Система самофинансирования

Самофинансирование особенно характерно для стран с рыночной экономикой. В странах с командной экономикой самофинансирование либо вообще отсутствует, либо носит номинальный характер. Так, в СССР формально существовал хозрасчёт, но реального самофинансирования не было, а существовало центральное адресное финансирование с использованием нормативов финансирования.

Самофинансированиеэто процесс образования и использования собственных денежных средств предприятий и граждан.

Самофинансирование предполагает их способность развиваться за счёт собственных финансовых ресурсов. Субъекты не просто образуют и используют денежные средства, но их достаточно для дальнейшего развития.

Применительно к физическим лицам самофинансирование означает их возможность развиваться за счёт собственных доходов. Граждане получают доход по труду, на собственность и капитал (предпринимательские доходы) и иные (социальные), получаемые вне зависимости от доходов по труду и предпринимательских доходов.

Для предприятия важна самоокупаемость, то есть возмещение своих затрат на производство. Если предприятие через выручку от произведённой продукции возмещает понесённые затраты, оно находится на самоокупаемости. Самоокупаемость это основа самофинансирования, но самофинансирование это не только самоокупаемость, но и наличие ресурсов необходимых для дальнейшего развития, а не только функционирование на одном и том же уровне не развиваясь и не расширяя масштабов своей деятельности.

Встаёт вопрос, как обеспечить самофинансирование, особенно в условиях рыночной экономики, что такое фиктивное самофинансирование и монопольное самофинансирование?

Так, многие монополии находятся на самофинансировании, но это фиктивное самофинансирование, поскольку монополии за счёт сверх высоких цен окупают чрезмерно раздутые затраты.

Также существует проблема самофинансирования граждан, как обеспечить существование различных видов доходов, не допустить поляризацию доходов и т.д.

Тема №11: «Государственное регулирование экономики»

Бурное развитие товарного хозяйства, развитие процессов централизации, концентрация капитала, его накопление, образование монополий, возникновение фиктивного капитала, развитие финансовых и иных рынков неизбежно выдвигает вопрос о необходимости эффективного регулирования рыночной системы, которая проявляет не способной эффективно саморегулироваться. Возникает потребность внедрения в рыночную систему каких-то особых не рыночных регуляторов хозяйственной деятельности. В связи с этим возрастает роль государственного регулирования, особенно ярко это наблюдается в XX в., когда предпринимаются попытки создания экономических систем, где государственное регулирование играет всеобъемлющую, тотальную роль. Речь идёт о СССР и странах социалистического лагеря, где государственное централизованное регулирование экономикой играло решающую роль. А в некоторых странах, например, Китае, и сейчас государственное регулирование, несмотря на всё многообразие форм собственности, в известной мере подчиняет себе рыночное регулирование. Роль экономического государственного центра очень высока, намного выше, чем сейчас в России. У нас вообще парадоксальная ситуация. До 90-х годов государство играло исключительную роль в управлении экономикой, имело тотальный контроль над экономической жизнью, но потом произошло «бегство» государства от управления экономикой, оно самоустранилось от решения многих экономических проблем. Субъекты экономической жизни должны были сами ориентироваться в новых сложных условиях без помощи государства, с чем далеко не все справились. Тоже самое и с гражданами, когда государство используя методы «шоковой терапии» оставило граждан один на один перед лицом рынка.

Вопросы по теме:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: