Классический период античной философии.
Совершенно особое, исключительное место среди учеников Сократа занимает Платон.
Платон (427 г. до н.э. - 347 г. до н.э.) - основоположник традиции философского мышления, вышедшей по своему значению далеко за рамки греческой философии и получившей благодаря Платону название платонизма. Родоначальник учения об идеях как самостоятельных вечных сущностях. Настоящее имя Платона - Аристокл. Прозвище "Платон" означает "широкоплечий". Платон много странствовал.
Особенности:
1)Первый древнегреческий философ, оставивший после себя ряд фундаментальных философских произведений: «Апология Сократа», «Парменид», «Горгий», «Федон», «Государство», «Законы». Большинство произведений написано в форме диалогов «О душе».
Главные положения идеалистического учения:
1)материальные вещи изменчивы, непостоянны и со временем прекращают свое существование;
2)окружающий мир («мир вещей») также временен и изменчив и в действительности не существует как самостоятельная субстанция.
3)реально существуют лишь чистые (бестелесные) идеи (эйдосы);
4)любая существующая вещь является всего лишь материальным отображением первоначальной идеи (эйдоса) данной вещи. Весь мир является отображением чистых идей (эйдосов).
Учение Платона о триаде.
При субстанции, из которых согласно учению Платона «о триаде» состоит все сущее.
I - «Единое»:
1)является основой всякого бытия; не имеет никаких признаков (ни начала, ни конца, ни частей, ни целостности, ни формы, ни содержания);
2)есть ничто;
3)выше всякого бытия, выше всякого мышления, выше всякого ощущения;
4)первоначало всего – всех идей, всех вещей, всех явлений, всех свойств (как всего хорошего, так и всего плохого).
II – «Ум»:
1)происходит от «единого»;
Разделен с «единым»;
Противоположен «единому»;
2)является сущностью всех вещей; есть обобщение всего живого на Земле;
III – «Душа»:
1)предполагает собой подвижную субстанцию, которая объединяет и связывает «единое – ничто» и «ум – все живое», а также связывает между собой все вещи и все явления;
2)душа может быть мировой и душой отдельного человека (при гилозоическом (одушевленном) подходе душу могут иметь также вещи и неживая природа); душа человека (вещи) есть часть мировой души;
3)душа бессмертна; при смерти человека умирает только тело, душа же, ответив в подземном царстве за свои поступки, приобретает новую телесную оболочку;
4)постоянство души и смена телесных форм – естественный закон Космоса.
Проблема государства в философии Платона
Проблема государства – играла особую роль в философии Платона, было нетипично для его предшественников – «досократиков» Фалеса, Гераклита, которые занимались поисками первоначала мира и объяснением явлений окружающей природы, но не общества.
Типы существующих государств:
(кроме них, выделяется еще седьмой тип – идеальное «государство будущего», которого пока не существует и в котором отпадает необходимость в государственной власти и законах):
1 – монархия – справедливая власть одного человека;
2 – тирания – несправедливая власть одного человека;
3 – аристократия – справедливая власть меньшинства;
4 – олигархия – несправедливая власть меньшинства;
5 – демократия – справедливая власть большинства;
6 – тимократия – несправедливая власть большинства, власть военных позиций, армии;
Поскольку тирания, олигархия и тимократия являются несправедливыми формами государства, а демократия – редко бывает справедливой и, как правило вырождается, двумя стабильными и оптимальными формами государства могут быть только аристократия и монархия.
План государственного устройства, выдвинутый Платоном:
1)все население государства делится на 3 сословия: философы, воины, работники;
2)работники (ремесленники) занимаются грубым физическим трудом, создают материальные блага, могут в ограниченных размерах владеть частной собственностью;
3)воины поддерживают в государстве порядок, в случае необходимости участвуют в военных действиях.
4)философы (мудрецы) – разрабатывают философские теории, познают мир, учат, управляют государством;
5)философы не должны иметь частную собственность;
6)жители государства вместе проводят свободное время, вместе едят, вместе отдыхают;
7)не существует бога, все жены и дети общие;
8)допускается и приветствуется труд рабов, как правило, варваров, захваченных в плен.
Академия Платона - религиозно – философская школа, созданная Платоном в 387г. в пригороде Афин. Наиболее знаменитыми воспитанниками Академии являлись: Аристотель (учился у Платона, основал собственную филосфскую школу – Ликей), Ксенокрит, Филон из Ларисы (учитель Цицерон). Академия была закрыта в 529г византийским императором Юстинианом как рассадник язычества и «вредных» идей, однако за свою историю успела добиться того, что платонизм и неоплатонизм стали ведущими направлениями европейской философии.
Значение философии Платона.
1)впервые философом оставлено целое собрание фундаментальных произведений;
2)положено начало идеализму как крупному философскому напряжению;
3)впервые глубоко исследованы проблемы не только природы, но и общества – государства, закона.
4)были заложены основы понятийного мышления, произведена попытка выделить философские категории (бытие – становление, вечное – временное, покоящееся – движущееся, неделимое – делимое и др.);
5)была создана философская школа (Академия), просуществовавшая около 1000лет, где выросли многие видные последователи Платона – Аристотеля.
Последним великим философом Эллады, деятельность которого завершает по-настоящему творческий период ее истории, был ученик Платона Аристотель, он жил с 384-го по 322-й г. до н.э.
Аристотель (384 г. до н.э. - 322 г. до н.э.) - ученик Платона, отошедший от многих фундаментальных положений платонизма и создавший свою философскую школу (Ликей). Основоположник многих наук - логики, психологии, эстетики и т.д. Учение Аристотеля оказало огромное воздействие на последующий ход развития европейской философии. «Знание приложимо».
Аристотель (384-322гг до н.э.) – древнегреческий философ классического периода, ученик Платона, воспитатель А.Македонского. К наиболее известным произведениям Аристотеля относятся: «Физика», «Механика», «Метафизика», «О душе», «История животных», «Никомахова этика», «Риторика», «Политика», «Афинская полития», «Поэтика».
Основные этапы философской деятельности Аристотеля:
1)367-347г до н.э. (20лет) – работал, начиная с 17 летнего возраста, в Академии Платона и был его учеником (до момента смерти Платона).
2)347-335г до н.э. (12лет) – жил и работал в Пелле – столице Македонского государства по приглашению царя Филиппа, воспитывал А.Македонского.
3)335-322г до н.э. – основал собственную философскую школу – Ликей и работал в ней до своей смерти.
Виды философии выделяемые Аристотелем:
1)теоретическая – изучающая проблемы бытия, различных сфер бытия. Происхождения всего сущего, причины различных явлений (получила название «первичная философия»);
2)практическая – о деятельности человека, устройстве государства;
3)поэтическая;
4)считается, что фактически Аристотелем как четвертая часть философии была выделена –логика.
Историческое значение философии Аристотеля:
1)внес существенные коррективы в ряд положений философии Платона.
2)дал материалистическую трактовку происхождения мира и человека;
3)выделил 10 философских категорий;
4)дал определение бытия через категории;
5)определил сущность материи;
6)выделил 6 типов государства и дал понятие идеального типа – политии;
7)внес существенный вклад в развитие логики (дал понятие дедуктивного метода – от частного к общему, обосновал систему силлогизмов – вывода из двух и более посылок заключения).
Критика Аристотелем учения Платона об «Эйдосах» («чистых идеях»). Категории Аристотеля как способ объяснения сути бытия:
1)Рассматривая проблему бытия, Аристотель выступил с критикой философии Платона, согласно которой окружающий мир делится на «мир вещей» и «мир чистых (бестелесных) идей», и «мир вещей» в целом, как и каждая вещь в отдельности, являлся лишь материальным отображением соответствующей «чистой идеи». Ошибка Платона, по Аристотелю, в том, что он оторвал «мир идей» от реального мира и рассматривал «чистые идеи» вне всякой связи с окружающей действительностью, которая имеет и свои собственные характеристики – протяженность, покой,движение и др.
3)Согласно Аристотелю не существует «чистых идей» не связанных с окружающей действительностью, отображением которых являются все вещи и предметы материального мира; существуют только единичные и конкретно определенные вещи;
4)Данные вещи называются индивидуумы («неделимые»), т.е. существует только конкретная вещь, в конкретном месте, а не «идея вещи», воплощением которой данная вещь является. Например: конкретный стул, находящийся в конкретном месте и имеющий свои признаки, а не «идея стула»).
5)Индивидуумы являются первичной сущностью, а виды и роды индивидуумов.
Бытие – (по Аристотелю) – это сущность (субстанция), обладающая свойствами количества, качества, места, времени, отношения, положения, состояния, действия, страдания. Человек, как правило, способен воспринимать лишь свойства бытия, но не его сущность.
Категории – (согласно Аристотелю) – это высшее отражение и обобщение окружающей действительности, без которых немыслимо само бытие.
10 категорий, которые отвечают на вопрос о бытии. Причем одна из категорий говорит о том, что такое бытие, а 9 остальных дают его характеристики:
-сущность (субстанция);
-количество;
-качество;
-отношение;
-место;
-время;
-положение;
-состояние;
-действие;
-страдание
Проблема материи – занимает важное место в философии Аристотеля.
Материя – это потенция, ограниченная формой (например: медный шар – это медь, ограниченная шарообразностью);
Особенности:
1)все сущее на Земле обладает потенцией (собственно материей) и формой; изменение хотя бы одного из этих качеств (либо материи, либо формы) приводит к изменению сущности самого предмета;
2)Реальность – это последовательность перехода от материи к форме и от формы к материи;
Потенция (материал) – есть пассивное начало, форма – активное;
3) Высшей формой всего сущего является Бог, имеющий бытие вне мира.