Вопросы для самопроверки. Глава 3. Сертификация системы качества и производства

Глава 3. Сертификация системы качества и производства

Дайте определение схемы сертификации.

Вопросы для самопроверки

2. Какие схемы используются при сертификации продукции?

3. Как применяются схемы сертификации продукции?

4. Какие схемы используются при сертификации работ и услуг?

5. Как применяются схемы сертификации работ и услуг?

6. Объясните цели использования дополнительных материалов при сер­тификации.

7. Назовите основные этапы процедуры сертификации. Опишите меха­низм проведения каждого из этапов.

8. В каких случаях происходит приостановление или отмена действия сертификата соответствия?

9. Что такое корректирующие мероприятия?

Начало документа

Одной из основных проблем, стоящих сегодня перед российски­ми предприятиями, является их успешная адаптация к условиям рыночной экономики. Решение этой проблемы является необхо­димым условием для их выживания и дальнейшего развития.

Однако 70-летний период развития отечественной промыш­ленности в условиях плановой экономики создал структурные и технологические деформации производства, препятствующие ре­шению данной задачи. Такими препятствиями являются:

• низкий технический уровень и качество продукции, по­ставляемой в гражданскую сферу потребления, обуслов­ленные, прежде всего, отсутствием конкуренции. К концу 80-х годов продукция гражданского назначения, соответ­ствующая лучшим зарубежным аналогам составляла 5—10 % всей выпускаемой в СССР продукции;

• устаревшая материально-техническая база производства, не позволяющая рассчитывать на успешную деятельность в условиях свободного рынка. Технологическое оборудова­ние, эксплуатируемое 15 лет и более, составляло на боль­шинстве предприятий более 70 % деформация структуры производства с доминированием крупных и средних предприятий и почти отсутствием ма­лых предприятий, приспособленных к быстрому реагиро­ванию на изменения рынка;

• жесткая централизованная система планирования матери­ально-технического обеспечения и распределения про­дукции часто без должного учета издержек производства и влияния на конечные результаты деятельности пред­приятий.

Решение проблемы адаптации предприятий к условиям но­вых экономических отношений невозможно без их коренной структурной и технологической перестройки, включая модерни­зацию структуры и системы управления предприятием, техниче­скую и технологическую модернизацию производства для орга­низации выпуска конкурентоспособной продукции, рационали­зацию хозяйственных связей и др.

При этом возникает вопрос о принципах и механизмах такой перестройки применительно к деятельности конкретного пред­приятия.

На сегодняшний день для достижения этих целей широко используются идеология и направленность международных стан­дартов серии ИСО 9000.

Аргументами в пользу данного подхода является следующее:

• стандарты серии ИСО 9000 ориентированы на рыночные отношения;

• они аккумулируют положительный опыт организации управления (менеджмента) в промышленности ведущих индустриальных держав;

• данные стандарты универсальны для применения пред­приятиями различных отраслей промышленности и отно­сятся к различным видам деятельности;

• они признаны практически всеми развитыми странами в качестве основы для организации взаимовыгодных торго­во-экономических взаимоотношений предприятий.

Чтобы возродить отечественную промышленность необходи­мо принять концепцию постоянного улучшения качества, кото­рая является главной в деятельности передовых зарубежных фирм и лежит в основе стандартов серии ИСО 9000. Она не то­лько влияет на качество выпускаемой продукции, но и позитив­но сказывается на результатах любой деятельности.

В основе данной концепции заложено постоянное улучше­ние всех сфер деятельности, минимизация всех видов потерь, персональная ответственность за результат труда и оплата в со­ответствии с качеством выполнения работы (рис. 3.11).

Одной из причин сегодняшнего состояния российской эко­номики является низкий уровень управления и организации тру­да на предприятиях.

Уже многие годы в нашей стране постоянно растут неоправ­данные потери материально-энергетических и трудовых ресурсов во всех отраслях промышленности.

Зарубежных специалистов поражает глубина и наукоемкость российских разработок, но одновременно удивляет низкий уро­вень организации труда и примитивная трактовка понятия каче­ства.

Отсутствие практики объективного учета и анализа издержек производства с целью их сокращения привело к безответствен­ной расточительности природных богатств России. Страна, за­нимающая первое место по залежам полезных ископаемых, се­годня бездумно растрачивает свои природные богатства, что ве­дет к невосполнимым потерям ресурсов.

Все потери (трудовые, материально-энергетические, а также потери комплектующих, элементной базы и т. д.) компенсиру ются предприятиями и организациями за счет увеличения себе­стоимости, что приводит к неоправданно высоким ценам на все виды товаров и услуг при крайне низком качестве и, как следст­вие, к потере конкурентоспособности продукции, снижению производства. Так, на некоторых предприятиях от 30 до 70 % се­бестоимости продукции составляют неоправданные внутрипро­изводственные потери.

При внимательном и вдумчивом изучении стандартов ИСО 9000 становится понятной главная идея методологии обеспечения качества, которая основана на том, что понятие «улучшение качества» должно употребляться применительно к любой сфере деятельности, поскольку качество продукции — следствие качественного выполнения всех видов работ. Качест­во — не абстрактная категория, а осязаемый каждым человеком конкретный измеритель полезности, целесообразности и эф­фективности любого труда.

Повышение качества обязательно приводит к снижению из­держек (потерь) на всех этапах жизненного цикла продукции (разработка — производство — потребление), а следовательно, к снижению себестоимости, цены и повышению жизненного уровня людей.

Сертификация систем качества осуществляется в такой по­следовательности:

• предсертификационный этап;

• этап предварительной оценки системы качества;

• проверку и оценку системы качества в организации;

• инспекционный контроль за сертифицированной систе­мой качества.

Предсертификационный этап включает в себя:

• регистрацию заявки заявителя в органе по сертификации систем качества;

• передачу заявителю комплекта исходных документов;

• представление заявителем в орган по сертификации осно­вополагающих документов системы качества: направления в политике в области качества и руководстве; документы, регламентирующие управление документацией; данные внутренних проверок качества и другие, в зависимости от специфики предприятия;

• уведомление заявителя о принятии заказа на сертифика­цию или отказе в ней;

• подготовка и оформление договора на проведение предва­рительной оценки системы качества;

• формирование комиссии по сертификации системы каче­ства.

Предварительная оценка системы качества осуществляется с целью определения степени готовности проверяемой организа­ции к сертификации системы качества и целесообразности даль­нейшего проведения работ по сертификации.

Предварительная оценка состоит в предварительном анализе и оценке описания системы качества в документах проверяемой организации.

При необходимости орган по сертификации может команди­ровать своего представителя для проведения на месте предвари­тельного ознакомления с системой качества или элементами си­стемы качества проверяемой организации или решения спорных вопросов.

Одновременно с анализом поступивших от заявителя данных комиссия при необходимости может организовать сбор и анализ дополнительных сведений о качестве продукции, на которую распространяется система качества, из независимых источников (органов государственного надзора и контроля, территориальных органов Госстандарта России, обществ потребителей, гарантий­ных мастерских и др.)

Этап предварительной оценки системы качества завершается подготовкой письменного заключения о возможности проведе­ния второго этапа сертификации системы качества.

При положительном заключении по первому этапу сертифи­кации орган по сертификации направляет заявителю заключение по результатам предварительной оценки системы качества и проект договора на проведение проверки и оценки системы ка­чества в организации. В договоре определяют цель, объем и сро­ки работ, ответственность сторон, а также порядок оплаты работ по проверке и оценке системы качества.

В договоре предусматривают предварительное поступление на счет органа по сертификации всей суммы оплаты до начала второго этапа, т. е. проверки и оценки системы качества в орга­низации.

Проверка и оценка системы качества в организации начинает­ся с подготовки к проверке и оценке системы качества, которая включает в себя: составление программы проверки; распределение обязанностей между членами комиссии в соответствии с программой проверки; подготовку рабочих документов; согласо­вание программы проверки с проверяемой организацией.

С программой должна быть ознакомлена проверяемая орга­низация. Возражения заявителя против каких-либо пунктов про­граммы должны быть сняты до начала проведения проверки. Конкретные детали программы проверки сообщают заявителю, как правило, в ходе проверки, так как их преждевременное огла­шение может помешать сбору объективной информации.

Программа проверки, которая утверждается руководством органа по сертификации и согласовывается с проверяемой озо­низацией, должна быть гибкой и должна допускать изменения в последовательности проверяемых элементов системы качества в зависимости от информации, полученной в ходе проверки.

При проведении проверки каждому члену комиссии выделя­ются конкретные функциональные подразделения проверяемой организации и конкретные элементы системы качества.

Проверка включает в себя следующие процедуры г предвари­тельное совещание; обследование проверяемой организации; со­ставление акта проверки и заключительное совещание.

Участниками предварительного совещания являются члены комиссии, руководитель проверяемой организации и (или) его представитель, руководители структурных подразделений, кото­рые согласно программе проверки подлежат обследованию, главные и ведущие специалисты проверяемой организации.

Цель предварительного совещания: представление членов комиссии представителям проверяемой организации; краткое сообщение о целях, области и программе проверки; краткое из­ложение методов и процедур, используемых при проверке; уста­новление официальных процедур взаимодействия между члена­ми комиссии и сотрудниками проверяемой организации; обсуж­дение и уточнение отдельных неясных деталей программы проверки (при необходимости); уточнение даты проведения за­ключительного совещания и назначение дат промежуточных со­вещаний комиссии и руководства проверяемой организации (при необходимости).

Обследование проверяемой организации осуществляется пу­тем сбора и анализа фактических данных и регистрации наблю­дений в ходе проверки.

Сбор фактических данных включает в себя следующие проце­дуры: опрос персонала; анализ используемых документов; анализ процессов производства; анализ деятельности функциональных подразделений; анализ деятельности персонала; изучение и оцен­ка проводимых мероприятий по обеспечению качества продукции.

Если к продукции или услуге предъявляют обязательные для соблюдения требования, установленные в технических регламен­тах, при проверке и оценке системы качества и ее отдельных элементов, включая систему испытаний, проверяют способность организации обеспечивать соблюдение этих требований.

Все наблюдения документируются при обязательном под­тверждении их объективными данными.

Информация, полученная в результате опроса, сопоставляется с информацией, полученной из других независимых источников.

После обследования объектов проверки комиссия рассмат­ривает результаты своих наблюдений с целью выявления несоот­ветствий требованиям технических регламентов. Обо всех на­блюдениях, свидетельствующих о наличии несоответствий, ру­ководство проверяемой организации ставят в известность.

Наблюдения, сделанные в ходе проверки, дифференцируются на «несоответствия» и «уведомления». Несоответствия подразделяют на значительные — категория 1 и малозначительные — категория 2.

Обнаруженные несоответствия и уведомления регистрируют в специальных бланках, где обязательно указывают объект про­верки, конкретный раздел технического регламента, к которому относится данное требование, а также приводят детальное опи­сание несоответствия (уведомления).

Зарегистрированные несоответствия и уведомления офици­ально предоставляют руководству проверяемой организации. Уполномоченный представитель руководства проверяемой орга­низации ставит свою подпись на бланках с несоответствиями и уведомлениями, чем подтверждает согласие с выводами комиссии. Согласно принятым критериям систему качества признают соответствующей стандарту на систему при отсутствии значите­льных несоответствий или при наличии 10 и менее малозначите­льных несоответствий.

Результаты проверки, выводы и рекомендации комиссии оформляют в виде акта о результатах проверки и оценки систе­мы качества, о которых докладывают на заключительном сове­щании.

Решение о рекомендации системы качества к сертификации или отказе в сертификации системы качества принимает руко­водство органа по сертификации на основании акта о результа­тах проверки и оценки системы качества.

При положительных результатах орган по сертификации оформляет сертификат соответствия системы качества установ­ленного образца. Копия сертификата представляется в Техниче­ский центр Регистра для регистрации.

Одновременно орган по сертификации и организация заклю­чают договор на проведение инспекционного контроля.

Копия сертификата соответствия хранится в органе по сер­тификации. Срок действия сертификата соответствия системы качества, как правило, — 3 года.

Инспекционный контроль за сертифицированной системой ка­чества предназначен для подтверждения того факта, что система качества продолжает соответствовать требованиям, предъявляе­мым к ней при сертификационной проверке. -

Инспекционный контроль устанавливают на весь период действия сертификата и проводят в виде плановых (не менее од­ного раза в год) и внеплановых проверок.

Орган по сертификации может передать право проведения ин­спекционного контроля другому органу по сертификации систем качества, аккредитованному в соответствующей области, условия передачи такого права определяют и оформляют договором.

Внеплановый инспекционный контроль проводят в случаях, когда:

• поступила информация о претензиях к качеству продук­ции организации, имеющей сертификат соответствия сис­темы качества;

• произведены существенные изменения конструкции изде­лия или технологии производства;

• произведены существенные изменения организационной структуры проверяемой организации, ее кадрового состава, финансового положения или элементов системы качества.

В зависимости от состояния системы качества у заявителя результатом инспекционного контроля может быть или подтвер­ждение действия сертификата или его приостановление, или ан­нулирование.

Как показывает зарубежная и отечественная практика, успех в любой сфере деятельности существенно зависит от талантливых и энергичных руководителей, которые хотят и умеют видеть в лице каждого сотрудника заинтересованного и активного парт­нера. Такие руководители знают три правила:

• первое — невежество стоит денег и очень дорого обходится;

• второе — качество приносит деньги и создает устойчивую экономическую стабильность и авторитет;

• третье — главное достояние это люди, как внутри пред­приятия, так и за его пределами.

Именно поэтому в стандартах ИСО делается акцент на от­ветственность руководителей, снижение издержек и кадровую политику.

Разработка и внедрение системы качества — одна из самых важных сфер деятельности предприятий. Сегодня качество стано­вится политической, экономической и нравственной категорией.

1. На что ориентированы стандарты серии ИСО 9000?

2. В чем заключается концепция постоянного улучшения качества?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: