double arrow

Метод неоконченных предложений: «Я не могу назвать успешным человеком»

3

Я не могу назвать успешным человеком Частота Процент
Кто ни к чему не стремится 7 7,446809
Кому наплевать на все и всех 6 6,382979
Кто ноет 5,319149
Кто ленится 5,319149
Кто добился успеха не своим трудом 4,255319
Кто не принимает решений 4,255319
Кто ничего не умеет 4,255319
Кто опускает руки перед трудностями 4,255319
У кого отсутствуют цели 4,255319
Кто боится 3,191489
Кто думает, что лучше всех 3,191489
Кто мало думает 2,12766
Маргиналов, люмпенов и социопатов 2,12766
Кто мыслит негативно 2,12766
Кто ничего не может 2,12766
Того, кто этого не хочет 2,12766

Заметно, что в общественном сознании студентов представления об «Успешном человеке» состоят в основном из восприятия психологических особенностей поведения (уверенность, целеустремленность и т. д.) и экономического положения (богатство, успешные люди часто ассоциируются с предпринимателями), которые в сознании студентов доминируют над социальными качествами (социальный статус, признание других и т. д.). Вместе с этим весьма отчетливо выражена негативная моральная окраска одной из форм поведения идеально-типического «Успешного человека», которая может быть выражена словами «наплевать на все и всех»: в таблице 5 это выражено словами «Не ставить себя выше всех», в таблице 11 предполагается, что «успешный человек не бросит другого в беде», а в таблице 15 респонденты отказываются признавать «успешным» «того, кому на всех наплевать» и того «кто добился успеха не своим трудом». Такие варианты ответа как «успешного человека отличает признание других» и «успех – это нечто временное и приходящее, а другие всегда рядом» (единичный ответ, не выведенный в таблице) так же подтверждают этот моральный аспект восприятия. Как видно из таблиц 4,6,8,9,12 мифологема «позитивного мышления» отчетливо укоренена в «образе успешного человека». Можно сделать вывод, что завезенная из США культура и мифология успешности активно (хоть и не без изменений) приживается в студенческой среде, и в дальнейшем может оказать влияние на изменение социальных отношений.




Список литературы:

1. М.К. Горшков, Ф.Э. Шереги/ Прикладная социология: методология и методы: интерактивное учебное пособие. – М.: Институт социологии РАН, 2011



3




Сейчас читают про: