедуры. Бремя доказывания наличия оснований для отказа в исполнении лежит на заинтересованной стороне;

2) основания отказа со стороны компетентных органов государства места исполнения решения: объект спора не может быть предметом арбитражного разбирательства по закону государства, где испрашивается признание и исполнение; признание решения и приведение его в исполнение противоречат публичному порядку этого государства.

В Европейской конвенции о внешнеторговом арбитраже 1961 г. нет специальных правил о признании и исполнении иностранных арбитражных решений, но предусмотрена возможность объявить арбитражное решение недействительным либо в государстве места вынесения решения, либо в государстве, по закону которого вынесено решение. Объявление решения недействительным предполагает его отмену и, соответственно, отказ в его признании и исполнении.

По законодательству РФ (ст. 416–422 ГПК, гл. 30, 31 АПК) порядок исполнения решений иностранных судов и арбитражей определяется международными договорами РФ. Условия исполнения решений:

1) наличие договорной взаимности – необходимо существование международного договора о взаимном исполнении решений, устанавливающего конкретные условия такого исполнения;

2) неистечение 3-летнего срока давности для предъявления решения к исполнению.

Закон РФ от 07.07.1993 № 5338-1 «О международном коммерческом арбитраже» воспроизводит правила Нью-Йоркской конвенции о признании и исполнении арбитражных решений. Арбитражное решение, независимо от того, в каком государстве оно вынесено, признается обязательным и при соблюдении необходимых формальностей может быть приведено в исполнение. Положения Закона в равной степени применяются и к внутренним, и к иностранным арбитражным решениям (вынесенным любым арбитражем). Статья 35 Закона устанавливает, что иностранные арбитражные решения приравнены к российским. Закреплен исчерпывающий перечень оснований отказа в признании и исполнении иностранных арбитражных решений, полностью совпадающий с соответствующей нормой Нью-Йоркской конвенции.

Признание решения, т. е. признание прав и обязанностей сторон, вытекающих из него, не требует дополнительной процедуры. Для принудительного исполнения решения необходима дополнительная процедура: обращение с ходатайством в компетентный суд РФ (общее правило – по месту жительства должника или месту нахождения его имущества). Порядок рассмотрения ходатайства и процедура исполнения решения определены в ФЗ от 21.07.1997 № 119-ФЗ «Об исполнительном производстве». Наиболее сложной проблемой является решение вопроса о мерах по предварительному обеспечению иска. Согласно Закону РФ «О международном коммерческом арбитраже» третейский суд по просьбе стороны может распорядиться о принятии таких обеспечительных мер в отношении предмета спора, которые суд считает необходимыми. Сторона вправе обратиться и в суд общей юрисдикции с просьбой о принятии мер по предварительному обеспечению иска.

15.7. Международный коммерческий арбитраж в Российской Федерации

Основными органами рассмотрения международных коммерческих споров в России являются МКАС и МАК. Деятельность МКАС регулируется Законом РФ от 07.07.1993 № 5338-1 «О международном коммерческом арбитраже», Положением о МКАС при ТПП (приложение к Закону), Регламентом МКАС, утверждаемым ТПП (вступил в силу 01.05.1995). В компетенцию МКАс входит рассмотрение споров по международным коммерческим контрактам при наличии арбитражного соглашения сторон. МКАС принимает к рассмотрению споры без соглашения сторон, если его компетенция установлена международным договором РФ. Признаются все три вида арбитражных соглашений. Закреплена обязательность их письменной формы (в широком понимании). Закон РФ «О международном коммерческом арбитраже» предусматривает типовую арбитражную оговорку.

Наличие арбитражного соглашения исключает юрисдикцию государственных судов и общей юрисдикции, и арбитражных (хозяйственных). Соглашение сторон о третейском разбирательстве спора обязывает государственные суды прекратить производство по делу (ст. 134, 135 ГПК и 148 АПК). В законе установлены случаи, предусматривающие исключения из этого правила. Юрисдикция МКАС обусловлена его компетенцией.

МАК действует на основе Положения о МАК при ТПП (приложение к Закону «О международном коммерческом арбитраже»). Регламент МАК также утверждает ТПП. МАК вправе разрешать споры на основе соглашения сторон о передаче их в этот третейский суд. МАК отличается узким, специальным характером компетенции – это споры из гражданско-правовых отношений, связанных с торговым мореплаванием. Отличие от МКАС – при определении компетенции МАК субъектный состав спора не имеет значения. Положение о МАК устанавливает примерный перечень отношений, споры из которых входят в ее компетенцию.

Специфика арбитражного разбирательства и его характерная особенность заключаются в почти неограниченном праве сторон по установлению процедуры рассмотрения споров. Автономия воли является принципиальной основой Закона РФ «О международном коммерческом арбитраже» и регламентов МКАС и МАК. Абсолютное большинство норм, определяющих арбитражную процедуру, применяется только при отсутствии соглашения сторон и имеет дис-позитивный характер. Автономия воли является решающим моментом при формировании состава арбитража, определении процедуры разбирательства.

Закон РФ «О международном коммерческом арбитраже» закрепляет несколько императивных положений, направленных на беспристрастное и справедливое разрешение спора. Это своеобразные принципы арбитражного процесса: требования, которым обязательно должны отвечать арбитры; императивные нормы об обеспечении равноправия сторон в процессе; обязанности арбитража по отношению к сторонам. Во всех остальных вопросах стороны сами определяют процедуру арбитражного разбирательства. При отсутствии соглашения сторон МКА использует свой Регламент либо разбирает спор так, как считает необходимым. Указанный Закон не предусматривает обязанности МКА обращаться к действующему гражданско-процессуальному законодательству.

МКА обладает правомочием выносить постановление о своей компетенции. Закон впервые в российской истории закрепил общепринятое в мировой практике правило об автономности и юридической самостоятельности арбитражной оговорки, т. е. прямую зависимость компетенции арбитража от арбитражного соглашения. В Законе содержатся правила, касающиеся заявления сторон об отсутствии компетенции, варианты такого заявления и правила, касающиеся постановления арбитража о своей компетенции.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативные акты

Конституция РФ.

Арбитражный процессуальный кодекс РФ.

Воздушный кодекс РФ.

Гражданский кодекс РФ.

Гражданский процессуальный кодекс РФ.

Кодекс торгового мореплавания РФ.

Семейный кодекс РФ.

Трудовой кодекс РФ.

О международном коммерческом арбитраже: Закон РФ от 07.07.1993 № 5338-1.

Основы законодательства РФ о нотариате.

Основная литература

Авторское право: нормативные акты. Национальное законодательство и международные конвенции / сост. И. Силонов. М., 1998.

Ануфриева Л. П. Международное частное право: в 3 т. М., 2003.

Богуславский М. М. Международное частное право. М., 2004. Богуславский М. М. Международное частное право: практикум. М., 1999. Внешнеторговые операции: унифицированные правила, законодательные акты, формы типовых договоров. СПб., 1999.

Гаврилов В. В. Международное частное право. М., 2000.

Дмитриева Г. К. Международное частное право. М., 2003.

Дмитриева Г. К. Международный коммерческий арбитраж: учебно-практическое пособие. М., 1997.

Ерпылева Н. Ю. Международное частное право. М., 1999.

Звеков В. П. Международное частное право. М., 2003.

Кох Х., Магнус У. Международное частное право и сравнительное правоведение. М., 2001.

Лунц Н. А. Курс международного частного право: в 3 т. М., 1973–1976.

Международное торговое право: сб. международных документов. М., 1996.

Международное частное право (конспект лекций в схемах). М., 1999.

Международное частное право: учебное пособие / отв. ред. Г. К. Дмитриева. М., 2004.

