Планово-индикативные инструменты и административные меры. | Регулирующие инструменты. |
Объемы поставок товаров для государственных нужд, устанавливаемые соответствующим федеральным министерствам. | Импортный тариф. |
Экспортные квоты, доводимые до федеральных министерств, территорий и предприятий. | Налоги на импортные товары (налог на добавленную стоимость и акцизы) в размерах, установленных для отечественной продукции. |
Норматив продажи экспортной выручки Центральному банку России на цели погашения внешнего долга. | Экспортные пошлины на сырьевые товары. |
Коэффициенты пересчета импортных цен при закупках товаров для централизованных нужд. | Лицензии на экспорт и импорт товаров, на прямые инвестиции за рубежом. |
Регистрация экспортеров сырья и их контрактов. | Курс рубля к иностранным валютам, формируемый на основе соотношения спроса и предложения на торгах Московской межбанковской валютной биржи. |
Льготы регионам, предприятиям и организациям по уплате таможенных пошлин и продаже валютной выручки от экспорта. | Валютный контроль. |
По характеру решаемых задач использовавшиеся в России до середины 90-х годов методы воздействия на трансграничные потоки ресурсов заметно отличались от механизмов, используемых в большинстве стран с открытой рыночной экономикой.
В комплексе торгово-политических мероприятий иностранных правительств, как правило, регулирование импорта играет заметно более важную роль, чем регулирование экспорта, поскольку для страны с рыночным хозяйством главной является проблема защиты внутреннего рынка от "чрезмерной" конкуренции иностранных поставщиков товаров и услуг". Основным средством регулирования импорта выступает таможенный тариф. Довольно широко применяются количественные ограничения ввоза отдельных товаров и установление квот на поставки из определенных стран.
Регулирование экспорта используется большинством стран, прежде всего:
- в военно-стратегических целях,
- в интересах недопущения неконтролируемых поставок за рубеж вооружения, продукции и материалов двойного назначения,
- преследует разнообразные экономические цели: предотвращение истощения природных ресурсов путем ограничения вывоза необработанного сырья, обеспечение приоритетного снабжения сырьем отечественных предприятий, поддержание занятости, ограничение вывоза товаров, изготовление которых субсидируется государством в интересах наполнения внутреннего рынка и т.д.
Регулированию экспорта придается гораздо меньшее значение, чем его стимулированию: экспорт служит важным средством обеспечения экономического роста и занятости, повышения доходов и уровня жизни.
Наиболее распространенным в мире средством регулирования экспорта является его лицензирование, позволяющее ограничивать поставки отдельных товаров, экспорт в конкретные страны и объемы вывоза отдельных отечественных поставщиков. Менее распространены, но используются такие меры, как "добровольное" ограничение экспорта под давлением торговых партнеров, его прямое запрещение, квотирование, обязательная сертификация товаров, а иногда даже их упаковки и маркировки, установление минимальных цен.
К началу 1996 года подавляющая часть экспортных квот, регистрация экспортеров сырья и вывозные пошлины были отменены, лицензированием охватывалось, по оценке МВЭС РФ, всего 12% экспорта и 7 % импорта товаров. Переходная система управления внешнеэкономическими операциями, построенная на сочетании индикативного планирования и регулирования, прекратила свое существование.
Вступивший в силу в октябре 1995 года Закон "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" юридически закрепил арсенал средств, в основном таможенных пошлин, с помощью которых может осуществляться управление этой деятельностью.
В развитие данного правового акта был принят ряд законов, конкретизирующих его отдельные положения, а также регулирующих условия инвестирования иностранного капитала в отечественную экономику.
Для регулирования ввоза и вывоза ресурсов использовались также такие общепринятые инструменты, как налоги на импортные товары и единый курс национальной валюты. Регулирование дополняется системой валютного контроля, построенной на взаимодействии банков и таможенной службы.
Сегодня практически все внешнеторговое законодательство России соответствует нормам и требованиям международного права и в соответствии с Федеральным законом от 8 декабря 2003 года № 164-ФЗ «0б основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», экспорт из РФ и импорт в РФ осуществляется без количественных ограничений.
Отечественные предприятия и фирмы реально располагают правом самостоятельно определять масштабы, направления и формы внешнеэкономических операций, неся при этом полную ответственность за их результаты.
Иными словами, в целом арсенал средств, которые могут в настоящее время использоваться государством для регулирования внешнеэкономических связей, сопоставим с методами, применяемыми в этих целях в большинстве зарубежных стран.
Вместе с тем, в отличие от многих других участников международной торговли, Россия не обеспечивает стимулирование отечественного экспорта посредством его кредитной и налоговой поддержки, страхования от политических и коммерческих рисков. Российский таможенный тариф недостаточно детализирован по товарным позициям, в связи с чем, он не может служить действенным инструментом структурной политики. В незначительных масштабах применяются нетарифные ограничения импорта, закрепленные нормами российского законодательства и являющиеся весьма эффективным средством защиты национальных производителей и внутреннего рынка.
В то же время зарубежная практика показывает, что большинство крупных высокоразвитых и успешно развивающихся стран в ходе серьезных хозяйственных трансформаций или экономических катаклизмов не останавливаются перед регулированием, иногда и масштабным, свободной конкуренции в сфере отношений с зарубежными странами. Даже в нормальных условиях ни одно государство не позволяет себе полагаться в международном обмене на действие исключительно рыночных сил. Как известно внешнеэкономическая политика современных государств строится на сочетании методов обеспечения свободы торговли и протекционизма, причем, пропорции этого сочетания определяются сугубо практическими интересами страны в конкретной экономической ситуации.
Мировой опыт дает основания для вывода о том, что России, которая не преодолела полосу кризисного развития, продолжает рыночные преобразования и сталкивается с экспансией зарубежных товаров на свой рынок, не обойтись без определенного усиления защиты своего народного хозяйства. В связи с этим представляется очевидной необходимость соответствующей перенастройки действующего механизма регулирования внешнеэкономических операций.