Развитие растениеводства

Беларусьрасполагает значительными почвенно-климатическими и производственно-экономическими возможностями для валовых сборов зерновых и зернобобовых культур, льна, сахарной свеклы, картофеля,овощей и плодов, а также кормов для животноводства.

Основные направления развития растениеводческой отрасли включают оптимизацию структуры посевов, совершенствование специализации с учетом принципов адаптивной интенсификации земледелия, повышение плодородия почв, внедрение высокопродуктивных сортов и гибридов, применение эффективных ресурсо-энергосберегающих технологий.

Ближайшие задачи растениеводческой отрасли заключаются в следующем: довести годовое производство зерна до 10 млн.т., картофеля – до 9 млн.т., сахарной свеклы – до 5,5 млн.т., полностью обеспечить животноводческую отрасль дешевыми полноценными кормами, что позволит выйти на среднеевропейский уровень по продуктивности сельскохозяйственных культур и удельным затратам с корректировкой на потенциал природных ресурсов страны. Для этого требуется уточнить целевые региональные системы земледелия с учетом организационных и биологических требований севооборотов, пересмотреть структуру посевов, исходя из того, что в условиях животноводческой специализации республики, где формируется более половины валовой продукции аграрной отрасли и 99% аграрного экспортного потенциала страны, основу земледелия составляет кормопроизводство. Сквозь эту проблему должны рассматриваться задачи и зернового хозяйства.

Для дальнейшего повышения продуктивности сельскохозяйственных культур следует внедрить новые высокопродуктивные сорта, обеспечивающие в условиях современного уровня энергетической и материально- ресурсной базы биологический потенциал зерновых- 100 ц/га, картофеля – 500 ц/га, сахарной свеклы – 800 ц/га, льноволокна – 10 ц/га, льносемян – 5 ц/га.

42. Система прогнозирования и планирования экономикиПланирование и прогнозирование подразделяются на виды по различным признакам:

- по содержанию: директивное и индикативное.

Директивное планирование – это процесс разработки планов, имеющих силу закона, и обеспечения их выполнения. Элементы директивного планирования могут быть использованы в рыночной экономике в чрезвычайных ситуациях (кризис, война, депрессия, стихийное бедствие).

Индикативное планирование – это процесс формирования системы параметров (индикаторов), характеризующих состояние и развитие экономики страны, соответствующих государственной социально-экономической политике, и установление мер государственного воздействия на социальные и экономические процессы с целью достижения указанных индикаторов.

Наиболее распространено в мире индикативное планирование, сочетающее в себе рыночный процесс саморегулирования и регулирующее воздействие государства на социально-экономическую сферу. В качестве индикаторов могут выступать различные показатели, характеризующие динамику, структуру, эффективность экономики, состояние финансов, рынка товаров, занятость, уровень жизни населения и т.д.

Система государственного прогнозирования и планирования в Республике Беларусь включает совокупность государственных прогнозов и программ, разрабатываемых на различные сроки. Порядок разработки государственных прогнозов и программ определен в Законе Республики Беларусь «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Беларусь» (принят в 1998 г.). Документы, охватывающие более продолжительный период планирования (прогнозирования), являются основой для разработки документов с менее продолжительным периодом планирования (прогнозирования). Система прогнозирования и планирования имеет единую методологическую базу, обеспечивает непрерывность планирования и программирования, преемственность в разработке долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных документов.

- по периоду планирования (прогнозирования):

1) Стратегическое (10 и более лет) – это особый вид планирования, ориентированного, как правило, на долгосрочную перспективу и определяющего стратегические цели социально-экономического развития страны и направления их достижения. Основными видами стратегического планирования являются разработка Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на 15 лет (НСУР) и Основных направлений социально-экономического развития Республики Беларусь на 10 лет.

2) Среднесрочное (5 лет). Основным видом среднесрочного планирования является разработка Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 5 лет. Программа разрабатывается за 1 год до начала прогнозируемого периода на 5-летний период. В программе отражаются: оценка итогов развития страны за предыдущий период; концепция этой программы; макроэкономическая политика, включая бюджетно-налоговую, денежно-кредитную, валютную, ценовую политику; социальная политика; институциональные преобразования; инновационная, инвестиционная и структурная политика; внешнеэкономическая деятельность; развитие реального сектора экономики; проблемы рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды. Основой для разработки программы являются Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь на 10 лет.

3) Текущее (1 год). Основным видом текущего планирования является разработка годового прогноза социально-экономического развития. Основой для разработки годового прогноза является Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 5 лет. Годовой прогноз является базой для составления республиканского и местных бюджетов и разработки основных направлений денежно-кредитной и валютной политики Республики Беларусь. Порядок и сроки разработки Годового прогноза согласуются с порядком и сроками разработки госбюджета. Годовой прогноз включает: основные показатели развития, задачи, на которые будет направлена политика государства в планируемом году; перечень программ, которые будут финансироваться за счет республиканского бюджета; перечень государственных нужд и государственных заказчиков по поставкам товаров (работ, услуг) для республиканских нужд; государственную инвестиционную программу; целевые показатели развития, являющиеся ориентирами при разработке прогнозов и программ развития народнохозяйственных комплексов, отраслей и административно-территориальных единиц.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: