Заведующий кафедрой европейской интеграции МГИМО

Конституционный суд ФРГ одобрил создание Европейского стабилизационного механизма (ESM), призванного помогать странам ЕС в борьбе с кризисом. Этот механизм должен заменить два существующих фонда, Европейский фонд финансовой стабильности и Европейский механизм финансовой стабилизации, которые, в свою очередь, будут упразднены. Зачем это делается? Чем этот новый механизм будет отличаться от старых?

— Европейский фонд финансовой стабильности (ЕФФС) и Европейский механизм финансовой стабилизации (ЕМФС ) были созданы в 2010 году как инструменты реагирования на острую фазу кризиса. Необходимость принятия срочных мер требовала быстрых решений, которые не нужно было бы ратифицировать. Оба инструмента изначально создавались как временные, со сроком действия до 2013 года. ЕМФС находится в управлении Еврокомиссии и предполагает возможность выделения до 60 млрд. евро из бюджета ЕС. ЕФФС был создан как отдельная организация с мандатом кредитовать проблемные страны еврозоны под финансовые гарантии всех стран ЕС. Имея за счет этих гарантий высокий кредитный рейтинг, он занимает средства на открытых рынках под небольшой процент и ссужает тем странам, которые испытывают сложности с обслуживанием своей задолженности. В противном случае таким странам пришлось бы занимать деньги на рыночных условиях под очень высокий процент. Изначально страны ЕС предоставили ЕМФС гарантий на 440 млрд. евро, позднее эта сумма была увеличена до 780 млрд. евро.

Из двух указанных источников (кроме того, часть средств предоставил МВФ) были открыты кредитные линии Ирландии (85 млрд. евро), Португалии (78 млрд. евро) и Греции (164 млрд. евро). Эти средства выделяются отдельными траншами по мере необходимости и с учетом выполнения странами-заемщиками согласованных программ бюджетной экономии.

Европейский стабилизационный механизм (ЕСМ), который с конца 2012 года заменит ЕФФС и ЕМФС, по своей сути очень похож на них. Он является самостоятельной организацией, чья цель — оказание помощи странам еврозоны. Его капитал складывается из взносов стран еврозоны (80 млрд. евро) и их финансовых гарантий (620 млрд. евро). Опираясь на эти финансовые гарантии, он сможет дешево занимать деньги на финансовых рынках и дешево кредитовать проблемные страны зоны евро. Вклад в капитал фонда распределен в соответствии с объемом ВВП, наибольшая доля приходится на Германию (27,1%), Францию (20,4%) и Италию (17,9%).

Но есть и существенные отличия. Во-первых, в финансировании ЕСМ принимают участие только страны зоны евро. Во-вторых, ЕСМ интегрирован в структуру институтов Евросоюза, при выделении кредитов он будет руководствоваться требованиями учредительных договоров и решениями еврогруппы. В-третьих, получить помощь смогут лишь те страны еврозоны, которые ратифицируют подписанный в марте 2012 г. Договор о стабильности, сотрудничестве и управлении ЭВС. Этот договор задает обязательные нормативы снижения госдолга для тех стран, где госдолг превышает 60% ВВП, учреждает процедуру контроля над дефицитом бюджета, предполагает контроль органов ЕС над бюджетной политикой проблемных стран и жесткие санкции за нарушение взятых ими обязательств.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: