Перестройка экономики. Реформа 1987 года.
Третий этап развития экономики – попытка изменения содержания экономических функций государства характеризуется разработкой Концепции радикальной экономической реформы и нормативно-правовой документации по изменению функций управления народным хозяйством на всех уровнях. Были приняты важные для проведения экономических преобразований законы: «Закон о госпредприятии» и «Закон о предпринимательской деятельности».
Основными критериями полного хозрасчета и демократизма системы стали понятия:
- самоокупаемость;
- самофинансирование;
- самоуправление.
Однако, без должного государственного регулирования демократизация управления и планирования развития отраслей национальной экономики не дала желаемых результатов, вызвала спад производства и снижение его эффективности.
Предпосылкой следующего этапа реформирования было положение экономики страны и совокупность внешних и внутренних факторов ее развития. В 1986 году резко упали валютные поступления от экспорта энергоносителей. В результате стали сокращать импорт.
|
|
Таблица 3.
Падение импорта в СССР в 1985 – 1986 гг.
Показатели | 1985 г. | 1986 г. | Сокращение, % |
Зерно, млн. т. | 39,7 | 22,8 | 43,0 |
Хлопок – волокно, тыс. т. | 135,0 | 14,0 | 90,0 |
Масло животное, тыс. т. | 211,0 | 131,0 | 37,9 |
Масло растительное, тыс. т. | 788,0 | 414,0 | 47,5 |
Шелковые ткани, млн. м. | 70,6 | 49,3 | 30,2 |
Трикотаж, млн. м. | 123,0 | 82,6 | 32,7 |
Кожаная обувь, млн. пар | 16,5 | 11,8 | 28,5 |
Чай, тыс. т. | 8,1 | 3,1 | 61,7 |
Прокат черных металлов, тыс. т. | 5132,0 | 2996,0 | 42,0 |
Импорт инвестиционных товаров сократился меньше, а по некоторым видам оборудования, а также по мясу и мясопродуктам наблюдался рост.
Важнейшей особенностью новой экономической реформы должна была стать ее ориентация на развитие социальной сферы. Предполагалось это выполнить за счет:
А) Конверсии оборонной промышленности:
Б) Расширения демократических основ, повышения активности руководящих кадров;
В) Заинтересованности трудящихся в результатах своего труда.
Реформа 1987 года, проведенная в стране по изменению экономической системы хозяйствования носила крайне противоречивый характер.
С одной стороны, в соответствии с постановлением «О перестройке планирования и повышения роли Госплана СССР в новых условиях хозяйствования» главнейшим критерием деятельности предприятий называлось выполнение заказов и договоров.
С другой стороны, Закон СССР «О государственном предприятии» значительно расширил права предприятий в области ценообразования, распоряжения прибылью и заключении договоров. Закон «О государственном предприятии» давал право повышать цены на производимую продукцию и договариваться с тем, кого эта цена устраивала. Администрации предприятий на законном основании абстрагируются от государственных интересов.
|
|
В январе 1987 года по решению Совета Министров СССР было отменено ограничение во внешней торговли и разрешено предприятиям и частным лицам продавать за рубеж любые товары по любым ценам. Это решение создало условия незаинтерисованности производителей в развитии внутреннего рынка страны. Началось вымывание товаров за границу и обесценение рубля.
В 1990 году национальный доход снизился по сравнению с 1989 годом на 4%. Впервые за все годы Советской власти в мирное время было зафиксировано падение объема производства.
В 1990 году был зафиксирован самый низкий со времен войны естественный прирост населения – 0,23% (в 1987 г. – 0,66%). Нарастание кризисных явлений в экономике страны способствовало переключению внимания общества со стратегических целей на решение текущих задач.
В 1990 году XXVIII съезд КПСС принял резолюцию о переходе на рыночные отношения. Таким образом, провозглашенный ранее курс на самостоятельное развитие был полностью свернут и вместо него провозглашена цель интеграции в мировое хозяйство через переход к «рыночной экономике».