Международное частное право: учебное пособие. М.: ИМПЭ, 2002.

Международное частное право (действующие нормативные акты): сб. документов / сост. Г. К. Дмитриева. М., 2003.

Международное частное право (в документах) / сост. Н. Ю. Ерпылева. М., 1999.

Международное частное право: иностранное законодательство. М., 2001

Международное частное право: сб. документов / сост. К. А. Бе-кяшев и А.Г. Хозанов. М., 2003.

Международное частное право: сб. документов. М.: Бек, 1997.

Международно-правовые основы иностранных ин ве с ти ций в России: сб. норм. актов и документов. М., 1999.

Международные перевозки грузов: сб. конвенций. СПб., 1999.

Международные правила по унифицированному толкованию торговых терминов (ИНКОТЕРМС). М., 2000.

Нешатаева Т. Н. Международный гражданский процесс. М., 2001.

О признании и исполнении иностранных судебных решений по экономическим спорам (документы и материалы). М., 1999.

Панов В. П. Международное частное право: Схемы. Документы. М., 2000.

Розенберг М. Г. Международный договор и иностранное право в практике международного коммерческого арбитражного суда. М., 1998.

Сборник международных договоров Российской Федерации по оказанию правовой помощи. М., 1999.

Скаридов А. С. Международное частное право. СПб., 1998.

Третейский суд: законодательство, практика, комментарий / сост. Е. А. Виноградова. М., 1997.

Шак Х. Международное гражданское процессуальное право. М., 2001.

Дополнительная литература

Арбитражная практика МКАС при ТПП РФ за 1998 г. / сост.

М. Г. Розенберг. М., 1999.

Богуславский М. М. Иностранные инвестиции: правовое регулирование. М., 1996.

Гаврилов Э. П. Комментарий Закона об авторском праве и смежных правах. М., 1996.

Гразырин В. В. Труд иностранцев в России. М., 1997.

Давид Р., Жоффреспинози К. Основные правовые системы современности. М., 1997.

Дробышев П. Ю. Вексельное право и Конвенция ЮНСИТРАЛ о международных переводных и международных простых векселях. М., 1996.

Зыкин И. С. Внешнеэкономические операции: право и практика. М., 1994.

Игратов В., Бутов В. Свободные экономические зоны. М., 1997.

Киселев И. Я. Международный труд: практическое пособие М., 1997.

Марышева Н. И., Хлестова Н. О. Правовое положение российских граждан за границей. М., 1994.

Нешатаева Т. Н. Иностранные предприниматели в России (судебно-арбитражная практика). М., 1998.

Поздняков В. С. Международный коммерческий арбитраж в Российской Федерации. Закон, регламент. Комментарий. М., 1996.

Правовой статус иностранных граждан и юридических лиц в Российской Федерации. М., 1995.

Практика международного коммерческого арбитражного суда: Научно-практический комментарий / Сост. М. Г. Розенберг. М., 1997.

Принципы международных коммерческих договоров / пер. А. С. Комарова. М., 1996.

Розенберг М. Г. Контракт международной купли-продажи. Современная практика заключения. Разрешение споров. М., 1998.

Сергеев А. П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации. М., 1996.

Сосна С. А. Комментарий к Федеральному закону о соглашениях о разделе продукции. М., 1997.

Тихомиров Ю. А. Юридическая коллизия. М., 1994.

Фолсом Р., Гордан М. Международные сделки. М., 1996.

Хлестова И. О. Валютные операции и российское законодательство. М., 1997.

Шебанова М. А. Семейные отношения в международном частном праве. М., 1995.

Шмиттгофф К. Экспорт: право и практика международной торговли. М., 1993.

Оглавление

.

ПРИНЯТЫЕ СОКРАЩЕНИЯ

ПРИНЯТЫЕ СОКРАЩЕНИЯ

1. Нормативные правовые акты

Конституция – Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12.12.1993

АПК – Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 № 95-ФЗ

ВК – Воздушный кодекс Российской Федерации от 19.03.1997 № 60-ФЗ

ГГУ – Германское гражданское уложение 1900 г.

ГК – Гражданский кодекс Российской Федерации: часть первая от 30.11.1994 № 51-ФЗ; часть вторая от 26.01.1996 № 14-ФЗ; часть третья от 26.11.2001 № 146-ФЗ

ГПК – Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ

КТМ – Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации от 30.04.1999 № 81-ФЗ

НК – Налоговый кодекс Российской Федерации: часть первая от 31.07.1998 № 146-ФЗ; часть вторая от 05.08.2000 № 117-ФЗ

СК – Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ

Таможенный кодекс – Таможенный кодекс Российской Федерации от 28.05.2003 № 61-ФЗ

ТК – Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ

УК – Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ

ФГК – Французский гражданский кодекс 1804 г.

2. Органы власти

ВАС РФ – Верховный Арбитражный Суд Российской Федерации

ВС РФ – Верховный Суд Российской Федерации

МИД России – Министерство иностранных дел Российской Федерации

Минюст России – Министерство юстиции Российской Федерации

3. Другие сокращения

абз. – абзац(-ы)

АСМАП – Ассоциация международных автомобильных перевозчиков Российской Федерации

АЭС – Атомная электростанция

ВОИС – Всемирная организация интеллектуальной собственности

ВТО – Всемирная торговая организация

ГАТТ – Генеральное соглашение по тарифам и торговле

ЕКМТ – Европейская конференция министров транспорта

ЕС – Европейский союз

ЕЭК – Европейская экономическая комиссия

ИАТА – Международное агентство воздушного транспорта

ИКАО – Международная организация гражданской авиации

ИМО – Международная морская организация

ИНКОТЕРМС – Международные правила по унифицированному толкованию торговых терминов

ИНПАДОК – Международный центр патентной документации

МАГАТЭ – Международное агентство по атомной энергетике

МАК – Морская арбитражная комиссия Российской Федерации

МБРР – Международный банк реконструкции и развития

МВФ – Международный валютный фонд

МГП – Международный гражданский процесс

МИГА – Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций

МКА – Международный коммерческий арбитраж

МКАС – Международный коммерческий арбитражный суд Российской Федерации

МКП – Международное коммерческое право

МКТУ – Международная классификация товаров и услуг для регистрации знаков

ММПО – Международные межправительственные организации

МОТ – Международная организация труда

МПП – Международное публичное право

МТП – Международная торговая палата

МТТ – Международный транзитный тариф

МЦУИС – Международный центр по урегулированию инвестиционных споров между государствами и частными иностранными инвесторами

МЧВП – Международное частное валютное право

МЧМП – Международное частное морское право

МЧП – Международное частное право

МЧТП – Международное частное трудовое право

НАТО – Организация Североатлантического договора

ООН – Организация Объединенных Наций

ОЭСР – Организация экономического сотрудничества и развития

п. – пункт(-ы)

подп. – подпункт(-ы)

разд. – раздел(-ы)

РАО – Российское авторское общество

РФ – Российская Федерация

СНГ – Содружество Независимых Государств

СПЗ – Специальные права заимствования

СССР – Союз Советских Социалистических Республик

ст. – статья(-и)

СЭЗ – свободная экономическая зона

ТНК – Транснациональная(-ые) корпорация(-и)

ТПП – Торгово-промышленная палата Российской Федерации

УНИДРУА – Международный институт по унификации частного права

ФАТФ – Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыва-ни ем денег

ФЗ – Федеральный закон

ЦБ РФ – Центральный банк Российской Федерации ч. – часть(-и)

ЧПО – Частноправовые отношения

ЮНЕСКО – Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры

ЮНСИТРАЛ – Комиссия Организации Объединенных Наций по праву международной торговли


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: