Для достижения указанных целей в процессе изучения дисциплины надлежит решить следующие задачи:
- обеспечение студентов научной системой знаний об общих и специфических закономерностях возникновения и развития гражданского права России;
- сформировать у студентов научно-юридическое мышление, умение самостоятельно делать выводы, анализировать коллизии законодательства;
- научить применять полученные научные знания при осуществлении практической деятельности;
- уяснить значения гражданского права для обеспечения экономической стабильности государства;
- ознакомиться с состоянием и развитием гражданского права России;
- изучить гражданское законодательство Российской Федерации;
- овладеть понятийным аппаратом гражданского права;
- анализировать судебную практику и понимать ее значение при осуществлении правоприменительной практики.
3. Место дисциплины в учебном плане
Предмет в блоке Б3.Б.5. Предшествует или осуществляется параллельно с изучением таких дисциплин, как административное право, трудовое право, земельное право. Применительно к основным для направления дисциплинам, связанным с менеджментом управления, изучение такого широкого блока правовых дисциплин позволяет уяснить правовые основы действующих систем и практик управления. Наряду с названными дисциплинами, а также наряду с философией, социологией, экономикой, историей гражданское право позволяет заложить прочную теоретическую основу для научно-исследовательских занятий в сфере менеджмента.
4. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины и планируемые результаты обучения
Студенты, завершившие изучение дисциплины гражданское право, должны обладать следующими компетенциями:
общекультурными компетенциями (ОК):
знанием требований профессиональной этики и готовностью поступать в соответствии с этими требованиями; обладанием нетерпимостью к отступлениям от правил этического поведения, в том числе в отношении других лиц; обладанием гражданской ответственностью и требовательностью к соблюдению правил этического поведения (ОК-2);
способностью к работе в коллективе, исполняя свои обязанности творчески и во взаимодействии с другими членами коллектива (ОК-10);
способностью принимать участие в разработке управленческих решений и нести ответственность за реализацию этих решений в пределах своих должностных обязанностей, умением оценивать последствия решений (ОК-15);
владением навыками самостоятельной, творческой работы; умением организовать свой труд; способностью порождать новые идеи, находить подходы к их реализации (ОК-16);
профессиональными компетенциями (ПК):
организационно-управленческая деятельность:
умением выявлять проблемы, определять цели, оценивать альтернативы, выбирать оптимальный вариант решения, оценивать результаты и последствия принятого управленческого решения (ПК-3);
способностью свободно ориентироваться в правовой системе России (ПК-9);
умением правильно применять нормы права (ПК-10);
информационно-методическая деятельность:
наличием навыков составления, учета, хранения, защиты, передачи служебной документации в соответствии с требованиями документооборота (ПК-14);
умением разрабатывать проекты нормативных и ненормативных правовых актов, готовить заключения на нормативные правовые акты в соответствии с правилами юридической техники (ПК-15);
В результате изучения курса гражданского права студенты должны:
знать:
– причины возникновения гражданского права как отрасли науки и практики;
– функции гражданского права в регулировании имущественных и личных неимущественных отношений;
– культуру правового мышления, способы обобщения, анализа, восприятия правовой информации, постановки юридических целей и выбора путей их достижения;
– общую теорию построения системы права и системы законодательства государства;
– систему гражданского права и структуру гражданского законодательства Российской Федерации, их соотношение;
– правила разработки и методику написания корпоративных нормативных актов организаций в сфере имущественных отношений (уставов, учредительных договоров и положений);
– сущность и функции законности как основополагающего принципа российского права;
– теорию правового регулирования и его необходимость в жизни современного общества;
– теорию гражданского права и нормы гражданского законодательства;
– правила юридической квалификации имущественных и личных неимущественных отношений;
– сущность и содержание основных понятий, категорий, институтов, юридических статусов субъектов гражданского права;
– гражданское законодательство Российской Федерации и иные источники гражданского права, общепризнанные принципы и нормы международного права;
– предмет правового регулирования гражданского права и возможность применения норм этой отрасти к иным правоотношениям;
– особенности правоприменительной практики в сфере гражданских правоотношений;
уметь:
– применять знания теории гражданского права как общепризнанного универсального средства в процессе регулирования имущественных отношений между равноправными и независимыми субъектами;
– обобщать, анализировать, воспринимать правовую информацию, ставить верную и оправданную цель и выбирать пути ее достижения;
–применять знания отечественной и зарубежной цивилистической правовой мысли для анализа социально-значимых проблем и процессов;
– определять юридическую природу и характер гражданско-правовых норм;
– квалифицированно отбирать, систематизировать и применять юридические нормы, которые должны быть положены в основу будущего нормативного акта;
– грамотно излагать нормативный материал и оформлять в соответствии с установленными требованиями;
– правильно составлять и оформлять юридические документы;
– анализировать, толковать и правильно применять правовые нормы;
владеть:
– понятийным аппаратом цивилистики, ее важнейшими категориями и юридическими конструкциями;
– приемами и навыками по анализу, восприятию информации, постановке целей и выбора путей их достижения;
– приемами анализа социально-значимых проблем и процессов через призму отечественной и зарубежной цивилистической правовой мысли;
– навыками работы с правовыми актами и научной литературой;
– навыками работы с правовыми информационно-поисковыми и информационно-справочными системами и базами данных, используемыми в профессиональной деятельности;
– навыками написания и оформления нормативных актов;