Механизм государственного управления внешнеэкономическими операциями в первой половине 90-х годов

Планово-индикативные инструменты и административные меры. Регулирующие инструменты.
Объемы поставок товаров для государственных нужд, устанавливаемые соответствующим федеральным министерствам. Импортный тариф.
Экспортные квоты, доводимые до федеральных министерств, территорий и предприятий. Налоги на импортные товары (налог на добавленную стоимость и акцизы) в размерах, установленных для отечественной продукции.
Норматив продажи экспортной выручки Центральному банку России на цели погашения внешнего долга. Экспортные пошлины на сырьевые товары.
Коэффициенты пересчета импортных цен при закупках товаров для централизованных нужд. Лицензии на экспорт и импорт товаров, на прямые инвестиции за рубежом.
Регистрация экспортеров сырья и их контрактов. Курс рубля к иностранным валютам, формируемый на основе соотношения спроса и предложения на торгах Московской межбанковской валютной биржи.
Льготы регионам, предприятиям и организациям по уплате таможенных пошлин и продаже валютной выручки от экспорта. Валютный контроль.

По характеру решаемых задач использовавшиеся в России до середины 90-х годов методы воздействия на трансграничные потоки ресурсов заметно отличались от механизмов, используемых в большинстве стран с открытой рыночной экономикой.

В комплексе торгово-политических мероприятий иностранных правительств, как правило, регулирование импорта играет заметно более важную роль, чем регулирование экспорта, поскольку для страны с рыночным хозяйством главной является проблема защиты внутреннего рынка от "чрезмерной" конкуренции иностранных поставщиков товаров и услуг". Основным средством регулирования импорта выступает таможенный тариф. Довольно широко применяются количественные ограничения ввоза отдельных товаров и установление квот на поставки из определенных стран.

Регулирование экспорта используется большинством стран, прежде всего:

- в военно-стратегических целях,

- в интересах недопущения неконтролируемых поставок за рубеж вооружения, продукции и материалов двойного назначения,

- преследует разнообразные экономические цели: предотвращение истощения природных ресурсов путем ограничения вывоза необработанного сырья, обеспечение приоритетного снабжения сырьем отечественных предприятий, поддержание занятости, ограничение вывоза товаров, изготовление которых субсидируется государством в интересах наполнения внутреннего рынка и т.д.

Регулированию экспорта придается гораздо меньшее значение, чем его стимулированию: экспорт служит важным средством обеспечения экономического роста и занятости, повышения доходов и уровня жизни.

Наиболее распространенным в мире средством регулирования экспорта является его лицензирование, позволяющее ограничивать поставки отдельных товаров, экспорт в конкретные страны и объемы вывоза отдельных отечественных поставщиков. Менее распространены, но используются такие меры, как "добровольное" ограничение экспорта под давлением торговых партнеров, его прямое запрещение, квотирование, обязательная сертификация товаров, а иногда даже их упаковки и маркировки, установление минимальных цен.

К началу 1996 года подавляющая часть экспортных квот, регистрация экспортеров сырья и вывозные пошлины были отменены, лицензированием охватывалось, по оценке МВЭС РФ, всего 12% экспорта и 7 % импорта товаров. Переходная система управления внешнеэкономическими операциями, построенная на сочетании индикативного планирования и регулирования, прекратила свое существование.

Вступивший в силу в октябре 1995 года Закон "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" юридически закрепил арсенал средств, в основном таможенных пошлин, с помощью которых может осуществляться управление этой деятельностью.

В развитие данного правового акта был принят ряд законов, конкретизирующих его отдельные положения, а также регулирующих условия инвестирования иностранного капитала в отечественную экономику.

Для регулирования ввоза и вывоза ресурсов использовались также такие общепринятые инструменты, как налоги на импортные товары и единый курс национальной валюты. Регулирование дополняется системой валютного контроля, построенной на взаимодействии банков и таможенной службы.

Сегодня практически все внешнеторговое законодательство России соответствует нормам и требованиям международного права и в соответствии с Федеральным законом от 8 декабря 2003 года № 164-ФЗ «0б основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», экспорт из РФ и импорт в РФ осуществляется без количественных ограничений.

Отечественные предприятия и фирмы реально располагают правом самостоятельно определять масштабы, направления и формы внешнеэкономических операций, неся при этом полную ответственность за их результаты.

Иными словами, в целом арсенал средств, которые могут в настоящее время использоваться государством для регулирования внешнеэкономических связей, сопоставим с методами, применяемыми в этих целях в большинстве зарубежных стран.

Вместе с тем, в отличие от многих других участников международной торговли, Россия не обеспечивает стимулирование отечественного экспорта посредством его кредитной и налоговой поддержки, страхования от политических и коммерческих рисков. Российский таможенный тариф недостаточно детализирован по товарным позициям, в связи с чем, он не может служить действенным инструментом структурной политики. В незначительных масштабах применяются нетарифные ограничения импорта, закрепленные нормами российского законодательства и являющиеся весьма эффективным средством защиты национальных производителей и внутреннего рынка.

В то же время зарубежная практика показывает, что большинство крупных высокоразвитых и успешно развивающихся стран в ходе серьезных хозяйственных трансформаций или экономических катаклизмов не останавливаются перед регулированием, иногда и масштабным, свободной конкуренции в сфере отношений с зарубежными странами. Даже в нормальных условиях ни одно государство не позволяет себе полагаться в международном обмене на действие исключительно рыночных сил. Как известно внешнеэкономическая политика современных государств строится на сочетании методов обеспечения свободы торговли и протекционизма, причем, пропорции этого сочетания определяются сугубо практическими интересами страны в конкретной экономической ситуации.

Мировой опыт дает основания для вывода о том, что России, которая не преодолела полосу кризисного развития, продолжает рыночные преобразования и сталкивается с экспансией зарубежных товаров на свой рынок, не обойтись без определенного усиления защиты своего народного хозяйства. В связи с этим представляется очевидной необходимость соответствующей перенастройки действующего механизма регулирования внешнеэкономических операций.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: