Владимир Сергеевич Соловьев (1853-1900 гг.) - религиозный философ второй половины XIX века, который по праву считается самым великим русским философом XIX века.
Основная идея его философии - идея всеединство, т. е. взаимосвязь, взаимозависимость всего существующего. Необходимость принципа всеединства можно объяснить тем, что все предметы и явления не существуют отдельно друг от друга, каждый из них есть совокупность определенных сторон и связей. Предельно высшим единством всего сущего является, по Соловьеву, является Бог.
Онтология философии Соловьева представлена в работе «Россия и Вселенская церковь». Бог и его творение едины. Бог - это космический разум, существо сверхличностное. Все существующее содержит в себе идею Бога, т.е. Бог - сумма идей. Действительность находится в движении. Движением управляет мировая душа. Мировая душа управляется Богом, так как ей дается идея всеединства. Ангелом хранителем мира является София. София - одна из ипостасей (проявлений) Бога. Соловьев рассматривал бога как воплощение идеала всеединства - согласованности, гармонии всех частей вселенной, который может служить примером для мира и человеческого общества, характеризующийся хаосом и согласованностью.
|
|
Антропология философии Соловьева представлена в работе «Чтение о Богочеловечестве». Человечество как целое есть некое единство, человек близок к Богу. Будущее человечества — это Богочеловечество, по примеру Иисуса Христа.
Гносеология философии Соловьева: в современном мире существует три вида знания:
а) научное (эмпирическое) - получено на основе опытов и экспериментов;
б) философское (теоретическое) - получено на основе разума;
в) религиозное (мистическое) - добытое путем откровения. Ни одно из этих знаний не является полным.
Цельное знание возможно через объединение знаний. По мнению Соловьева, развитие мира определяется потребностью в согласовании, объединении. Соловьев выделял три ступени этого процесса:
- во-первых, это царство минералов, растительности животных;
- во-вторых, это царство человека. Человек, с точки зрения Соловьева, это особое существо которое в отличии от существ находящихся на более низких ступенях развития, способно к творчеству и добру;
- в-третьих, это духовно-человеческое царство - особый этап, на котором мир соединяется с богом. Третий этап, это предел, к которому должно стремиться человечество.
Реальный мир представлен у Соловьева как самоопределение, или воплощение абсолютно-сущего, - это тело Божие или материя Божества. Рассматривая проблему «человек и общество» Соловьев утверждал, что человек - вершина творения Бога. Общество есть расширенная личность, а личность — это сосредоточенное общество. По его мнению, именно человечество является посредником между Божеством и природой. В силу своего посреднического положения человек призван видоизменять природу до её одухотворения. Отсюда цель мировой истории - единство Бога и внебожественного мира, возглавляемого человечеством.
|
|
Как центральная фигура всей истории российской философской мысли (это утверждали и его современники), Соловьев оказал огромное влияние на целую плеяду русских мыслителей, которые в период распространения марксизма в России составили религиозно-философское направление.