Западничество и славянофильство в русской философии

В XIX веке в России формируется два философских направления: западничество и славянофильство. Они рассуждают о будущем России.

Западники: К западникам относятся выдающиеся мыслители: Станкевич, А. И. Герцен, Грановский, Н. П. Огарев, Кавелин, Боткин, В. Г. Белинский, Тургенев, Аненков, Панаев- Они изучают философию Гегеля и считают, что все страны развиваются одинаково. Они считали, что основной ценностью и целью общества должен быть индивид, а государство призвано защищать его права и свободы. Россия ничем не отличается от стран Западной Европы, лишь отстала от них в развитии. Были сформулированы следующие причины отсталости России:

1) сильная религиозность народа;

2) сохранение самодержавия;

3) неразвитость науки;

4) отсутствие западного индивидуализма.

Герцен пришел к выводу о возможности для России иного, отличного от западноевропейского пути развития, рассматривая общину как основу для такого развития. Он разработал концепцию «русского социализма», прообразом которой стала русская община. Он отмечал, что Россия очень отстала от Запада, но русский человек сохранил свою душу и национальный характер. Герцен был противником частной собственности на землю, по крайней мере, в России она не могла приняться и дать положительный результат. По его мнению, основа для русской жизни - общинная собственность, которая должна быть переведена в буржуазный тип развития, только в этом случае Россия может добиться процветания.. Касаясь проблемы личности, Герцен -утверждал, что она теперь становиться центральной: личность - вершина исторического мира, к нее все примыкает, ею все живет.

Как и славянофилы, западники желали блага и процветания России.

Вывод западников: необходимо устранить причины отставания и догнать Западную Европу.

Славянофилы; К славянофилам относятся следующие мыслители: Алексей Степанович Хомяков, Иван Васильевич Киреевский, К. Аксаков. В центре их внимания находились судьбы России и её роль в мировом историческом процессе. Они считают, что Россия — это Богом избранная страна, у нее особая роль в истории.

Причины такой избранности следующие:

1) сильная религиозность русского народа;

2) сохранение самодержавия, превращение Москвы в третий Рим;

3) тяга к нравственности и отсутствие рациональности (отсюда и неразвитость науки);

4) отсутствие западного индивидуализма, стремление к коллективному образу жизни.

Славянофилы устои русской жизни определяли при помощи трех слов: православие, самодержавие, народность.

Алексей Степанович Хомяков (1804-1860 гг.) в работе «О старом и новом» вводит понятие «соборность» - умение русского человека соединять личное и общественное счастье.

По мнению видного представителя данного направления К. Аксакова, основой страны является народ, который живет в соответствии со своими внутренними принципами, совпадающими с учениями Христа. Им правит государство, или, по характеристике Аксакова, «публика». Народ и «публика» находятся в постоянном противостоянии. В идеальном случае государство должно устанавливать для народа внешние правила, не вмешиваясь в его внутреннюю жизнь; цель государства - создавать благоприятные условия для жизни народа. Однако, разрыв между народом и властью все увеличивается, и это только препятствует благоприятному развитию России.

Историческое значение славянофильства в том, что оно стало выражением идеологии русского либерализма, игравшего активную роль в подготовке крестьянской реформы 1861 года.

Вывод славянофилов: миссия славянофилов — научить соборности все человечество.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: