Аудиторская проверка - это измеритель достижения целей, поставленных СУБ. Цель Аудита - оценить Систему (не определить КТО ВИНОВАТ, а скорее ПОЧЕМУ ЧТО-ТО НЕПРАВИЛЬНО).
Каждое судно должно приготовится к приему аудиторов. Нет необходимости в специальных приготовлениях, а только в обычных, если:
· парадный трап ухожен и чист, подъемные троса смазаны и подтрапная сетка установлена;
· проходы вдоль трапа ухожены, чисты и предупреждающие таблички вывешены (посторонним вход запрещен; на палубе носи каску и т.д.)
· вахтенный находится у трапа и контролирует посетителей, выясняя цель посещения и информируя об этом вахтенного помощника или соответствующих офицеров;
· все члены экипажа на палубе и в МО работают в защитных касках и рукавицах;
· надстройка внутри: трапы, коридоры, каюты чисты и опрятны; атмосфера на борту судна выглядит рабочей и доброжелательной.
ПОМНИ, ЧТО БЛАГОПРИЯТНОЕ ПЕРВОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ О СУДНЕ ЯВЛЯЕТСЯ НАЧАЛОМ ХОРОШИХ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ АУДИТОРОМ И ЭКИПАЖЕМ.
|
|
Для начала, аудиторы встречаются с капитаном для уточнения расписания и процедуры проведения аудита: когда, где и как долго аудитор будет работать с тем или иным членом экипажа, и с экипажем, для объяснения целей аудита и его расписания.
Следующий шаг аудита - сбор подтверждений функционирования СУБ Компании на борту. Аудитор должен удостовериться, что документальные свидетельства, а также эксплуатационная готовность судна находится на высоком уровне. Он производит полную проверку документации. Очевидно, что далее последует обычная морская инспекция во время обходов судна.
В сопровождении капитана или старшего помощника, аудитор проверит мостик, помещения, главную и кормовую палубу с тем, чтобы оценить общее состояние судна.
Следующая ступень аудита - интервью, которое включает следующие проверки и вопросы к офицерам:
Старший помощник:
· Как вы производите выверку газоанализатора и где записи результатов выверки?
· Каков план палубных и смазочных работ?
· Как вы производите балластировку судна и где ведете записи?
· Как вы обмениваетесь информацией с береговыми службами?
· Какие выполняются процедуры перед началом инспекции танков?
· Как часто вы осматриваете танки двойного дна, подвесные и бортовые?
· Что гласит руководство по процедурам касательно перерыва между осмотрами танков?
· Как вы проверяете водонепроницаемость судна перед выходом в море и где вы это отмечаете?
· Как вы готовите грузовой план?
· Были какие-либо повреждения судна во время вашей работы или ранее? Как вы это отмечаете?
· Какие проверки вы производите перед ухудшением погоды? Что гласят руководящие документы компании касательно штормовой погоды и где вы это отмечаете?
|
|
· Как вы производите утилизацию красок, ветоши, пластика и т.д.?
· Когда вы тируете тросы кранов, вы удаляете старую смазку и как вы ее утилизируете?
· Какие меры по обеспечению безопасности вы предпринимаете перед назначением на работу новых курсантов?
· Каковы ваши обязанности во время бункеровки?
· Утилизация отходов - проверка журнала операций с мусором - распределение мусора.
· Проверка журнала регистрации курсантов (инструктажи, проверки).
Старший механик:
· Опрос по системе планового обслуживания судовых систем. Детальнее разъяснение обслуживания механического и электрооборудования, руководств по плановому обслуживанию; ежечасные, ежедневные, еженедельные, ежемесячные проверки; планируемое и выполненное обслуживание ГД, ДГ, сепараторов, компрессоров и т.д.; циркуляры компании для старшего механика.
· Проверка книги указаний ст.мех. по вахте, действующих инструкций для состава МО, все ли механики расписались в ознакомлении.
· Покажите листы проверок на приход-отход судна, соответствующие записи в журнале. Покажите заполненные акты приемо - передачи дел ст.механиками.
· Покажите инструкцию по проведению бункеровки и листы проверок.
· Обход МО. Вывешенные инструкции должны быть подписаны ст. механиком Цветовая маркировка труб МО в наличии.
· Просмотр разрешений на производство огневых работ.
· Осмотр помещения рулевого устройства, кладовой химии.
· Осмотр льял МО, помещения сепараторов на наличие разлива, протечек топлива.
Второй помощник:
· Как вы содержите коллекцию карт и книг?
· Где на мостике находятся требуемые издания
· Когда вы проверяете судовые навигационные огни?
· Покажите руководства по организации мостика и приема вертолетов.
· Выверните лампу навигационного огня левого борта для проверки сигнализации.
· Покажите листы проверок для мостика.
· Покажите план перехода на текущий рейс.
· Покажите список корректуры карт и книг.
· Покажите последнее Извещение Мореплавателям.
· Какова политика вашей Компании в отношении безопасности и окружающей среды.
· Как вы обновляете лекарства? Покажите список лекарств и сроки годности.
· Где вы храните контролируемые (наркотические) лекарства?
· Кто в вашей Компании является назначенным лицом на берегу?
Третий помощник:
· Как вы проверяете углекислотные и пенные огнетушители?
· Покажите список пиротехники и сроки годности.
· Лампа Алдиса в рабочем состоянии?
· Составлена ли лоцманская карточка для текущего рейса? Покажите расписание по тревогам.
· Покажите журнал обслуживания спасательных средств и противопожарного имущества. Кто обслуживает огнетушители МО?
· Проверка шлюпочных инструкций: покрыты ли они пластиком.
· Каковы сроки годности транспондеров и буев "Человек за бортом"? Проверка сигналов громкого боя.
· У вас есть весы для взвешивания огнетушителей?
· Какова политика компании в отношении безопасности?
Радиооператор (Штурман, отвечающий за эксплуатацию ГМССБ))
Оборудовано ли судно конвенционной системой или ГМССБ?
- Существуют ли какие-либо ограничения судовой радиостанции?
- Где фиксируются проверки шлюпочной радиостанции? Как часто она проверяется? Заполнен ли журнал обслуживания аккумуляторов?
- Визуальный осмотр аккумуляторной, состояние и расположение аккумуляторных батарей.
- Имеет ли радиооператор (2 пом., 3 пом.) сертификат Администрации флага? Если да, то каким образом он его получил?
- Не истекла ли лицензия судовой радиостанции и вывешена ли она в радиорубке?
- Умеют ли офицеры пользоваться аварийным радиооборудованием? Если да, то как часто проводятся обучение?
|
|
- Есть ли какое-нибудь доказательство проведения такого обучения?
- Имеются ли отметки о проведении проверок передатчиков, приемников, принтеров? Если да, то как часто производятся проверки?
- Какая система используется на вашем судне: Инмарсат А\В\С\М?
- Заполнен ли ежедневный радиожурнал?
Аудиторское исследование включает в себя производство и проверку объективных свидетельств с использованием плана аудита и соответствующих контрольных листов как руководств. В зависимости от занимаемой должности и ответственности проверяемого, аудитор может нуждаться в сопровождении членом экипажа, который хорошо знает участок проверки. Если проверяемый достаточно опытен, то роль сопровождения сводится к тому, чтобы:
- Разъяснить действие СУБ на проверяемых участках.
- Дать разъяснения в случае трудностей с языком.
- Удостовериться, что проверенные объективные свидетельства правильны.
- Согласовать в точности какие-либо обнаруженные несоответствия.
- Исправить любое недопонимание со стороны аудитора.
Последняя ступень аудита - заключительное собрание со следующей повесткой:
- Отчет об аудите.
- Ограничения аудиторской проверки в отборе проверяемых участков.
- Рассмотрение заявлений о несоответствии.
- Любые Заявления о несоответствии или Рапорта о Замечаниях будут представлены на подпись капитану во время собрания.
- Заключения по результатам аудита.
- Планирование последующих аудитов.
- Эпилог.
По окончании аудита капитан должен переслать его результаты, акты о несоответствии и наблюдений в Компанию. В случае наличия акта означительном несоответствии капитан должен сообщить об этом в Компанию/DPA НЕЗАМЕДЛИТЕЛЬНО.
По получении акта о несоответствии, ответственное лицо на берегу разрабатывает корректирующие действия для устранения причины несоответствия.
Капитан выполняет корректирующие действия, по окончании которых он должен письменно уведомить DPA, который в свою очередь пересылает копию акта вместе с подтверждением выполнения корректирующих действий в офис аудитора, чтобы закрыть соответствующий акт, Копия закрытого акта пересылается капитану.
|
|
Капитан должен прививать экипажу чувство ответственности по надлежащему выполнению СУБ компании, обучать его как вести себя в присутствии аудитора и отвечать на его вопросы.
5.3 Проверка портовым надзором
Все страны имеют право проверки судов под иностранными флагами, заходящими в их порты чтобы удостоверится, что суда выполняют требования ММО касательно стандартов безопасности и предотвращения загрязнения моря. Таким образом, Портнадзор является инструментом для любой страны чтобы:
- контролировать выполнение стандартов безопасности;
- обезопасить свою территорию от рисков для безопасности и окружающей среды;
- держать суда, не выполняющие требования, вдали от своих берегов.
Инспекторы портнадзора посетят судно без предупреждения и, во-первых, проверят наличие и сроки действия судовых документов. Будут проведены следующие проверки:
- непрерывное обслуживание судна;
- регулярное обучение экипажа действиям в аварийных ситуациях;
- сроки действия дипломов и сертификатов экипажа;
- чистота судна;
- корректное, и вежливое взаимодействие с инспекторами Портнадзора;
- наличие сопровождения инспекторов Портнадзора для разъяснения возникающих вопросов, открывания запертых дверей и т.д.
Если имеются основания предложить, что судно существенно не соответствует Международным Конвенциям, инспектор произведет более тщательную проверку состояния судна и его оборудования.
Капитану будет вручен официальный акт проверки, состоящий из Форм А и В. Форма А содержит описание судна и сроки действия судовых документов. В Форме В указывается перечень обнаруженных недостатков и коды, обозначающие интервал времени, отведенного на устранение каждого недостатка.
Если точно установлено, что судно представляет собой угрозу безопасности и/или окружающей среде, инспектор Портнадзора вправе задержать судно в порту до тех пор, пока соответствующие недостатки не будут устранены. Управление Портнадзора произведет проверку устранения недостатков либо самостоятельно, либо привлечет к этому инспекторов Классификационного общества.
Временные интервалы для устранения каждого недостатка обычно даны в кодированной форме в акте проверки и называются они" код действия".
В основном используются следующие коды:
30 = Основание для задержания;
17 = Капитану предлагается устранить недостаток до отхода из порта;
16 = должно быть устранено в пределах 14 дней;
15 = должно быть устранено в следующем порту захода;
10 = недостаток устранен;
40 = следующий порт захода проинформирован;
50 = Администрация флага/консул проинформированы;
70 = Классификационное общество проинформировано.
Статистика недостатков, обнаруженных Портнадзором, показывает, что большая часть недостатков относится к БЕЗОПАСНОСТИ и оборудованию по МАРПОЛ:
- Недостаток или отсутствие частей требуемого оборудования;
- руководства/инструкции не имеются в наличии /не выставлены, как это требуется;
- не обновлены навигационные издания;
- не работает сепаратор очистки нефтесодержащих вод;
- неверность/отсутствие записей в Журнале нефтяных операций и операций с мусором.
В случае проверки судна Портнадзором капитан должен немедленно известить Компанию/ DPA для оказания необходимой поддержки судну в устранении обнаруженных недостатков.