Источники распространения мифологии успешности

Социологический анализ современного социального мифотворчества. Социальные представления об успешности глазами студентов УлГУ

Давыдов Д. О. студент 4 курса специальности Социология

Научный руководитель: Алхасов А. Я.., к.ф.н.,

доцент кафедры социологии и политологии УлГУ

Было проведено социологическое исследование: «Социальные представления об успешности глазами студентов УлГУ» по репрезентативной квотной выборке (размер выборки 94 человека, надежность 95%, доверительный интервал 10%). В результате исследования были получены следующие результаты:
На вопрос «Встречали ли вы в окружающем Вас информационном пространстве (семья, друзья, знакомые, телевизор, интернет, плакаты и т. д.) упоминания об «успехе», «успешности», как чем-то, «к чему стоит стремиться»?» большая часть респондентов ответили утвердительно (75,5%), при этом тех кто разделяет подобные представления (12,8%) больше чем тех, кто с ними ни разу не встречался (10,6%), почти отсутствуют те, кто «затруднились ответить» (всего 1,1% - 1 респондент)

Таблица 1. Встречали ли вы в течении года в окружающем вас информационном пространстве упоминания об «успехе», «Успешности», как чего-то «к чему стоит стремиться»?
  Частота Процент  
  Нет, не встречал   10,6  
Да, встречал 71 75,5  
Сам разделяю подобные представления 12 12,8  
Затрудняюсь ответить   1,1  
Итого   100,0  

На вопрос как часто вы встречаете упоминания об «успешности», «жизненном успехе» мнение респондентов распределилось между вариантами «Иногда» (31,9%) и «Часто» (35,1%), но при этом тех кто «Постоянно встречает» (10,6%) и тех кто «Активно распространяет» (8,5%) больше тех, что «Редко» (6,4%) сталкивается с подобными упоминаниями и теми, кто «Никогда не встречал» (7,4%).

Таблица 2. Как часто вы встречаете упоминания об "успешности", "жизненном успехе" в общем?
  Частота Процент  
Никогда не встречал   7,4  
Редко   6,4  
Иногда 30 31,9  
Часто 33 35,1  
Постоянно встречаю   10,6  
Активно распространяю   8,5  
Итого   100,0  

Социальная культура «Успешности» является крайне активной - большая часть респондентов часто встречают подобные упоминания в окружающем их информационном пространстве.

Таблица 3

Источники распространения мифологии успешности

Источники распространения мифологии «успешности»
  Никогда не встречал Редко встречаю Иногда встречаю Часто встречаю Постоянно встречаю Надежность модели
Семья 21,3% 20,2% 22,3% 26,6% 8,5% 98,9%
Близкие люди, друзья 14,9% 20,2% 24,5% 35,1% 4,3% 98,9%
Тренинги, семинары и пр. 40,4% 14,9% 21,3% 16% 6,4% 98,9%
Знакомые 28,7% 23,4% 30,9% 12,8% 3,2% 98,9%
Листовки 38,3% 16% 23,4% 11,7% 9,6% 98,9%
Интернет 8,5% 10,6% 16% 37,2% 26,6% 98,9%
Плакаты 28,7% 27,7% 26,6% 10,6% 5,3% 98,9%
Журналы 31,9% 18,1% 25,5% 16% 7,4% 98,9%
Газеты 37,2% 24,5% 23,4% 10,6% 2,1 97,9%

Из приведенной таблицы видно, что мифология успешности распространена почти по всем указанным источникам, но студенты редко встречаются с тренингами (Никогда не встречали 40,4%), листовками (Никогда не встречали 38,3%) и газетами (Никогда не встречали 37,2%) чаще всего мифология успешности распространяется по интернету и наиболее эффективно – в сочетании воздействия семьи, близких людей и друзей и интернета. Дополнительные значимые источники распространения мифологии успешности: Книги (8,5%), Телевидение (9,6%), Фильмы (5,3%), помимо этого замечено, что мифология успешности распространяется в самом университете (5,3%) и в волонтерских организациях (1,1%). На открытый вопрос «В чем, по-вашему мнению, заключается жизненный успех?» мифологических компонентов выявлено не было – для большей части студентов жизненный успех заключается в хорошей работе (30,85%), в достижении целей (28,72%), семье (24,46%), своем доме (10,63%), образовании (6,38%), самореализации (5,31%), друзьях (4,25%) и т. д. Ошибка! Ошибка связи.

Мероприятия, распространяющие культуру успешности посещали 31,91% студентов УлГУ. Большая часть респондентов посещала бесплатные мероприятия. Платные мероприятия посещались лишь 4,3% респондентов (от общей выборки). При том 5,3% респондентов отмечали наличие в рамках этих мероприятий товарно-денежных отношений. Исходя из впечатлений респондентов (открытый вопрос) данные мероприятия удовлетворяют следующие открытые мотивационные функции: познавательную (25,53% от тех, кто посещал), рекреационную (5,31%), коммуникативную (2,12%). От тех, кто посещал и оставил отзыв о посещениях (21,2% от общей выборки) положительные отзывы в открытом вопросе о впечатлениях оставили 65% (13,8% респондентов от общей выборки), отрицательные 35% (7,4% от общей выборки)

Из данных мероприятий большая часть студентов посещали Курсы обучения ораторскому исскуству/развития уверенности в себе/повышения лидерских качеств (20,2%), Мероприятия по типу: «Как открыть свое дело и стать успешным бизнесменом?» посещали 5,3% студентов, кружки тайм-менеджмента – 4,3%, столько же – тренинги повышения эффективности продаж. Пикап-тренинги и финансовые пирамиды посещали 3,2% студентов.

В ходе наблюдений и анализа документов было выявлено, что в рамках культуры успешности распространяются следующие устойчивые мифологемы-социальные установки: 1) «Для того, чтобы достичь успеха необходимо культивировать в себе позитивное мышление», 2) ««Можно стать более успешным при помощи аффермаций, таких как: «Я успешен», «Вселенная изобильна», «Я денежный магнит»», «Я прирожденный лидер», «Я успешен в глазах девушек» и т. д..». Опрос показал, что мифологема «позитивного мышления» (у которой отсутствует связь с научно-философской традицией позитивизма, «позитивное мышление» в сознании студентов это именно «мыслить что все будет хорошо») достаточно встречаема (вариант «иногда» набрал 24,5%, «часто» – 21,3%). При этом замечено, что данное верование воспринимается как реальное каждым десятым студентом (10,6% студентов) и этот же процент (10,6%) активно его распространяет. Мифологема «аффермаций» распространена намного меньше – большая часть студентов с ней не встречались (34%), однако постоянно встречают ее 12,8% и она воспринимается как реальная 2,1 % студентов.

Замечено, что 60% влияния мифологемы «мысли позитивно» отмечается на тренингах посвященных «личностному росту», ораторскому искусству, лидерству, уверенности в себе, там же встречается и мифологема «аффермаций», но активно распространяется еще и из среды выходцев из кружков тайм-менеджеров (50%). Замечена четкая линейная связь с большей частью сопутствующих культурных установок, которые подвергались проверке. На вопрос «Воспринимаются ли данные утверждения в целом вами как "реальные"/"истинные"?» (включая мифологемы) большая часть студентов ответила «да» (Нет – 24,5%, Скорее нет, чем да – 11,7%, Скорее да, чем нет – 22, 3%, Да – 36,2% Общее «Да»: 58,5% по сравнению с 36, 2% выбравших отрицательные ответы). Это говорит о принятии данной культуры студенческой средой. Особенно хотелось бы обратить внимание на то, что мифология успешности способствует процессу социальной дезориентации индивидов, их атомизации и снижению социальной солидарности – большая часть представителей разделяющих мифологию успешности относятся положительно к суждению «Не думай о том, что о тебе подумают другие» и отрицательно к суждению «Люди действуют, ориентируясь на других».

Была проведена попытка эмпирически построить идеально-типическую модель «Успешного человека» в сознании студентов. Для этого был использован метод неоконченных предложений с дальнейшей обработкой результатов контент-анализом (были взяты только те суждения, которые повторились 2 и более раз). Результаты обработки приведены в таблицах 4 -15

Таблица 4.

Метод неоконченных предложений: «Успешного человека отличают…»

Успешного человека отличают частота процент
Целеустремленность 17 18,08511
Уверенность 21 22,34043
Позитивный взгляд на жизнь 10 10,6383
Трудолюбие   7,446809
Упорство   6,382979
Ум   5,319149
Социальный статус   5,319149
Вера в свои силы   4,255319
Умение применять знания   3,191489
Спокойствие   3,191489
Харизма   2,12766
Сила воли   2,12766
Признание других   2,12766

Таблица 5.

Метод неоконченных предложений: «Успешный человек должен…»

Успешный человек должен Частота Процент
Быть целеустремленным 12 12,76596
Не ставить себя выше всех   7,446809
Быть умным и хитрым   5,319149
Побеждать   5,319149
Уметь распоряжаться своим временем   4,255319
Быть уверенным   3,191489
Действовать   3,191489
Помогать другим   3,191489
Быть богатым   2,12766
Быть организованным   2,12766
Не делиться успехами   2,12766
Быть терпеливым   2,12766

Таблица 6.

Метод неоконченных предложений: «Обычно успешные люди…»

Обычно успешные люди Частота Процент
Богаты 12 12,76596
Сильные и уверенные 8 8,510638
Умные   7,446809
Счастливы   7,446809
Занятые   6,382979
Добиваются чего хотят   4,255319
Трудолюбивы   4,255319
Общительные   3,191489
Правильно мыслят   3,191489
Не афишируют успех   3,191489
Позитивны 3 3,191489
Успешны во всем   3,191489
Добрые   2,12766
Довольные   2,12766
Имеют семью   2,12766
Много работают   2,12766
Не жалуются   2,12766
Требовательны   2,12766
хорошо учатся   2,12766

Таблица 7.

Метод неоконченных предложений: «Ближе всего к понятию "Успешный человек" понятие…»

Ближе всего к понятию "Успешный человек" Частота Процент
Счастливый 14 14,89362
Богатый 10 10,6383
Умеющий добиваться цели   9,574468
Сильный   6,382979
Предриниматель, "бизнесмен"   4,255319
Уверенный   3,191489
Везунчик   3,191489
Лидер   3,191489
Самореализовавшийся   2,12766
Благополучный   2,12766
Влиятельный   2,12766
Еврей   2,12766
Профессионал   2,12766

Таблица 8.

Метод неоконченных предложений: «Всех успешных людей объединяет…»Ошибка! Ошибка связи.

Таблица 9.

Метод неоконченных предложений: «Я называю "Успешным человеком"…»

Я называю "Успешным человеком" Частота Процент
Того, кто добился своей цели 13 13,82979
Родных и близких 12 12,76596
Кого-то конкретного (имя) 9 9,574468
Состоявшегося в жизни 6 6,382979
Бизнесменов и предпринимателей 5 5,319149
Который добился всего сам   5,319149
Карьериста   4,255319
В. Путина   2,12766
Богатого   2,12766
Довольных жизнью   2,12766
себя   2,12766
Сильного человека   2,12766
Кто умеет применять знания   2,12766
Занят любимым делом   2,12766
Кто верит, что все будет хорошо 2 2,12766

Таблица10.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: