Философия русского космизма

Это направление возникает в России во второй половине 19 века. Русский космизм является философским направлением, объединяющий не только философов, а также учёных, религиозных мыслителей, писателей, поэтов, художников. Как течение в философии оно было представлено целым рядом известных представителей, таких как Николай Федоров, Владимир Вернадский, Константин Циолковский:

Русский космизм — комплексное учение о взаимодействии человека и мира, построенное на глобальном планетарном мышлении.

В русском космизме выделяют две тенденции:

I) естественнонаучная.

2) религиозная

Центральной фигурой религиозного космизма является Николай Фёдорович Федоров (1828-1903), который в основу всей своей системы поставил идею «всеобщего спасения». Работа Федорова - «Общее дело». Своеобразие мысли Федорова заключается в его непримиримом отношении к смерти, необходимости ее активного преодоления. Свои размышления Федоров называл «нравственным материализмом», т.к.:, мечтал нравственно преобразовать человека и общество. Нравственное падение человека началось тогда, по мнению Федорова, когда люди свыклись с мыслью о неизбежности смерти, признали её господство. Тем самым они восстали против Христа, который победил смерть, и сформировали цивилизацию, которая провозгласила особые взаимоотношения между поколениями.

Владимир Иванович Вернадский (1863—1945) разработал учение о биосфере («живая сфера») — совокупности живого вещества Земли, проявляющего себя как единый организм, поставив в основу живое вещество, которое владеет всеми минеральными и химическими движениями, и с которым связаны процессы питания и размножения в активном поверхностном слое планеты. Вернадский сумел увидеть прочную связь жизни с основным объектом физического мира - атомами. Каждый атом и все они вместе "сделаны" в биосфере. Ныне это общее место экологии, но тогда это учение только зарождалось. Биосфера постепенно эволюционирует к ноосфере («сфере разума») — к такому состоянию, когда человечество овладеет силами природы, научится контролировать погоду, изменять ландшафт и управлять самой эволюцией живых существ. Учение Вернадского открывает новую страницу в познании человеком самого себя -,как разумной части живого мира и одновременно наиболее сложного и закономерного явления мироздания.

Константин Эдуардович Циолковский (1857—1935) - основоположник современной космонавтики. Вывел уравнение движения, пришел к выводу о необходимости двухступенчатых ракет. Предлагал заселить космическое пространство с помощью орбитальных станций. Считал, что развитие жизни на одной из планет Вселенной достигает такого могущества и совершенства, что оно позволит преодолевать силу тяжести и расселяться по Вселенной. Важнейшими принципами космической философии, которые лежат в основе метафизики и научной картины мира Циолковского являются принципы атомистического панпсихизма, монизма, бесконечности, самоорганизации и эволюции. Принцип атомистического панпсихизма напрямую связан с пониманием Циолковским материи. Все тела Вселенной "имеют одну и ту же сущность; одно начало, которое мы называем духом материи (сущность, начало, субстанция, атом в идеальном смысле)". Принцип, монизма выражает единство субстанциональной основы мира, образуемой "атомами-духами". "Материя едина, и основные свойства её во всей Вселенной должны быть одинаковы". Принцип бесконечности распространялся Циолковским и на мир как целое, и на свойства пространства и времени. Вселенная, по Циолковскому, бесконечна в пространстве и времени и включает в себя бесконечную иерархию космических структур - от атомов до "эфирных островов" разного уровня сложности. Принципы самоорганизация и эволюции также являются ключевыми для метафизики космической философии - "Всё живо", т.е. способно к бесконечной самоорганизации и эволюции.

В философии космизма очень отчётливо обозначились два аспекта взаимосвязи человека и космоса: с одной стороны, человек рассматривался как неотъемлемая часть меняющегося Космоса, зависящая во всех своих проявлениях от космического целого. С другой стороны, сам человек рассматривался в качестве фактора эволюции, развивая свои способности таким образом, что, создавая новую технику и технологию, он начинал активно воздействовать на окружающий мир. И хотя на рубеже Х1Х-ХХ вв. вера в научно-технический прогресс была достаточно зримой и ещё не проявлялись кризисные последствия технократического отношения к миру, космисты предупреждали будущие поколения от возможных негативных последствий безудержной и ничем не ограниченной технологической эксплуатации природы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: