Формально-грамматическое направление

Формально-грамматическое направление в русской лингвистике, основоположником которого считается акад. Ф.Ф. Фортунатов (1848-1914), явилось протестом против отождествления предшествующими лингвистами грамматических категорий либо с логическими, либо с психологическими категориями, а также протестом против недооценки формальной стороны, особенно сторонниками логико-грамматического направления.

К лингвистам формально-грамматического направления, или формальной школы, принято относить тех, кто в своих трудах игнорирует семантику грамматических категорий и считает возможным ограничить область лингвистики изучением формальной стороны языка: в морфологии – формы слова, а в синтаксисе - формы словосочетаний.

Форма рассматривается как ведущее начало и даже единственно важное для лингвистики. Формальный подход к языковым явлениям привел к отрыву языка от мышления, формы от содержания.

К формально-грамматическому направлению принадлежал и А.М. Пешковский (1878-1933), автор работы «Русский синтаксис в научном освещении». Во многом следуя за Ф.Ф. Фортунатовым, А.М. Пешковский предметом изучения в синтаксисе признает ‟формы словосочетанийˮ. «Тот отдел грамматики, в котором изучаются формы словосочетаний, называется синтаксисом». Исходя из такого понимания синтаксиса, Пешковский большое внимание уделяет внешней, формальной стороне языка. Так, одним из характерных признаков предложения признается ритмико-мелодический строй, и поэтому предложение рассматривается как «отрезок речи, характеризующийся законченностью интонации». С другой стороны, предложение рассматривается как особый вид словосочетания, синтаксис сводится, по существу, к морфологии, главные члены предложения определяются на основе их морфологических признаков (подлежащее – именительный падеж имени существительного, сказуемое – согласованная с ним спрягаемая форма глагола), а предложение определяется как сочетание именительного падежа существительного с личной формой глагола. Учение о формах связи слов в предложении вытесняет учение о второстепенных членах предложения.

Несомненные заслуги представителей этого направления заключаются в следующем:

· разработаны и описаны различные типы синтаксических связей (согласование, его типы, управление,

· исследован ритмико-мелодический строй предложения (интонация);

· дан подробный анализ различных синтаксических явлений: однородные члены предложения, обособленные члены предложения.

Современный период в развитии отечественного языкознания характеризуется бурным расцветом лингвистических теорий вообще и синтаксических в частности. Актуальными представляются две: структурно-семантическое направление и коммуникативное направление.

Структурно-семантическое направление

Основоположником структурно-семантического подхода является Н.С. Поспелов (1890-1984). Идеи Н.С. Поспелова в дальнейшем уточнены, дополнены в трудах Н.Ю. Шведовой, Л.Ю. Максимова, В.А. Белошапковой, В.В. Бабайцевой.

Синтаксические явления рассматриваются как единство структуры и семантики.

Лекция 2. СЛОВОСОЧЕТАНИЕ

План лекции:

1. История вопроса: от XVIII века до современных трактовок.

2. Дифференциальные признаки словосочетания как синтаксической единицы. Слово и словосочетание: сопоставительный аспект.

3. Классификация словосочетаний по разным основаниям:

3.1. По характеру морфолого-синтаксических свойств: глагольные, именные, наречные;

3.2. По способу связи: согласование, управление, примыкание;

3.3. По семантике: атрибутивные, объектные, обстоятельственные;

3.4. По степени семантической слитности: свободные, несвободные (цельные);

3.5. По структуре: простые, сложные, комбинированные.

История вопроса

Вопрос о словосочетании поднимается в первых русских грамматиках, в том числе и в «Российской грамматике» М.В. Ломоносова, где указывалось на согласование подлежащего со сказуемым, прилагательного с существительным, на способность глагола распространяться именем. На особенности взаимосвязи слов указывали также и А.Х. Востоков, Ф.И. Буслаев. Однако эти описания были разрознены и несистемны. Внимание привлекало предложение. А словосочетание как синтаксическая единица не выделялась. Представители логического и психологического направлений сосредоточили внимание на логической и психологической схеме предложения, поэтому ни в «Исторической грамматике русского языка» Ф.И. Буслаева, ни в работе А.А. Потебни «из записок по русской грамматике» нет разделов, посвященных словосочетанию.

Впервые словосочетание было выделено как синтаксическая единица в работе Ф.Ф. Фортунатова (формальное направление). Он рассматривал словосочетание как центральную единицу синтаксиса. Ф.Ф. Фортунатов называет словосочетанием «то целое по значению, которое образуется сочетанием одного полного слова (не частицы) с другим полным словом, будет ли это выражение целого психологического суждения или выражение его части». Словосочетание рассматривается как основная синтаксическая единица. Предложение для Фортунатова лишь один из видов словосочетания – «законченное словосочетание».

А.М. Пешковский в работе «Русский синтаксис в научном освещении» выводит понятие о предложении из понятия о словосочетании. Это приводит его к парадоксальному заключению: словосочетание может состоять из одного слова. Такими ‟словосочетаниямиˮ он считает разнообразные однословные предложения типа: Зима. Пожар! Скучно.

А.А. Шахматов определяет словосочетание как такое соединение слов, которое образует грамматическое единство, обнаруживаемое зависимостью одних из этих слов от других. Он разделяет словосочетания на:

· Незаконченное (словосочетание в современном понимании): ясный день, дорога в гору;

· Законченное (предложение в современном понимании): Дорога шла в гору.

Принципиально иное понимание словосочетанию предложил В.В. Виноградов. Сущность его концепции состоит в том, что словосочетание понимается как сложная номинация, которая используется как строительный материал наряду со словом при конструировании предложения. В.В. Виноградов подчеркивал основное различие между словосочетанием и предложением: «Словосочетание – это структурная единица языка, в то время как предложение – коммуникативная». Таким образом, словосочетание – это «синтаксическая конструкция, которая образуется путем соединения двух или более полнознаментаельных слов на основе подчинительной связи: согласования, управления, примыкания». Исходя из определения В.В. Виноградова, не всякое соединение словоформ является словосочетанием. Ученый не относи к словосочетанию:

1. Сочетание подлежащего и сказуемого (День теплый);

2. Однородные члены предложения (теплый и солнечный);

3. Сочетание служебного слова со знаменательным (в течение дня);

4. Сочетание обособленных членов с необособленными: цветы, стоящие в вазе.

В «Русской грамматике-80» словосочетание определяется как: «синтаксическая конструкция, которая образуется путем соединения двух и более полнознаменательных слов на основе подчинительной связи согласования, управления или примыкания». В 1989 г. вышел учебник «Современный русский язык. Синтаксис» под редакцией В.А. Белошапковой, в котором дается иное представление о словосочетании. Словосочетанием называется непредикативное соединение на основе синтаксической связи слова с формой слова или формы слова с формой слова. Таким образом, выделяются два типа словосочетаний: 1) сочинительные и 2) подчинительные.

Сочинительные словосочетания представлены двумя структурами: открытые и закрытые.

В открытых сочинительных словосочетаниях одним актом связывается неопределенное количество компонентов. В открытых сочинительных словосочетаниях выражаются соединительные и разделительные отношения. Соединительные отношения могут выражаться соединительными союзами:

И ветер, и дождик, и мгла

Над холодной пустыней воды (И. Бунин).

Разделительные отношения выражаются разделительными союзами:

Когда я слышу из гостиной

Ваш легкий шаг, иль платья шум,

Иль голос девственный, невинный,

Я вдруг теряю весь свой ум (А.С. Пушкин).

В закрытых сочинительных словосочетаниях одним актом связываются только два компонента. В этих словосочетаниях выражаются противительные, сопоставительные, градационные и пояснительные отношения: Мал золотник, да дорог. Как учитель, так и ученики были увлечены этой темой.

Подчинительные словосочетания в учебнике В.А. Белошапковой трактуются традиционно.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: