Теоретическое введение. Задача маршрутизации, предназначенная для определения маршрутов и составления графиков перевозок, вызывает у фирм все больший практический интерес в

Задача маршрутизации, предназначенная для определения маршрутов и составления графиков перевозок, вызывает у фирм все больший практический интерес в результате широкого распространения эффективных и относительно дешевых средств программного обеспечения. Благодаря анализу транспортировки – оперативному или стратегическому – многим компаниям, ежедневно занимающимся перевозками, удалось сократить транспортные расходы на 10 – 15%. И поскольку тенденция к развитию мелкопартионных поставок требует от фирм повышения эффективности маршрутов, значение транспортного анализа будет только возрастать.

Программа Деловая карта 4 для WINDOWS-NT (95, 98, 2000, XP) предназначена для расширения баз данных пользователей функциями пространственных сортировок и обработок информации в интересах решения широкого круга аналитических, транспортных и коммерческих задач.

С помощью программы обеспечивается:

− отображение, масштабирование, просмотр карт;

− работа со справочниками и быстрый поиск необходимой информации;

− подключение баз данных Access, Excel, FoxPro, Paradox, Lotus, dBase, 1С Предприятие для обработки средствами Деловой карты;

− ведение баз данных пользователей с автоматической привязкой объектов к карте;

− пространственная сортировка объектов баз данных по произвольным, создаваемым и редактируемым зонам;

− пространственный отбор объектов баз данных по произвольным создаваемым и редактируемым группам;

− расчет и прокладка маршрутов с учетов загрузки транспорта, времени доставки и других условий в целях оптимального использования автотранспорта для доставки товаров грузов и услуг;

− оперативная калькуляция маршрутов с учетом протяженности, классификации пунктов объезда, зональных коэффициентов;

− наложение на карту отобранной в результате логических и пространственных запросов информации баз данных в необходимом виде представления;

− печати карт и наложенной информации баз данных на принтерах;

− печати отобранной в результате логических и пространственных запросов информации баз данных в произвольных, создаваемых и редактируемых формах (формирование отчетных документов);

− сохранение наложенной графической информации в формате GWGF для передачи в программу GisMaster, обеспечивающей высококачественную печать карты с наложенной графической информацией.

Расчет доставки грузов производится в терминах «заказ», «транспортное средство» (автомобиль), «пункт» и «маршрут».

Заказ – это задание перевезти груз из одной точки в другую. Кроме координат точек погрузки и разгрузки, заказ характеризуется приоритетом, весом, объемом, стоимостью, типом машины, в которой может перевозиться груз, временными ограничениями на начальную и конечную точки, продолжительностью погрузки/разгрузки.

Пункт – постоянная точка, которая может использоваться по имени для обозначения точки загрузки или доставки для заказов или для определения положения машин. При формировании заказов из таблицы клиентов можно, например, задавать для всех заказов в качестве начальной точки местонахождение склада, с которого загружается груз, а в качестве конечной точки каждого заказа – координаты соответствующего клиента. Таким образом, все заказы будут развозиться со склада по адресам клиентов. Если задавать в качестве начальных точек координаты клиентов, а в качестве конечной для всех заказов – один и тот же пункт, то будет осуществляться сбор грузов с разных точек в одну, например, сбор многооборотной тары из магазинов (контейнеров, поддонов, фляг и др.) и возврат ее владельцу.

Транспортное средство – объект, осуществляющий перевозку заказа из точки погрузки в точку разгрузки. Характеризуется типом, грузоподъемностью, максимальной вместимостью по объему, относительной скоростью, исходным местоположением и другими характеристиками.

Маршрут – совокупность заказов, доставляемых одной машиной. Маршрут характеризуется длиной, временем, количеством обработанных заказов, последовательностью объезда точек загрузки и разгрузки заказов.

Целью расчета доставки грузов является формирование маршрутов, т.е. распределение заказов по машинам и составление для каждой машины задания, т.е. очередность объезда точек маршрута с указанием, в каких точках какой заказ загружать или разгружать. При этом соблюдаются все требования по времени доставки, максимальной вместимости каждой машины, а выбранные суммарные характеристики всех маршрутов минимизируются. Кроме того, для каждой машины на карте отображается путь, который она должна пройти.

Деловая карта предлагает четыре различных способа оптимизации маршрутов («Начинать с отдаленных точек», «Выбирать попутные заказы», «Определять дальние направления» и «Искать самые выгодные совмещения») по четырем различным критериям (минимизировать: «Время», «Длину», «Длину * Вес» и «Расход топлива»). Таким образом, пользователю предлагается выбор из шестнадцати возможных вариантов маршрутизации. Для того чтобы выбор был обоснованным необходимо провести анализ результатов маршрутизации.

Каждый вариант маршрутизации – это набор маршрутов, обеспечивающих оптимальное решение, в смысле используемого критерия оптимизации, выполнение всех заказов клиентов, с учетом наложенных ограничений. Сложность анализа результатов заключается, во-первых, в том, что в Деловой карте реализованы приближенные методы расчета маршрутов по указанным критериям. Следовательно, ни один из вариантов не дает оптимального решения.

Во-вторых, пользователя, как правило, интересует не оптимизация по указанным критериям, а минимизация транспортных затрат. В свою очередь, транспортные затраты зависят не только от пробега и времени использования подвижного состава, но и от применяемых тарифов, дорожно-эксплуатационных факторов. Таким образом, для принятия решения о выборе того или иного варианта маршрутизации необходимо провести расчет затрат на транспортировку по каждому из вариантов.

Расчет транспортных затрат сложно выполнять средствами Деловой карты, поскольку все расчеты, выполняемые по алгоритмам пользователя, требуют написания специальных программ – скриптов. Возможным вариантом решения данной проблемы является импорт результатов расчета, выполненных средствами Деловой карты, в MS Excel и расчет транспортных затрат в Excel.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: