Жилая зона микрорайона

Жилая зона обычно располагается по периметру микрорайона. Внешней границей жилой зоны являются красные линии улиц, отделяющие микрорайон. Красной линией называется граница, отделяющая территорию микрорайона или группы жилых домов от улиц. Линией регулирования называется граница застройки, устанавливаемая для размещения зданий с отступом от красной линии. Между красной линией и линией регулирования застройки устраивают озеленённые полосы шириной не менее 6 м для магистральных улиц и не менее 3 м для жилых улиц.

Для изоляции жилых домов от шума и газов автомобилей вдоль красных линий улиц создаются защитные зеленые насаждения. Между жилыми зданиями должны соблюдаться санитарные разрывы с таким расчетом, чтобы рядом стоящие здания не препятствовали проникновению солнечных лучей в окна первых этажей. Они назначаются в соответствии с [1, п. 2.12*, п. 9.19, примечания], сведения из которого приведены в табл. 4.1.

Таблица 4.1

Санитарные разрывы между жилыми зданиями

Расстояние нормируемое Расстояние при застройке зданиями с количеством этажей, м
от 2 до 4          
Между длинными сторонами зданий            
Между длинными сторонами и торцами зданий, а также между торцами с окнами из жилых комнат            
Между торцами зданий без окон из жилых комнат и между одноэтажными домами По нормам противопожарных разрывов
Между домами башенного типа при расположении их на одной оси        

Противопожарные разрывы между зданиями

Степень огнестойкости здания Расстояния при степени огнестойкости зданий, м
I–II III IIIa, IIIб, IVа, V
I–II      
III      
IIIa, IIIб, IVа, V      

С целью создания наилучших условий жизни: хорошей инсоляции жилых помещений, просторных жилых дворов, максимальной изоляции от уличного шума и пыли, озеленения жилых дворов – применяется система свободной застройки.

Во дворах жилых групп размещаются следующие площадки: детские игровые, для отдыха взрослых, хозяйственные, для бытовых нужд населения, размеры которых и расстояния от них до жилых и общественных зданий приведены в табл. 4.3 [2, п. 2.51; 1, п. 2.13, табл. 2].

Детские игровые площадки могут иметь или прямоугольную форму или же свободное очертание. Соотношение сторон площадок отдыха желательно принимать 1:1,5 или 1:2,0

Рис. 4.2. Детские игровые площадки: а – для детей ясельного возраста; б – для дошкольников; 1 – песочница; 2 – скамья; 3 – плескательный бассейн; 4 – газон для игр; 5 – теневой навес; 6 – стол; 7 – трельяж

Рис. 4.3. Примеры решения площадок для отдыха взрослого населения: а – для настольных игр; б – для тихого отдыха: 1 – стол со скамьями; 2 – скамья; 3 – беседка;
4 – цветочница; 5 – трельяж; 6 – бассейн; 7 – пергола; 8 – мощение из бетонных плиток

Площадки хозяйственного обслуживания предназначаются для кратковременной стоянки индивидуальных автомобилей, размещения мусоросборников, сушки белья, выбивки ковров. Площадки для различных хозяйственных нужд должны размещаться на изолированных участках, вблизи жилых зданий.

Эти площадки должны отделяться от мест отдыха полосой зелёных насаждений. К ним должны быть предусмотрены подъезды для вывозки мусора.

Примеры благоустройства в группах жилых домов приведены на рис. 4.6.

2. На игровых площадках одновременно может находиться около 50 % детей в возрасте до 7 лет и 25 % – от 7 до 12 лет.

3. Допускается устройство общей площадки для детей в возрасте до 3 лет и от 3 до 7 лет при выделении для первых изолированного участка.

4. Устройство площадок для детей 12–16 лет во дворах не предусматривается, так как подростки пользуются спортивными площадками школ и микрорайонных спортивных комплексов.

Рис. 4.4. Оборудование хозяйственных площадок: а – для сушки белья; б – площадка для мусоросборников и чистки домашних вещей в – навес для мусоросборников;

Рис. 4.5. Размещение хозяйственных дворов
в жилой застройке: 1 – хозяйственные дворы

Рис. 4.6. Примеры благоустройства в группах жилых домов: 1 – бассейн; 2 – площадка для отдыха взрослого населения; 3 – детская площадка; 4 – спортивная площадка; 5 – хозяйственная площадка

Схема жилого района

1 – школы и детские учреждения; 2 – районные общест­венные учреждения; 3 – жилая территория и границы микрорайонов; 4 – сады

Тротуары, проезды, дворы и замощенные площадки, расположенные на территории квартала, занимают до 15% его площади. Расположение проездов для легкового и гру­зового транспорта близко от входов в жилые дома создает опасность, особенно для детей.

Система проездов и пешеходных дорожек в микрорайоне 1 – улицы и подъезды к группам домов; 2 – подходы и подъезды к домам; 3 – основные пешеходные аллеи; 4 – тротуары; 5 – участки для гаражей План квартала

Проект застройки квартала

1 – школа; 2 – детские учреждения; 3 – спортив­ные и игровые площадки; 4, 5 – магазины и ком­бинаты бытового обслуживания; 6 – зона отдыха; 7 – гараж ин­ди­ви­дуальных машин

Магазины, столовые, производственные мастерские и другие помещения в первых этажах зданий вызывают усиленное движе­ние по внутриквартальным проездам грузо­вого автомобильного транспорта – образо­вание шумов, запахов и пыли, часть терри тории отходит под склады порожней тары; возникает общее загрязнение квартальной территории. Непродуманное размещение га­ражей для индивидуальных машин, мест для сушки белья, выбивания пыли, установки му­соросборников ведет к плохому использова­нию территории. В каждом отдельном случае застройки квартала все эти вопросы следует решать комплексно, с учетом размещения жилых домов.

Схема квартала обслуживания

1 – гараж на 400 мест; 2 – почта, банк, сберкас­са; 3 – универмаг; 4 – магазин продовольствен­ный на 30 рабочих мест; 5 – комбинат бытового обслуживания на 80 рабочих мест; 6 – прачечная на 2000 кг белья в смену; 7 – ресторан-столовая


Рис. 4.14. Схема размещения проездов и пешеходных аллей микрорайона: – внутримикрорайонные проезды

и подъезды; – пешеходные аллеи; – автостоянки; – мусоросборники;

– хоздворы и разворотные площадки

Рис. 4.15. Поперечный профиль микрорайонных проездов и дорожек: а – основной двухполосный проезд;

б – кольцевой однополосный проезд; в – тупиковый однополосный проезд;

г – пешеходная дорожка; д – хозяйственный проезд

Площадки для стоянки автомобилей располагают на жилых улицах в местах:

1) примыкания к ним внутренних проездов;

2) непосредственно на внутренних проездах;

3) близ въездов в микрорайоны с магистральных улиц;

4) на участках хозяйственных дворов.

Расстояние от подъездов жилых домов до площадок должно быть не более 100 м. При размещении площадок для стоянки автомобилей следует принимать уровень автомобилизации на расчетный срок 200–250 легковых автомобилей на 1000 жителей [1, п. 6.3].

Гаражи, предназначенные для постоянного хранения легковых индивидуальных автомобилей, в микрорайонах могут быть наземные и подземные, боксового и манежно-боксового типов без оборудования для обслуживания и ремонта автомобилей. Обычно боксы объединяются в группы и блокируются с коммунально-хозяйственным блоком.

В связи с тем, что эксплуатация гаражей связана с постоянным подъездом машин к ним, располагать их в глубине микрорайона нежелательно. Наиболее целесообразно размещать их вблизи красных линий на отдельных участках, изолировать зелеными насаждениями шириной не менее 10 м, хозяйственным блоком, торгово-общественными зданиями и т. п.

На территории должно размещаться не менее 70 % количества автомобилей граждан, проживающих в данном микрорайоне с учетом принятого уровня автомобилизации. Число мест в гаражах устанавливается нормами или принимается по заданию на проектирование [1, п. 6.34].

Расстояния от гаражей до зданий различного назначения приведены в табл. 4.10 [1, п. 6.39*, табл. 10*].

Таблица 4.10

Расстояния от гаражей до зданий различного назначения

Наименование зданий Количество автомобилей в гараже
10 и менее 11–50 51–100 свыше 100
Жилые дома,        
в том числе торцы жилых домов без окон        
Общественные, кроме лечебных        
Общеобразовательные школы, детские сады-ясли        

Выезды из гаражей шириной 5,5 м для двухстороннего и 3 м для одностороннего движения следует предусматривать на магистральные улицы районного значения, улицы местного движения, а также на местные проезды магистральных улиц общегородского значения, минуя жилые территории, участки школ и детских садов-яслей. Примеры размещения гаражей приведены на рис. 4.16.

Рис. 4.16. Примеры размещения гаражей в микрорайоне: а – на изолированном участке в микрорайоне;

б – на изолированных участках в группах домов: 1 – гаражи


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: