Предмет синтаксиса

Печатается по решению редакционно-издательского совета

Тверского государственного университета

УДК 801.56

ББК 81-2

© Иванова В.И., 2007

© Тверской государственный

университет, 2007

Введение

Предмет синтаксиса

Синтаксис (от греч. syntaxis – построение, порядок) – это и синтаксический строй языка и наука о нем. Синтаксис и морфология – разделы грамматики. Морфология – грамматика слова, синтаксис – грамматика единиц, больших, чем слово. Синтаксисом называется часть грамматики, которая имеет дело с единицами, более протяженными, чем слово, – словосочетаниями и предложениями.

Обычно выделяют две синтаксические единицы – предложение и словосочетание. Эти единицы относят к синтаксическому уровню – высшему уровню в системе языка. Вопрос о статусе текста как синтаксической единицы является дискуссионным.

Некоторые ученые полагают, что предложение не является единицей языка. Так, Э.Бенвенист [1974] считал, что с предложением мы покидаем язык и переходим в речь. Это он обосновывал тем, что количество предложений практически безгранично, синтаксис имеет дело с потенциально неограниченным множеством предложений, а инвентарь языка образуют исчислимые единицы.

Люди, как правило не употребляют в своей речи новых фонем, морфем, слов, а используют уже имеющиеся в языке. Однако они производят и воспринимают огромное множество предложений, которые ни разу до этого не были произнесены или написаны. В синтаксисе проявляется творческий аспект языка.

Предложения функционируют в текстах. Закономерности функционирования предложений в текстах установить трудно. Использование предложений в текстах во многом подчинено конкретной коммуникативной задаче и является актом творчества говорящего.

Однако, исключить предложение из состава языковых единиц – значит лишить систему языка такой единицы, которая дает возможность языку выполнять свои основные функции – коммуникативную и мыслительную. Ведь именно предложение является такой единицей, с помощью которой можно выразить минимальный мыслительный акт и передать сообщение. "Именно в области синтаксиса возникает момент сообщения и коммуникации" [Реформатский 1956].

Предложение связано с высказыванием. Высказыванием называется речевая единица, удовлетворяющая требованиям конкретной коммуникативной ситуации, в которой есть говорящий, адресат, предмет, время и место сообщения. Предложение используется как полное высказывание.

В целях формального представления структуры синтаксических единиц и связей между частями используются специальные метаязыковые средства. Метаязыковые средства (средства метаязыка) отличаются от средств естественного языка (языка-объекта). Метаязыковые средства абстрактны, т.е. они обозначают не конкретные синтаксические единицы и не конкретные виды отношений между ними, а обобщенные единицы и отношения. Например, используя термин «подлежащее» как средство метаязыка, мы не имеем в виду конкретное подлежащее в конкретном предложении, а имеем в виду «подлежащее вообще».

Формальные метаязыки играют в грамматике ту же роль, что формулы в химии. Язык формул выигрывает в краткости.

2. Из истории синтаксической науки

Классификация суждений древнегреческими философами может рассматриваться как первый опыт изучения предложения.

Термин синтаксис впервые стали употреблять стоики в III в. до н.э. для обозначения логической структуры высказываний.

Апполоний Дискол (II в. до н.э.) впервые рассматривал предложение как языковое явление, принимал во внимание связи слов и их форм в предложении.

В ранней лингвистической традиции (XII – XVII вв.) синтаксис рассматривался как учение о способах выражения мысли. Категории синтаксиса рассматривались как универсальные. Синтаксис считался содержательной стороной грамматики, а морфология и фонетика рассматривались как способы выражения этого содержания.

Предложение определялось по его способности выражать категории логики: предложение рассматривалось как языковое выражение суждения. Ломоносов определял предложение как «речь, полный разум в себе содержащую».

Во второй половине XIX в. началась психологизация теорий синтаксиса. Представители психологического направления в языкознании Г.Штейнталь, А.А.Потебня определяли предложение как соединение в психике говорящего нескольких представлений. Г. Пауль отмечал, что предложение возбуждает в сознании слушающего такие же представления, какие имелись у говорящего в момент произнесения предложения.

До конца XIX в. в языкознании не было четкого разделения между синтаксическими, логическими и психологическими понятиями.

В конце XIX в. в европейском языкознании возникает формальное направление. Лингвисты начинают анализировать предложение в терминах собственно лингвистических, а не заимствованных из других наук.

В первой половине XX в. в рамках структурного направления основное внимание стали уделять валентностным, дистрибутивным потенциям слова. Цель изучения синтаксиса виделась в рассмотрении аранжировки слов (или морфем) в высказывании или тексте.

В рамках генеративной (порождающей) грамматики предложение стало центральной единицей лингвистического исследования. Н.Хомский, создатель генеративной грамматики, в «Синтаксических структурах» (1957) показал, что использование строгих понятий и математических моделей (формальное моделирование) выявляет фундаментальные принципы строения языка. Эти принципы остаются незамеченными при интуитивном описании.

Возникновение порождающей грамматики имело следствием расширение исследуемого материала, открытие новых фактов и их описание. Я.Г. Тестелец [Тестелец 2001] подчеркивает, что содержание понятия «синтаксис» за последние 40 лет расширилось во много раз.

В рамках синтаксиса можно выделить различные разделы – синтагматический синтаксис (синтаксис словосочетания), синтаксис предложения, синтаксис высказывания (актуальный синтаксис), семантический синтаксис.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: