Проблемы материи, души и человека в философии Аристотеля

Классический период античной философии.

Совершенно особое, исключительное место среди учеников Сократа занимает Платон.

Платон (427 г. до н.э. - 347 г. до н.э.) - основоположник традиции философского мышления, вышедшей по своему значению далеко за рамки греческой философии и получившей благодаря Платону название платонизма. Родоначальник учения об идеях как самостоятельных вечных сущностях. Настоящее имя Платона - Аристокл. Прозвище "Платон" означает "широкоплечий". Платон много странствовал.

Особенности:

1)Первый древнегреческий философ, оставивший после себя ряд фундаментальных философских произведений: «Апология Сократа», «Парменид», «Горгий», «Федон», «Государство», «Законы». Большинство произведений написано в форме диалогов «О душе».

Главные положения идеалистического учения:

1)материальные вещи изменчивы, непостоянны и со временем прекращают свое существование;

2)окружающий мир («мир вещей») также временен и изменчив и в действительности не существует как самостоятельная субстанция.

3)реально существуют лишь чистые (бестелесные) идеи (эйдосы);

4)любая существующая вещь является всего лишь материальным отображением первоначальной идеи (эйдоса) данной вещи. Весь мир является отображением чистых идей (эйдосов).

Учение Платона о триаде.

При субстанции, из которых согласно учению Платона «о триаде» состоит все сущее.

I - «Единое»:

1)является основой всякого бытия; не имеет никаких признаков (ни начала, ни конца, ни частей, ни целостности, ни формы, ни содержания);

2)есть ничто;

3)выше всякого бытия, выше всякого мышления, выше всякого ощущения;

4)первоначало всего – всех идей, всех вещей, всех явлений, всех свойств (как всего хорошего, так и всего плохого).

II – «Ум»:

1)происходит от «единого»;

Разделен с «единым»;

Противоположен «единому»;

2)является сущностью всех вещей; есть обобщение всего живого на Земле;

III – «Душа»:

1)предполагает собой подвижную субстанцию, которая объединяет и связывает «единое – ничто» и «ум – все живое», а также связывает между собой все вещи и все явления;

2)душа может быть мировой и душой отдельного человека (при гилозоическом (одушевленном) подходе душу могут иметь также вещи и неживая природа); душа человека (вещи) есть часть мировой души;

3)душа бессмертна; при смерти человека умирает только тело, душа же, ответив в подземном царстве за свои поступки, приобретает новую телесную оболочку;

4)постоянство души и смена телесных форм – естественный закон Космоса.

Проблема государства в философии Платона

Проблема государства – играла особую роль в философии Платона, было нетипично для его предшественников – «досократиков» Фалеса, Гераклита, которые занимались поисками первоначала мира и объяснением явлений окружающей природы, но не общества.

Типы существующих государств:

(кроме них, выделяется еще седьмой тип – идеальное «государство будущего», которого пока не существует и в котором отпадает необходимость в государственной власти и законах):

1 – монархия – справедливая власть одного человека;

2 – тирания – несправедливая власть одного человека;

3 – аристократия – справедливая власть меньшинства;

4 – олигархия – несправедливая власть меньшинства;

5 – демократия – справедливая власть большинства;

6 – тимократия – несправедливая власть большинства, власть военных позиций, армии;

Поскольку тирания, олигархия и тимократия являются несправедливыми формами государства, а демократия – редко бывает справедливой и, как правило вырождается, двумя стабильными и оптимальными формами государства могут быть только аристократия и монархия.

План государственного устройства, выдвинутый Платоном:

1)все население государства делится на 3 сословия: философы, воины, работники;

2)работники (ремесленники) занимаются грубым физическим трудом, создают материальные блага, могут в ограниченных размерах владеть частной собственностью;

3)воины поддерживают в государстве порядок, в случае необходимости участвуют в военных действиях.

4)философы (мудрецы) – разрабатывают философские теории, познают мир, учат, управляют государством;

5)философы не должны иметь частную собственность;

6)жители государства вместе проводят свободное время, вместе едят, вместе отдыхают;

7)не существует бога, все жены и дети общие;

8)допускается и приветствуется труд рабов, как правило, варваров, захваченных в плен.

Академия Платона - религиозно – философская школа, созданная Платоном в 387г. в пригороде Афин. Наиболее знаменитыми воспитанниками Академии являлись: Аристотель (учился у Платона, основал собственную филосфскую школу – Ликей), Ксенокрит, Филон из Ларисы (учитель Цицерон). Академия была закрыта в 529г византийским императором Юстинианом как рассадник язычества и «вредных» идей, однако за свою историю успела добиться того, что платонизм и неоплатонизм стали ведущими направлениями европейской философии.

Значение философии Платона.

1)впервые философом оставлено целое собрание фундаментальных произведений;

2)положено начало идеализму как крупному философскому напряжению;

3)впервые глубоко исследованы проблемы не только природы, но и общества – государства, закона.

4)были заложены основы понятийного мышления, произведена попытка выделить философские категории (бытие – становление, вечное – временное, покоящееся – движущееся, неделимое – делимое и др.);

5)была создана философская школа (Академия), просуществовавшая около 1000лет, где выросли многие видные последователи Платона – Аристотеля.

Последним великим философом Эллады, деятельность которого завершает по-настоящему творческий период ее истории, был ученик Платона Аристотель, он жил с 384-го по 322-й г. до н.э.

Аристотель (384 г. до н.э. - 322 г. до н.э.) - ученик Платона, отошедший от многих фундаментальных положений платонизма и создавший свою философскую школу (Ликей). Основоположник многих наук - логики, психологии, эстетики и т.д. Учение Аристотеля оказало огромное воздействие на последующий ход развития европейской философии. «Знание приложимо».

Аристотель (384-322гг до н.э.) – древнегреческий философ классического периода, ученик Платона, воспитатель А.Македонского. К наиболее известным произведениям Аристотеля относятся: «Физика», «Механика», «Метафизика», «О душе», «История животных», «Никомахова этика», «Риторика», «Политика», «Афинская полития», «Поэтика».

Основные этапы философской деятельности Аристотеля:

1)367-347г до н.э. (20лет) – работал, начиная с 17 летнего возраста, в Академии Платона и был его учеником (до момента смерти Платона).

2)347-335г до н.э. (12лет) – жил и работал в Пелле – столице Македонского государства по приглашению царя Филиппа, воспитывал А.Македонского.

3)335-322г до н.э. – основал собственную философскую школу – Ликей и работал в ней до своей смерти.

Виды философии выделяемые Аристотелем:

1)теоретическая – изучающая проблемы бытия, различных сфер бытия. Происхождения всего сущего, причины различных явлений (получила название «первичная философия»);

2)практическая – о деятельности человека, устройстве государства;

3)поэтическая;

4)считается, что фактически Аристотелем как четвертая часть философии была выделена –логика.

Историческое значение философии Аристотеля:

1)внес существенные коррективы в ряд положений философии Платона.

2)дал материалистическую трактовку происхождения мира и человека;

3)выделил 10 философских категорий;

4)дал определение бытия через категории;

5)определил сущность материи;

6)выделил 6 типов государства и дал понятие идеального типа – политии;

7)внес существенный вклад в развитие логики (дал понятие дедуктивного метода – от частного к общему, обосновал систему силлогизмов – вывода из двух и более посылок заключения).

Критика Аристотелем учения Платона об «Эйдосах» («чистых идеях»). Категории Аристотеля как способ объяснения сути бытия:

1)Рассматривая проблему бытия, Аристотель выступил с критикой философии Платона, согласно которой окружающий мир делится на «мир вещей» и «мир чистых (бестелесных) идей», и «мир вещей» в целом, как и каждая вещь в отдельности, являлся лишь материальным отображением соответствующей «чистой идеи». Ошибка Платона, по Аристотелю, в том, что он оторвал «мир идей» от реального мира и рассматривал «чистые идеи» вне всякой связи с окружающей действительностью, которая имеет и свои собственные характеристики – протяженность, покой,движение и др.

3)Согласно Аристотелю не существует «чистых идей» не связанных с окружающей действительностью, отображением которых являются все вещи и предметы материального мира; существуют только единичные и конкретно определенные вещи;

4)Данные вещи называются индивидуумы («неделимые»), т.е. существует только конкретная вещь, в конкретном месте, а не «идея вещи», воплощением которой данная вещь является. Например: конкретный стул, находящийся в конкретном месте и имеющий свои признаки, а не «идея стула»).

5)Индивидуумы являются первичной сущностью, а виды и роды индивидуумов.

Бытие – (по Аристотелю) – это сущность (субстанция), обладающая свойствами количества, качества, места, времени, отношения, положения, состояния, действия, страдания. Человек, как правило, способен воспринимать лишь свойства бытия, но не его сущность.

Категории – (согласно Аристотелю) – это высшее отражение и обобщение окружающей действительности, без которых немыслимо само бытие.

10 категорий, которые отвечают на вопрос о бытии. Причем одна из категорий говорит о том, что такое бытие, а 9 остальных дают его характеристики:

-сущность (субстанция);

-количество;

-качество;

-отношение;

-место;

-время;

-положение;

-состояние;

-действие;

-страдание

Проблема материи – занимает важное место в философии Аристотеля.

Материя – это потенция, ограниченная формой (например: медный шар – это медь, ограниченная шарообразностью);

Особенности:

1)все сущее на Земле обладает потенцией (собственно материей) и формой; изменение хотя бы одного из этих качеств (либо материи, либо формы) приводит к изменению сущности самого предмета;

2)Реальность – это последовательность перехода от материи к форме и от формы к материи;

Потенция (материал) – есть пассивное начало, форма – активное;

3) Высшей формой всего сущего является Бог, имеющий бытие вне мира.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: