| Я не могу назвать успешным человеком | Частота | Процент |
| Кто ни к чему не стремится | 7 | 7,446809 |
| Кому наплевать на все и всех | 6 | 6,382979 |
| Кто ноет | 5,319149 | |
| Кто ленится | 5,319149 | |
| Кто добился успеха не своим трудом | 4,255319 | |
| Кто не принимает решений | 4,255319 | |
| Кто ничего не умеет | 4,255319 | |
| Кто опускает руки перед трудностями | 4,255319 | |
| У кого отсутствуют цели | 4,255319 | |
| Кто боится | 3,191489 | |
| Кто думает, что лучше всех | 3,191489 | |
| Кто мало думает | 2,12766 | |
| Маргиналов, люмпенов и социопатов | 2,12766 | |
| Кто мыслит негативно | 2,12766 | |
| Кто ничего не может | 2,12766 | |
| Того, кто этого не хочет | 2,12766 |
Заметно, что в общественном сознании студентов представления об «Успешном человеке» состоят в основном из восприятия психологических особенностей поведения (уверенность, целеустремленность и т. д.) и экономического положения (богатство, успешные люди часто ассоциируются с предпринимателями), которые в сознании студентов доминируют над социальными качествами (социальный статус, признание других и т. д.). Вместе с этим весьма отчетливо выражена негативная моральная окраска одной из форм поведения идеально-типического «Успешного человека», которая может быть выражена словами «наплевать на все и всех»: в таблице 5 это выражено словами «Не ставить себя выше всех», в таблице 11 предполагается, что «успешный человек не бросит другого в беде», а в таблице 15 респонденты отказываются признавать «успешным» «того, кому на всех наплевать» и того «кто добился успеха не своим трудом». Такие варианты ответа как «успешного человека отличает признание других» и «успех – это нечто временное и приходящее, а другие всегда рядом» (единичный ответ, не выведенный в таблице) так же подтверждают этот моральный аспект восприятия. Как видно из таблиц 4,6,8,9,12 мифологема «позитивного мышления» отчетливо укоренена в «образе успешного человека». Можно сделать вывод, что завезенная из США культура и мифология успешности активно (хоть и не без изменений) приживается в студенческой среде, и в дальнейшем может оказать влияние на изменение социальных отношений.
Список литературы:
1. М.К. Горшков, Ф.Э. Шереги/ Прикладная социология: методология и методы: интерактивное учебное пособие. – М.: Институт социологии РАН, 2011






