Этапы и методы проведения камеральной налоговой проверки

Камеральную налоговую проверку проводит налоговый инспектор (п. 2 ст. 88 НК РФ).

Никакого решения о проведении камеральной налоговой проверки не выносится. Основанием для ее проведения является факт представления налогоплательщиком в налоговый орган декларации или расчета. Соответственно, никто не уведомляет налогоплательщика о проведении камеральной проверки. Она проводится в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком декларации или расчета. При этом не имеет значения, когда представлена налоговая декларация - вовремя или с нарушением установленного налоговым законодательством срока (Письмо ФНС России от 07.05.2010 N ШС-37-3/1269@).

Первый этап проверки проводится в виде автоматизированной сверки контрольных соотношений. На этом этапе сверяют данные представленной отчетности с показателями отчетности за предыдущий период, а также с данными отчетности за этот же период, но по другим налогам.

Если не выявлено ошибок и нет оснований для проведения углубленной проверки, то на этом камеральная проверка декларации может завершиться. В этом случае налоговые органы не составляют акт проверки (п. 5 ст. 88 НК РФ). Также они не обязаны каким-либо образом уведомить налогоплательщика о ее завершении. Исключение - камеральная проверка по НДС, которая проводится в порядке ст. ст. 176, 176.1 НК РФ.

Второй этап возможен, когда проводится углубленная проверка, т.к. именно тогда, налоговый орган запросит у налогоплательщика пояснения, истребует документы, начнет встречную проверку контрагентов. При этом законодательство не обязывает налоговые органы ставить налогоплательщика в известность о том, что они будут проводить углубленную проверку отчетности.

Как правило, углубленные камеральные проверки включают не только автоматизированную сверку контрольных соотношений, но и проведение различных мероприятий налогового контроля.

Основания для углубленной камеральной проверки.

1. Выявление налоговым органом каких-либо противоречий, несоответствия между представленной налоговой отчетностью и иными сведениями, документами. Согласно п. 3 ст. 88 НК РФ, по выявленным расхождениям налоговики вправе затребовать от налогоплательщика пояснения.

2. Представление отчетности, в которой сумма налога заявлена к уменьшению или возмещению. Например, подача декларации по НДС, в которой сумма налога заявлена к возмещению. В этом случае, прежде чем вернуть деньги из бюджета, налоговики истребуют документы, подтверждающие право на вычеты по НДС в соответствии со ст. 172 НК РФ (п. 8 ст. 88 НК РФ).

3. Представление отчетности, в которой заявлены льготы, т.к. за счет применения льгот уменьшается сумма налога к уплате. Поэтому в налоговые органы необходимо будет предоставить документы, подтверждающие право на льготы, согласно п. 6 ст. 88 НК РФ.

4. Предоставление декларации по налогу, связанному с использованием природных ресурсов. Согласно п. 9 ст. 88 НК РФ, налоговый орган вправе истребовать документы, являющиеся основанием для исчисления и уплаты таких налогов.

5. Предоставление налоговой декларации с опозданием. Проверка опоздавшей отчетности прежде всего может быть углубленной.

Также будут применены штрафные санкции согласно ст. 119 НК РФ.

6. Изменение суммы налога к уплате и предоставление уточненной декларации.

7. Камеральная проверка может быть проведена в полном объеме по любой декларации.

Традиционно под методом понимается «способ теоретического исчисления или практического осуществления чего-либо», «способ достижения некоторой цели и состоит из совокупности приемов теоретического или практического познания деятельности». В нашем случае метод можно определить как совокупность методов и приемов, применяемые уполномоченными органами, для проведения камеральных налоговых проверок.

На начальном этапе камеральной проверки в обязательном порядке проводится визуальная проверка правильности оформления налоговой декларации в соответствии с требованиями к порядку ее заполнения.

На практике случается, что в представленной налоговой отчетности отсутствует какой-либо из обязательных реквизитов (например, ИНН или период, за который представлена декларация), нечетко заполнены отдельные реквизиты, что делает невозможным их однозначное прочтение, или они заполнены карандашом. Могут встречаться исправления, не подтвержденные подписью налогоплательщика или его представителя. В этих случаях налоговый орган должен уведомить налогоплательщика о необходимости представить документ, входящий в налоговую отчетность, по утвержденной форме в установленный налоговым органом срок, не превышающий пяти дней.

Указанное требование не распространяется на следующие случаи:

- выявлены обстоятельства, свидетельствующие о налоговых правонарушениях;

- установлены факты, что сумма налога к возмещению (уменьшению) или доплате (уплате) исчислена налогоплательщиком в завышенном размере.

Если налогоплательщик не внес соответствующие исправления в установленный срок, налоговый орган истребует у налогоплательщика дополнительные сведения, объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов и (или) истребует у иных лиц документы, относящиеся к деятельности проверяемого налогоплательщика, либо рекомендует данного налогоплательщика для включения в план проведения выездных налоговых проверок».

Базируясь на достижение различных наук, можно говорить о многоуровневой системе методов выявления нарушения в налоговой сфере при проведения камеральных налоговых проверок, которая включает в себя две группы:

- общенаучный метод - анализ и синтез, индукция и дедукция, аналогия, сравнение, логический метод, моделирование, статистические методы;

- специальные методы, применение которых характерно для данного вида деятельности - экономико-правовой и экономический анализ, исследования документов, построение аналитических таблиц, детализация».

Не основываясь на всем многообразии методов, выделим три основных метода – это негласный метод, метод поиска несоответствия в накопленной информации о деятельности хозяйствующего субъекта, логически-дедуктивный метод, сущность которых состоит в следующем:

1.Негласный метод.

В этом случае информация о подготавливаемом или совершенном нарушение поступает в результате оперативно-розыскной деятельности компетентных органов. В случае достоверности она может и должна быть причиной проведения различных мероприятий, прежде всего выездной налоговой проверки. При надлежащем процессуальном оформлении она может являться основанием расследования.

2. Метод поиска несоответствия в накопленной информации о деятельности хозяйствующего субъекта.

Данный метод основывается на сравнении информации о деятельности хозяйствующего субъекта, полученной из различных источников, в том числе и от него самого. Очевидно, что если налогоплательщик показывает снижение объемов производства, а налоговый орган располагает данными о росте потребления электроэнергии, воды и других ресурсов, то это должно быть причиной повышенного к нему внимания.

Другим аспектом данного метода является поиск несоответствия в налоговой и бухгалтерской отчетности на основе контрольных соотношений. Сущность заключается в том, что для расчетов разных налогов используют одни и те же показатели или их составные части, которые в явном или скрытом виде содержатся в разных формах бухгалтерской или налоговой отчетности. Например, для НДС и налога на прибыль основой является выручка, для единого социального налога и налога на доходы физических лиц - размер фонда оплаты труда и т.п. Несоответствие одноименных величин или их производных в различных налоговых декларациях, бухгалтерской и другой отчетности должны дать повод для проверки этих отклонений.

Данный метод в настоящее время все шире находит применение в практике налоговых органов при камеральной проверке отчетности налогоплательщиков, налоговых агентов и других лиц.

3. Логически-дедуктивный метод.

Наиболее общий метод выявления нарушений в налоговой сфере, суть которого заключается в следующем. Если организации находятся в одинаковых экономических и информационных условиях, а бухгалтера применяют одни и те же методы и приемы начисления, то целесообразно сформировать модель налогоплательщика. Резкие отклонения параметров анализируемого предприятия от «усредненного варианта» (эталонной структуры и размеров налоговых платежей) могут и должны давать повод для проведения этих отклонений.

Данный метод позволяет выявить отрицательное поведения отдельных налогоплательщиков без указания на конкретику подобного поведения. Для уточнения результатов необходимо пользоваться методами первой и третьей группы».

К группе основных методов также относят финансово-аналитический метод, сущность которого заключается в выявлении нарушений в налоговой сфере через исследование динамики определенных финансовых потоков, дополненных изучением информации от других органов, прежде всего осуществляющих регистрацию сделок с недвижимым имуществом и автотранспортом, долей участия учредителей и акционеров и участия в других организациях, движения денежных средств по счетам.

Сигналом для повышения внимания к конкретному хозяйственному субъекту может быть:

- значительные отличия ожидаемых и фактических объектов налоговых платежей налогоплательщика, существенные несоответствия в накопленной информации;

- тенденция в поведении показателей предприятия, указанных на определенные «махинации» при осуществлении хозяйственной деятельности;

- резкие изменения показателей, приводящие к существенному отличию показателей налогоплательщика от средних по сегменту, или выход их значений за границы нормального диапазона, указывающие на ухудшение финансового состояния налогоплательщика.

Формально логический дедуктивный и финансово-аналитический методы можно описать следующим образом:

-обнаружение аномального поведения с помощью аппарата математической статистики - типичные действия, описанные в шаблоне, отклонения от которого и признаются аномалией требующей вмешательства соответствующих органов (субъектов);

- обнаружение нарушения, основное на сигнатурах, последовательных действиях, характеризующих нарушения».

Подобные подходы широко используются в сфере информационных технологий при построении систем информационной базы, что делает занимательным использование достижений в этой области для повышения эффективности камерального налогового контроля.

Для достижения максимальной эффективности и результативности камерального контроля Федеральная налоговая служба России издает обязательные для внутреннего применения документы (приказы, инструкции, методические рекомендации, регламенты и др.), а также заключаются межведомственные соглашения о порядке взаимодействия и обмене информации.

При проведении камеральных налоговых проверок ФНС России рекомендует уделять повышенное внимание двум категориям хозяйствующих субъектов:

1. Крупнейшим налогоплательщикам, которые обеспечивают основную часть налоговых поступлений. Их целесообразно проверять таким образом, чтобы с учетом ограничений статей 87 и 88 Налогового кодекса Российской Федерации не допустить периодов, не подлежащих проверке. Внимание к данной категории в большей степени обусловлено их фискальной значимостью, а не целенаправленным поиском нарушения.

2. Налогоплательщика, прошлые проверки, которых обеспечили наибольшие доначисления.

Основными этапами камеральной проверки являются:

- проверка правильности исчисления налоговой базы и суммы налогов, исчисленных и уплаченных в бюджет;

- проверка правильности арифметического подсчета данных, отраженных в налоговой декларации, путем сопоставления показателей строк и граф, предусмотренных ее формой;

- проверка обоснованности заявленных налоговых вычетов;

- проверка правильности примененных налогоплательщиком ставок налога и льгот, их соответствие действующему законодательству.

На этапе проверки правильности исчисления налоговой базы проводится камеральный анализ, включающий:

- проверку логической связи между отдельными отчетными и расчетными показателями, необходимыми для исчисления налоговой базы;

- проверку сопоставимости отчетных показателей с аналогичными показателями налоговой отчетности предыдущего отчетного (налогового) периода;

- взаимоувязку показателей бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций, а также отдельных показателей деклараций по различным видам налогов;

- оценку данных бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций с точки зрения их соответствия имеющимся в налоговом органе данным о финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика, полученным из других источников;

- анализ соответствия уровня и динамики показателей налоговой отчетности, отражающих объемы производства и реализации товаров (работ, услуг), с уровнем и динамикой показателей объемов потребления налогоплательщиком энергетических (электро-теплоэнергии), водных, сырьевых и иных материальных ресурсов.

Конкретные формы и методы камеральной налоговой проверки определяются налоговыми органами самостоятельно, исходя из:

- наиболее часто встречающихся нарушений налогового законодательства;

- возможности обеспечения автоматизированной обработки информации;

- опыта сотрудника осуществляющего камеральную налоговую проверку».

Таким образом, при проведении камерального контроля можно выделить четыре основных метода – это

1) негласный метод;

2)метод поиска несоответствия в накопленной информации о деятельности хозяйствующего субъекта;

3) логически-дедуктивный метод;

4) финансово-аналитический метод.

Конкретные методы камеральной налоговой проверки определяются налоговыми органами самостоятельно.

