Социологический анализ современного социального мифотворчества. Социальные представления об успешности глазами студентов УлГУ
Давыдов Д. О. студент 4 курса специальности Социология
Научный руководитель: Алхасов А. Я.., к.ф.н.,
доцент кафедры социологии и политологии УлГУ
Было проведено социологическое исследование: «Социальные представления об успешности глазами студентов УлГУ» по репрезентативной квотной выборке (размер выборки 94 человека, надежность 95%, доверительный интервал 10%). В результате исследования были получены следующие результаты:
На вопрос «Встречали ли вы в окружающем Вас информационном пространстве (семья, друзья, знакомые, телевизор, интернет, плакаты и т. д.) упоминания об «успехе», «успешности», как чем-то, «к чему стоит стремиться»?» большая часть респондентов ответили утвердительно (75,5%), при этом тех кто разделяет подобные представления (12,8%) больше чем тех, кто с ними ни разу не встречался (10,6%), почти отсутствуют те, кто «затруднились ответить» (всего 1,1% - 1 респондент)
| Таблица 1. Встречали ли вы в течении года в окружающем вас информационном пространстве упоминания об «успехе», «Успешности», как чего-то «к чему стоит стремиться»? | ||||
| Частота | Процент | |||
| Нет, не встречал | 10,6 | |||
| Да, встречал | 71 | 75,5 | ||
| Сам разделяю подобные представления | 12 | 12,8 | ||
| Затрудняюсь ответить | 1,1 | |||
| Итого | 100,0 |
На вопрос как часто вы встречаете упоминания об «успешности», «жизненном успехе» мнение респондентов распределилось между вариантами «Иногда» (31,9%) и «Часто» (35,1%), но при этом тех кто «Постоянно встречает» (10,6%) и тех кто «Активно распространяет» (8,5%) больше тех, что «Редко» (6,4%) сталкивается с подобными упоминаниями и теми, кто «Никогда не встречал» (7,4%).
| Таблица 2. Как часто вы встречаете упоминания об "успешности", "жизненном успехе" в общем? | |||
| Частота | Процент | ||
| Никогда не встречал | 7,4 | ||
| Редко | 6,4 | ||
| Иногда | 30 | 31,9 | |
| Часто | 33 | 35,1 | |
| Постоянно встречаю | 10,6 | ||
| Активно распространяю | 8,5 | ||
| Итого | 100,0 |
Социальная культура «Успешности» является крайне активной - большая часть респондентов часто встречают подобные упоминания в окружающем их информационном пространстве.
Таблица 3
Источники распространения мифологии успешности
| Источники распространения мифологии «успешности» | ||||||
| Никогда не встречал | Редко встречаю | Иногда встречаю | Часто встречаю | Постоянно встречаю | Надежность модели | |
| Семья | 21,3% | 20,2% | 22,3% | 26,6% | 8,5% | 98,9% |
| Близкие люди, друзья | 14,9% | 20,2% | 24,5% | 35,1% | 4,3% | 98,9% |
| Тренинги, семинары и пр. | 40,4% | 14,9% | 21,3% | 16% | 6,4% | 98,9% |
| Знакомые | 28,7% | 23,4% | 30,9% | 12,8% | 3,2% | 98,9% |
| Листовки | 38,3% | 16% | 23,4% | 11,7% | 9,6% | 98,9% |
| Интернет | 8,5% | 10,6% | 16% | 37,2% | 26,6% | 98,9% |
| Плакаты | 28,7% | 27,7% | 26,6% | 10,6% | 5,3% | 98,9% |
| Журналы | 31,9% | 18,1% | 25,5% | 16% | 7,4% | 98,9% |
| Газеты | 37,2% | 24,5% | 23,4% | 10,6% | 2,1 | 97,9% |
Из приведенной таблицы видно, что мифология успешности распространена почти по всем указанным источникам, но студенты редко встречаются с тренингами (Никогда не встречали 40,4%), листовками (Никогда не встречали 38,3%) и газетами (Никогда не встречали 37,2%) чаще всего мифология успешности распространяется по интернету и наиболее эффективно – в сочетании воздействия семьи, близких людей и друзей и интернета. Дополнительные значимые источники распространения мифологии успешности: Книги (8,5%), Телевидение (9,6%), Фильмы (5,3%), помимо этого замечено, что мифология успешности распространяется в самом университете (5,3%) и в волонтерских организациях (1,1%). На открытый вопрос «В чем, по-вашему мнению, заключается жизненный успех?» мифологических компонентов выявлено не было – для большей части студентов жизненный успех заключается в хорошей работе (30,85%), в достижении целей (28,72%), семье (24,46%), своем доме (10,63%), образовании (6,38%), самореализации (5,31%), друзьях (4,25%) и т. д. Ошибка! Ошибка связи.
Мероприятия, распространяющие культуру успешности посещали 31,91% студентов УлГУ. Большая часть респондентов посещала бесплатные мероприятия. Платные мероприятия посещались лишь 4,3% респондентов (от общей выборки). При том 5,3% респондентов отмечали наличие в рамках этих мероприятий товарно-денежных отношений. Исходя из впечатлений респондентов (открытый вопрос) данные мероприятия удовлетворяют следующие открытые мотивационные функции: познавательную (25,53% от тех, кто посещал), рекреационную (5,31%), коммуникативную (2,12%). От тех, кто посещал и оставил отзыв о посещениях (21,2% от общей выборки) положительные отзывы в открытом вопросе о впечатлениях оставили 65% (13,8% респондентов от общей выборки), отрицательные 35% (7,4% от общей выборки)
Из данных мероприятий большая часть студентов посещали Курсы обучения ораторскому исскуству/развития уверенности в себе/повышения лидерских качеств (20,2%), Мероприятия по типу: «Как открыть свое дело и стать успешным бизнесменом?» посещали 5,3% студентов, кружки тайм-менеджмента – 4,3%, столько же – тренинги повышения эффективности продаж. Пикап-тренинги и финансовые пирамиды посещали 3,2% студентов.
В ходе наблюдений и анализа документов было выявлено, что в рамках культуры успешности распространяются следующие устойчивые мифологемы-социальные установки: 1) «Для того, чтобы достичь успеха необходимо культивировать в себе позитивное мышление», 2) ««Можно стать более успешным при помощи аффермаций, таких как: «Я успешен», «Вселенная изобильна», «Я денежный магнит»», «Я прирожденный лидер», «Я успешен в глазах девушек» и т. д..». Опрос показал, что мифологема «позитивного мышления» (у которой отсутствует связь с научно-философской традицией позитивизма, «позитивное мышление» в сознании студентов это именно «мыслить что все будет хорошо») достаточно встречаема (вариант «иногда» набрал 24,5%, «часто» – 21,3%). При этом замечено, что данное верование воспринимается как реальное каждым десятым студентом (10,6% студентов) и этот же процент (10,6%) активно его распространяет. Мифологема «аффермаций» распространена намного меньше – большая часть студентов с ней не встречались (34%), однако постоянно встречают ее 12,8% и она воспринимается как реальная 2,1 % студентов.
Замечено, что 60% влияния мифологемы «мысли позитивно» отмечается на тренингах посвященных «личностному росту», ораторскому искусству, лидерству, уверенности в себе, там же встречается и мифологема «аффермаций», но активно распространяется еще и из среды выходцев из кружков тайм-менеджеров (50%). Замечена четкая линейная связь с большей частью сопутствующих культурных установок, которые подвергались проверке. На вопрос «Воспринимаются ли данные утверждения в целом вами как "реальные"/"истинные"?» (включая мифологемы) большая часть студентов ответила «да» (Нет – 24,5%, Скорее нет, чем да – 11,7%, Скорее да, чем нет – 22, 3%, Да – 36,2% Общее «Да»: 58,5% по сравнению с 36, 2% выбравших отрицательные ответы). Это говорит о принятии данной культуры студенческой средой. Особенно хотелось бы обратить внимание на то, что мифология успешности способствует процессу социальной дезориентации индивидов, их атомизации и снижению социальной солидарности – большая часть представителей разделяющих мифологию успешности относятся положительно к суждению «Не думай о том, что о тебе подумают другие» и отрицательно к суждению «Люди действуют, ориентируясь на других».
Была проведена попытка эмпирически построить идеально-типическую модель «Успешного человека» в сознании студентов. Для этого был использован метод неоконченных предложений с дальнейшей обработкой результатов контент-анализом (были взяты только те суждения, которые повторились 2 и более раз). Результаты обработки приведены в таблицах 4 -15
Таблица 4.
Метод неоконченных предложений: «Успешного человека отличают…»
| Успешного человека отличают | частота | процент |
| Целеустремленность | 17 | 18,08511 |
| Уверенность | 21 | 22,34043 |
| Позитивный взгляд на жизнь | 10 | 10,6383 |
| Трудолюбие | 7,446809 | |
| Упорство | 6,382979 | |
| Ум | 5,319149 | |
| Социальный статус | 5,319149 | |
| Вера в свои силы | 4,255319 | |
| Умение применять знания | 3,191489 | |
| Спокойствие | 3,191489 | |
| Харизма | 2,12766 | |
| Сила воли | 2,12766 | |
| Признание других | 2,12766 |
Таблица 5.
Метод неоконченных предложений: «Успешный человек должен…»
| Успешный человек должен | Частота | Процент |
| Быть целеустремленным | 12 | 12,76596 |
| Не ставить себя выше всех | 7,446809 | |
| Быть умным и хитрым | 5,319149 | |
| Побеждать | 5,319149 | |
| Уметь распоряжаться своим временем | 4,255319 | |
| Быть уверенным | 3,191489 | |
| Действовать | 3,191489 | |
| Помогать другим | 3,191489 | |
| Быть богатым | 2,12766 | |
| Быть организованным | 2,12766 | |
| Не делиться успехами | 2,12766 | |
| Быть терпеливым | 2,12766 |
Таблица 6.
Метод неоконченных предложений: «Обычно успешные люди…»
| Обычно успешные люди | Частота | Процент |
| Богаты | 12 | 12,76596 |
| Сильные и уверенные | 8 | 8,510638 |
| Умные | 7,446809 | |
| Счастливы | 7,446809 | |
| Занятые | 6,382979 | |
| Добиваются чего хотят | 4,255319 | |
| Трудолюбивы | 4,255319 | |
| Общительные | 3,191489 | |
| Правильно мыслят | 3,191489 | |
| Не афишируют успех | 3,191489 | |
| Позитивны | 3 | 3,191489 |
| Успешны во всем | 3,191489 | |
| Добрые | 2,12766 | |
| Довольные | 2,12766 | |
| Имеют семью | 2,12766 | |
| Много работают | 2,12766 | |
| Не жалуются | 2,12766 | |
| Требовательны | 2,12766 | |
| хорошо учатся | 2,12766 |
Таблица 7.
Метод неоконченных предложений: «Ближе всего к понятию "Успешный человек" понятие…»
| Ближе всего к понятию "Успешный человек" | Частота | Процент |
| Счастливый | 14 | 14,89362 |
| Богатый | 10 | 10,6383 |
| Умеющий добиваться цели | 9,574468 | |
| Сильный | 6,382979 | |
| Предриниматель, "бизнесмен" | 4,255319 | |
| Уверенный | 3,191489 | |
| Везунчик | 3,191489 | |
| Лидер | 3,191489 | |
| Самореализовавшийся | 2,12766 | |
| Благополучный | 2,12766 | |
| Влиятельный | 2,12766 | |
| Еврей | 2,12766 | |
| Профессионал | 2,12766 |
Таблица 8.
Метод неоконченных предложений: «Всех успешных людей объединяет…»Ошибка! Ошибка связи.
Таблица 9.
Метод неоконченных предложений: «Я называю "Успешным человеком"…»
| Я называю "Успешным человеком" | Частота | Процент |
| Того, кто добился своей цели | 13 | 13,82979 |
| Родных и близких | 12 | 12,76596 |
| Кого-то конкретного (имя) | 9 | 9,574468 |
| Состоявшегося в жизни | 6 | 6,382979 |
| Бизнесменов и предпринимателей | 5 | 5,319149 |
| Который добился всего сам | 5,319149 | |
| Карьериста | 4,255319 | |
| В. Путина | 2,12766 | |
| Богатого | 2,12766 | |
| Довольных жизнью | 2,12766 | |
| себя | 2,12766 | |
| Сильного человека | 2,12766 | |
| Кто умеет применять знания | 2,12766 | |
| Занят любимым делом | 2,12766 | |
| Кто верит, что все будет хорошо | 2 | 2,12766 |
Таблица10.






