· Предмет синтаксиса в современном языкознании
Синтаксис (греч. syntaxis – построение, сочетание, порядок) – часть грамматики, изучающая структуру предложения и сочетания слов в предложении.
Синтаксис изучает, как связываются слова в предложении, как строится словосочетание и предложение, какие бывают предложения по своей структуре, цели высказывания, интонации и др.
Поэтому в современном языкознании складываются три точки зрения на предмет синтаксиса.
Во-первых, синтаксис рассматривается как учение о предложении и его частях, членах предложения.
Во-вторых, синтаксис определяется как учение о словосочетании (т.е. последователи такого учения не усматривали качественного различия между словосочетанием и предложением) (Ф.Ф. Фортунатов, М.Н. Петерсон, А.М. Пешковский).
Наибольшее признание в современном языкознании находит точка зрения, согласного которой предметом синтаксиса являются и словосочетание, и предложение (В.В. Виноградов, Н.Ю. Шведова, В.А. Белошапкова, О.С. Ахманова).
|
|
· Словосочетание
Слова в речевой цепи не представляют простую последовательность, а находятся в определенных отношениях друг к другу. Каждое слово связано не сразу со всеми словами предложения, а непосредственно с каким-либо одним самостоятельным словом. Это является основной идеей при выделении словосочетаний.
Словосочетание – это семантико-грамматическое объединение двух или более самостоятельных слов, не входящих в грамматическую основу предложения. В целом подобно слову словосочетание выполняет номинативную функцию в языке.
В языке различают свободные и несвободные сочетания слов.
Свободные сочетания слов: чистая вода, свежий воздух и др.
Несвободные сочетания слов: выводить на чистую воду, не по адресу, не покладая рук, закладывать основы и др.
Свободные сочетания слов называются синтаксическими сочетаниями и изучаются в синтаксисе.
Несвободные сочетания слов называются фразеологическими и изучаются во фразеологии.
Словосочетание занимает промежуточное место между словом и предложением, служит строительным материалом для предложений.
Классификация словосочетаний строится с учетом: 1) количества компонентов; 2) части речи главного слова; 3) характера смысловых отношений между компонентами.
1) по количеству компонентов различаются простые (двучленные) и сложные (более двух компонентов): читать книгу – читать интересную книгу; рассказывать сказку – тихо рассказывать сказку.
2) на основании принадлежности главного компонента к той или иной части речи выделяются субстантивные (новая книга), глагольные (смотреть спектакль), адъективные (очень интересный), наречные или адвербиальные (чрезвычайно сложно) и местоименные (каждый из вас).
|
|
3) по характеру смысловых отношений между компонентами различаются атрибутивные (определительные), объектные и обстоятельственные словосочетания.
Атрибутивные отношения – это отношения, при которых предмет характеризуется со стороны своего внешнего или внутреннего качества, свойства: загородный дом, светлая квартира.
Объектные отношения – это отношения между действием и тем предметом, на которое оно направлено: писать сочинение, любить ближнего, уважать старших.
Обстоятельственные отношения – это отношения, при которых признак действия или состояния характеризуется со стороны условий его проявления: отдыхать в лесу, вставать рано, слишком устать, очень медленно.
· Форма словосочетания
Компоненты словосочетания выражаются разными частями речи. В словосочетании выделяют главное и зависимое слово. Главным словом словосочетания могут быть:
1) имя существительное: дом отца, решение вы вариантах;
2) имя прилагательное: достойный подражания, большой по росту;
3) имя числительное: два окна, две дочери, один из пассажиров;
4) местоимение: что-то детское, нечто огромное, кто-нибудь из нас;
5) глагол: читать книгу, смотреть телефильм;
6) причастие: возвратившийся из армии, умеющий читать;
7) деепричастие: блестя на солнце, вспоминая прошлое;
8) наречие: наедине с товарищами, осенью прошлого года.
· Значение словосочетания
Отношения между компонентами (словами) создают значение словосочетания. Например,
святая мечта, живая поэзия (предмет и его признак),
сел у забора, стонут над морем (действие и место и его совершения),
собирает тучи (действие и предмет, на который переходит действие),
некогда ждать, скоро грянет (действие и время его совершения),
реет свободно, пылают пламенем (действие и способ его совершения).
· Виды синтаксической связи слов в словосочетании
Синтаксис (от греч. syntaxsis строй, построение, порядок) – это раздел грамматики, изучающий закономерности построения предложений и сочетания слов в словосочетании.
Таким образом, в синтаксисе можно выделить 1) синтаксис словосочетания, изучающий возможности и способы сочетания слов в словосочетании; 2) синтаксис предложения.
Основные синтаксические единицы – словосочетание и предложение – состоят из двух или более компонентов. Связи слов определяются их валентностью.
Валентность (от лат. valentia сила) – это способность слова сочетаться с другими словами. (Например, у слова посвящать три валентности: кто?, что?, кому? – Поэт посвящает стихи матери).
В языке выделяются два важнейших типа синтаксической связи: сочинение и подчинение.
Для сочинительной связи (паратаксиса) характерно относительное равноправие элементов, что может выражаться в перестановке этих элементов без существенного изменения смысла: братья и сестры; то дождь, то снег; швед, русский колет, рубит, режет.
Сочинительные словосочетания с точки зрения возможности их распространения являются «незамкнутыми», «открытыми». Количество входящих в них компонентов не ограничено: «На столе лежали ручки, тетради, папки, файлы, черные скрепки, маркеры черного, красного, синего цвета.
Но не следует рассматривать в качестве словосочетания группу однородных членов, связанных между собой сочинительной связью (ручка и тетрадь, синий и зеленый): в этом виде связи нет «грамматического господства» одного слова над другим, оба слова равноправны, что выражается в том, что ни один из членов этого сочетания не может рассматриваться как слово, обозначающее признак другого, в связи с чем оно не допускает грамматического вопроса к другому члену сочетания, Т.е. оба члена сочетания сохраняют формальную независимость друг от друга.
|
|
Подчинение (гипотаксис) – такая связь, при которой один из элементов является главенствующим, а другой – подчиненным, зависимым: зимнее утро; читать книгу; Я должен знать, когда вы придете.
В отличие от сочинительных словосочетаний, словосочетания подчинительные являются замкнутыми, закрытыми. Количество входящих в них компонентов ограничено: основным структурным типом является двучленное словосочетание.
В подчинительных словосочетаниях одно из знаменательных слов является главным, стержневым словом, центром словосочетания. Данное слово и определяет структуру словосочетания в целом, а второе знаменательное слово выступает как компонент, зависимый от первого: новый дом, дом отца, идти на станцию, очень большой и т.д.
Система форм и связей внутри подчинительных словосочетаний зависит от грамматической природы главного компонента и от его семантики.
Рассмотрим способы выражения синтаксических связей и отношений:
1. Синтаксические связи могут выражаться с помощью грамматических форм слова:
а) Согласование – это вид подчинительной связи, при которой зависимое слово уподобляется главному в общих у них грамматических формах (рода, числа, падежа). Ср. нового дома: зависимое слово нового уподобляется главному, повторяя те же грамматические формы, в которых выступает главное, т.е. единственное число, родительный падеж, средний род.
Главным словом выступает имя существительное, зависимое слово - это имя прилагательное, порядковое числительное, местоимение, причастие.
Поэтому при согласовании между компонентами словосочетания складываются атрибутивные отношения, так как предмет, обозначаемый главным словом, характеризуется с точки зрения его качества или свойства.
б) Управление – это такой вид подчинительной связи, при которой главное слово требует употребления зависимого в определенном падеже с предлогом или без предлога, ср. оказать помощь, читать книгу: главное слово оказать требует употребления зависимого слова в винительном падеже без предлога. (Причем даже при изменении грамматической формы главного слова грамматическая форма зависимого слова не меняется, ср. оказал помощь, окажу помощь).
|
|
Главным является слово, способное управлять (глагол, причастие, деепричастие, наречие, имя существительное, имя прилагательное), зависимый компонент – это слово, способное изменяться по падежам.
Поэтому между главным и зависимым словом существуют объектные отношения, Т.е. отношения между действием и тем предметом, на который оно направлено.
в) Примыкание – это такой вид подчинительной связи, при которой зависимое слово, не имея форм словоизменения, примыкает к главному или подчиняется главному слову по смыслу, не изменяя своей формы.
Главное слово - это глагол, деепричастие, причастие, зависимое слово – неизменяемая часть речи (наречие, деепричастие, неопределенная форма глагола): выражаться конкретно, спуститься вниз, приходить вовремя.
Между главным и зависимым словом складываются обстоятельственные отношения, при которых признак действия или состояния характеризуется с точки зрения условий его реализации или с точки зрения его качества (интенсивности): вернуться поздно, говорить тихо.
Особый вид связи существует между подлежащим и сказуемым. Это сочетание не предполагает наличия главного и зависимого компонента. Между этими членами предложения существуют предикативные отношения, возникающие только в предложении. В отличие от других словосочетаний, это сочетание содержит сообщение (утверждение или отрицание) и обладает смысловой законченностью, поэтому оно является не словосочетанием, а лишь сочетанием слов, связанных между собой иным видом синтаксической связи, – координацией (т.е. приспособление форм друг к другу). Данная связь построена на основе принципа равноправия.
2. Второй способ выражения синтаксической связи – позиционный, когда сам порядок слов оказывается значимым: англ. cold winter ’холодная зима’ – winter cold ’зимний холод’; ¢шт¿ тел ’холодная зима’ – тел ¢шт¿ ’зимний холод’.
3. Синтаксические связи и отношения могут также разграничиваться при помощи интонации. Например: Ты этого хотел. – Ты этого хотел.
4. Выражение синтаксических связей может осуществляться при помощи особого рода сложения слов: нем. Damenkleid ’женское платье’, Pferdekopf ’голова лошади’.
· Предложение. Предикация и предикативность
Предложение – это самая важная коммуникационная единица, которая сообщает информацию и имеет интонационное оформление.
Первая часть предложения всегда содержится в вопросе, вторая часть предложения является ответом на этот вопрос (Когда состоится экзамен по русскому языку – Экзамен по русскому языку состоится в четверг). В синтаксисе эти части называются темой и ремой. В основе предложения лежит акт предикации (лат. praedicatio – высказывание). Предикация – это акт соединения независимых предметов мысли, выраженных самостоятельными словами. А данные части называются предикатами (лат. praedicatum – сказанное).
Есть мнение, что предикаты – это подлежащее и сказуемое в предложении.
Посмотрим такие предложения: Я скучаю и Мне скучно; в этих предложениях один и тот же субъект (я, мне) и один и тот же по значению предикат (скучаю, скучно), но в первом предложении они выражены в виде подлежащего и сказуемого. А во втором предложении нет подлежащего, это безличное предложение. Таким образом, подлежащее и сказуемое могут не совпадать и с темой, и с ремой.
· Порядок анализа словосочетания в предложении
Словосочетания в предложении анализируются в таком порядке:
1) слова, относящиеся к составу подлежащего;
2) слова, входящие в состав сказуемого.
Этот порядок сохраняется и в сложном предложении: из каждого простого предложения выделяются (выписываются или анализируются устно) словосочетания в той же последовательности.