Камеральная проверка

┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

│ 1. Проведение камеральной проверки │

└─────────────────┬──────────────────────────────────────┬────────────────┘

│ проводится в течение 3 месяцев │

│ со дня, следующего за днем подачи │

│ декларации (расчета) │

V V

┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

│ Автоматизированный контроль и сверка контрольных соотношений │

│ по представленной отчетности │

└─────────────────┬──────────────────────────────────────┬────────────────┘

V V

┌──────────────────────────────────┐ ┌──────────────────────────────────┐

│ Нет оснований для углубленной │ │Есть основания для углубленной │

│ камеральной проверки, │ │камеральной проверки, например: │

│ ошибки не найдены │ │- выявлены ошибки, противоречия, │

└─┬────────────────────────────────┘ │несоответствие декларации │

│ │(расчета) иным документам; │

│ ┌──────────────────┤- заявлена сумма НДС к возмещению;│

│ │ │- заявлены льготы; │

│ │ │- подана отчетность по налогам, │

│ │ │связанным с использованием │

│ │ │природных ресурсов; │

│ │ │- прочие │

│ │ └─────────────────┬────────────────┘

│ │ │

│ │ и (или) │

│ V V

│ ┌──────────────────────────────┐ ┌──────────────────────────────────┐

│ │Мероприятия налогового │ │ Сообщение о выявленных ошибках │

│ │контроля: │ │ (противоречиях, несоответствии) │

│ │1) истребование документов у │ │ с требованием представить │

│ │налогоплательщика; │ │ пояснения или внести │

│ │2) истребование документов и │ │ соответствующие исправления │

│ │сведений у третьих лиц │ │ в отчетность │

│ │(встречная проверка); │ └─────────────────┬────────────────┘

│ │3) допрос свидетелей; │ │ не позднее

│ │4) назначение экспертизы; │ │ 5 рабочих дней

│ │5) участие специалиста, │ V

│ │переводчика; │ ┌──────────────────────────────────┐

│ │6) выемка документов; │ │Налогоплательщик │

│ │7) осмотр помещений │ │- представляет пояснения │

│ │и другие │ │и (или) │

│ │ │ │- подает уточненную декларацию │

│ └───────────────┬──────────────┘ └─────────────────┬────────────────┘

│ V V

│ ┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

│ │ 2. Оформление результатов камеральной проверки │

│ └───────────────┬────────────────────────────────────┬────────────────┘

│ V V

│ ┌──────────────────────────────┐ ┌──────────────────────────────────┐

│ │ Нарушения налогового │ │ Обнаружены нарушения налогового │

│ │законодательства не обнаружены│ │ законодательства │

│ └───────────────┬──────────────┘ └─────────────────┬────────────────┘

│ │ │ не позднее

│ │ │ 10 рабочих дней

│ │ │ после окончания

│ │ │ проверки

V V V

┌──────────────────────────────────┐ ┌──────────────────────────────────┐

│ Акт не составляется. │ │ Акт камеральной проверки │

│ Решение по проверке не выносится │ │ │

└──────────────────────────────────┘ └─────────────────┬────────────────┘

│ не позднее

│ 5 рабочих дней с

│ даты составления

│ акта

V

┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

│ Вручение акта камеральной проверки налогоплательщику │

└─────────────────┬──────────────────────────────────────┬────────────────┘

V V

┌──────────────────────────────────┐ ┌──────────────────────────────────┐

│ Налогоплательщик согласен │ │ Налогоплательщик не согласен │

│ с содержанием акта │ │ с содержанием акта │

│ камеральной проверки │ │ камеральной проверки │

└─────────────────┬────────────────┘ └─────────────────┬────────────────┘

│ │ в течение

│ │ 15 рабочих дней

│ │ со дня получения

│ │ акта

│ V

│ ┌──────────────────────────────────┐

│ │ Возражения на акт │

│ │ камеральной проверки │

│ └─────────────────┬────────────────┘

V V

┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

│ 3. Рассмотрение материалов камеральной проверки │

└─────────────────┬───────────────────────────────────────────────────────┘

│ материалы должны быть рассмотрены и решение по проверке

│ принято в течение 25 рабочих дней с даты получения акта

│ камеральной проверки + 1 месяц при продлении срока

│ рассмотрения материалов проверки

V

┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

│ Извещение о рассмотрении материалов камеральной проверки │

└─────────────────┬───────────────────────────────────────────────────────┘

V

┌──────────────────────────────────┐ ┌──────────────────────────────────┐

│ Подготовительные мероприятия │ │ Неявка ненадлежаще извещенного │

│ │>>>│ налогоплательщика или лица, │

│Руководитель инспекции: │ │ участие которого необходимо │

│- представляется и оглашает, │ └─────────────────┬────────────────┘

│материалы какой налоговой проверки│ V

│будут рассматриваться; │ ┌──────────────────────────────────┐

│- проверяет явку лиц, приглашенных│ │ Решение об отложении │

│на рассмотрение; │ │ рассмотрения материалов проверки │

│- удостоверяется в полномочиях │ │ │

│представителя налогоплательщика; │ │ │

│- разъясняет участвующим │ │ │

│лицам их права и обязанности │ │ │

└─────────────────┬────────────────┘ └────────────────────────────────┬─┘

V │

┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────┐ │

│ Исследование материалов камеральной проверки │ │

└─────────────────┬────────────────────────────────────┬──────────────┘ │

V V │

┌──────────────────────────────────┐ ┌──────────────────────────────┐ │

│ В материалах камеральной проверки│ │ В материалах камеральной │ │

│недостаточно сведений для принятия│ │ проверки достаточно сведений │ │

│ решения │ │для принятия итогового решения│ │

└───────┬──────────────────┬───────┘ └───────────────┬──────────────┘ │

│ │ │ │

│ и (или) │ │ │

V V │ │

┌──────────────┐ ┌───────────────┐ │ │

│ Решение │ │ Решение │ │ │

│ о привлечении│ │ о проведении │ │ │

│ эксперта, │ │ дополнительных│ │ │

│ свидетеля, │ │ мероприятий │ │ │

│ специалиста │ │ налогового │ │ │

│ │ │ контроля │ │ │

└───────┬──────┘ └───────┬───────┘ │ │

V V │ │

┌──────────────┐ ┌───────────────┐ │ │

│ Решение │ │ Решение │ │ │

│ об отложении │ │ о продлении │ │ │

│ рассмотрения │>>>│ срока │ │ │

│ материалов │ │ рассмотрения │ │ │

│ проверки │ │ материалов │ │ │

│ │ │ проверки │ │ │

└───────┬──────┘ └───────┬───────┘ │ │

V V │ │

┌──────────────────────────────────┐ │ │

│ Повторное рассмотрение │<──────────────────┼────────────────┘

│ материалов камеральной проверки │ │

└─────────────────┬────────────────┘ │

V V

┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

│ Итоговое решение по камеральной проверке: │

│ │

│- решение о привлечении к ответственности │

│или │

│- решение об отказе в привлечении к ответственности │

└────────────────────────────────────┬────────────────────────────────────┘

│ не позднее 5 рабочих дней после

│ вынесения решения

V

┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

│ Вручение решения по камеральной проверке │

└─────────────────┬──────────────────┬───────────────────┬────────────────┘

V │ V

┌──────────────────────────────────┐ │ ┌──────────────────────────────────┐

│ Налогоплательщик согласен │ │ │ Налогоплательщик не согласен │

│ с решением по проверке │ │ │ с решением по проверке │

└─────────────────┬────────────────┘ │ └─────────────────┬────────────────┘

┌────────────┘ по истечении │ V

│ 10 рабочих дней │ ┌──────────────────────────────────┐

│ после вручения │ │ Обжалование решения по проверке │

│ решения │ └────┬────────────────────┬────────┘

│ V V V

│ ┌────────────────┐ ┌─────────────────┐

│ ┌─────────────────────────┤ Решение │ │ Решение │

│ │ ┌────────────────┐ │ по проверке │ │ по проверке │

│ │ │ Взыскание │ или │ вступило в силу│ │ не вступило │

│ │ │ налогов, пеней,│ │ │ │ в силу │

│ │ │ штрафов │<────┤ │ │ │

│ │ │(ст. ст. 45 - 48│ │ │ │ │

│ │ │ НК РФ) │ │ │ │ │

│ │ └────────────────┘ └────────┬───────┘ └────────┬────────┘

V V V V

┌──────────────────────────────┐ ┌────────────────┐ ┌─────────────────┐

│ Налогоплательщик │ │ Обжалование │ │ Обжалование │

│ исполняет решение по проверке│ │ решения │ │ решения │

│ │ │ по проверке │ │ по проверке │

│ │ │ в вышестоящий │ │ в вышестоящий │

│ │ │ налоговый орган│ │ налоговый орган │

│ │ │ │ │ в апелляционном │

│ │ │ │ │ порядке │

└──────────────────────────────┘ └────────┬───────┘ └────────┬────────┘

/│\ └──────────┬─────────┘

│ ┌──────────┴─────────┐

│ V V

│ ┌────────────────┐ ┌─────────────────┐

│ │Налогоплательщик│ │ Налогоплательщик│

└───────────────────────────┤ согласен │ │ не согласен │

│ с результатами │ │ с результатами │

│ обжалования │ │ обжалования │

└────────────────┘ └────────┬────────┘

V

┌─────────────────┐

│ Обжалование │

│ решения │

│по проверке в суд│

└─────────────────┘


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: