Становл-е и разв-е рынка капитала(РК)

Капитал(К) -2-й традицион.тип рес-сов после труда. К., как фактор пр-ва, -реальн. кап-л, вкл. создан. чел-ом рес-сы, исп-мые для пр-ва тов и усл, или ср-ва пр-ва, инвестиц товары, кот не участв-т в удовлетвор-и потр-тей чел (оборуд-е, здания, сооруж-я). => РК -рынок финанс. кап-ла (прежде всего кредит. рынок), т.е. фин. ср-в, предназнач-ных для приобрет-я оборуд-я, зданий, сооруж-й. Взаимод-я со всеми фин. рынками, РК участвует в организован. с-ме торговли фин. активами и инстр-ми, в обмене деньгами и их эквив-ами, предоставл-и кредита и мобилизации кап-ла. РК дел-ся на рынок цен.бум.(РЦБ) и рынок ссудн.кап-ла (РСК). РСК -рынок среднесроч.(1-5лет) и долгоср.(>5лет) ссуд, опосредующий соед-е предлож-я средне- и долгоср. ден. накоплений нефин.сектора и спроса на средне- и долгоср.ссуды, необх-мые для финанс-ния (инвес-ций). РЦБ -часть РК, где осущ. эмиссия, купля-продажа ЦБ и прав на них. В 2007 в осн. кап-л было инвестир-но >35 трлн.бел.р. Осн. источники инв-ций: собств. ср-вабюджет кредиты банка-ср-ва нас-я- иностран. источ-киАнализ стр-ры кредит. рынка свид-ет о его моноп-ции. На долю Беларусбанка и Белагропромбанка прих-ся 40,5% и 19,3% активов в банк.с-ме. На 3-м месте Приорбанк-10%. На долю 10-ти крупнейш. банков прих. 95,1% активов. Значит. часть банк. кредитов предост-ся за счет внеш. заимств-й. Увел-е % ставок на мир.рынке ↓ возм-ти по исп-нию этих видов рес-сов и ↑ значим-ть иностр. инв-ций. По потенциалу привлеч-я ин.инв-ций РБ на 47месте из 141, а по фактич.привлеч-ю – на 95. Важнейш. проблемой совр. этапа разв-я РК явл. отставание его потенциала, V и динамики от темпов роста бел. эк-ки, от пот-ти формир-я внутр. инвест. рес-сов и их перераспр-ния в реал. сектор.

27.Валют.рынок: пон-е, стр-ные компоненты, динамика разв-я.. ВР—с-ма эк. и орг-ый отнош-ий, возник-их м/д дом. хоз-ми, фирмами, комерч. банками и др. фин.учреж-ми по опер-ям купли-продажи ин.валют и платежных док-ов в ин.вал-х. Стр-ра: 1- институц-ые участ-ки (ком. и центр. банки, вал.биржи, брокерские агенства, междун. корпор-ии); 2- сегменты ВР (бирж торги, внебирж. р, р нал-ых денег, междун. фин. центры). Дин-ка: впервые вал.курс бел. рубля к россий-му был устан-ен в марте 1993 на первых бирж. торгах Межбанк-ой вал.биржи. С янв.1994 $,марки,рос.рубли продав-сь только на бирже, остал-ые валюты—на бирж. и внебирж.рынках. Введена обяз-ая 50% продажа валюты. В конце 1994 уст-ен ежедн-ый режим торгов по всем котируемым вал-м. В 1995—отменен ряд огран-ий, обяз-ая продажа сокр-на до 30%, с 1 июля отменена. Конец 1995 ситуация ослож-сь, сальдо интервенции нац.банка стало отриц-ым и на ВР введены жестк. огран-ия. В1998 в связи с фин.криз-ом в РФ утрач-но внеш.конверт-ие бел.рубля, а в нац. эк-ке сфор-ся паллельно-валют. р-к (разница в курсах м/д оф. и паралл. р-ах до 40%). Либерал-ия ВР нач-сь в к-це 1999 когда были сняты огран-я на опер-ии и провед-на девольвация оф.курса. С 2001 сост-е ВР оцен-ся как устой-ое. Валютный рынок прежде всего обеспечивает валютно-кре-дитное и расчетное обслуживание экспортно-импортных операций, а также валютных операций, связанных с инвестированием капитала за пределы национальной экономики. Наряду с выполнением функций обслуживания международного оборота товаров, услуг и капиталов, формирования валютного курса под влиянием спроса и предложения валютный рынок предоставляет возможности хеджирования, т.е. страхования валютных рисков, а также защиты от приложения спекулятивных капиталов.

28.Фонд. Р:пон-е,ф-ии,стр-а. ФР явл. одним из баз-ых рын. инстит-ов и одновр-но частью рынка кап-ла, где осущ-ся эмиссия, купля-продажа ЦБ. Его разв-е рассм-ся как одно из напр-ний активиз-ии инвест-ой деят-ти. Стр-ра:1 -инвесторы(стратегич-ие и институцион-е); 2- эмитенты (орг-ии, заинт-ные в привлеч-ии ден. ср-в для разв-ия пр-ва); 3- инфрастр-ра(связ-ет все выше перечис-ое). Ф-ии:1 -инвест-ая (образ-ие и распред-ие инвест. рес-ов, необх-ых для разв-ия пр-ва и НТП); 2- передел собств-ти путем исп-ия пакетов ЦБ (акций). Особен-ть в РБ: V сделок на первичн. рынке больше чем на вторичном. В V опер-ий на ФР преобл-ют сделки с гос-ми ЦБ,их доля в бирж-ом обороте за 2007—98%.Бирж. сделки с акциями в 2007 носили эпизод-ий хар-р.Объем бирж.торгов 7,9 млрд.руб.Опер-и с акциями на внебирж.рынке более попул-ы(2007—6 трлн.руб).В РБ с 2004 сущ-ет нац. биржевой индекс.Предпринят ряд мер для актив-ии опер-ый на ФР;снижена ставка налога на дох-ды до24%;поэтап-но сним-ся мараторий на обращ-е акций,приоб-ых в ходе льгот. приватиз-ый;сниж-ся комисион-ые биржи;расшир-ся перечень ЦБ,обращ-е кот. разрешено только на бирж.рынке. Валютный рынок прежде всего обеспечивает валютно-кре-дитное и расчетное обслуживание экспортно-импортных операций, а также валютных операций, связанных с инвестированием капитала за пределы национальной экономики. Наряду с выполнением функций обслуживания международного оборота товаров, услуг и капиталов, формирования валютного курса под влиянием спроса и предложения валютный рынок предоставляет возможности хеджирования, т.е. страхования валютных рисков, а также защиты от приложения спекулятивных капиталов.

30.Проблемы развития предпринимательства в Беларуси. Основой развит. предпр-ва в странах с перех. эк. явл. проведение разгос. и приват.К малым предпр. в РБ относ. предпр., с числ.раб-ков 25-100, в зав-ти от сферы деят-ти. В комплексной программе предусм., что доля малого предприн-ва в ВВП и объеме выручки должна составить 30%, в числ-ти занятых 23-25%, число предприятий должно достичь 46000 минимум. Проблемы малого предприн-ва, с т.зр. гос-ва: 1)нерац. Террит. Распред-е (мало в сельск. местности); 2)нерац. Распред-е по отраслям; 3)стремл-е к уклонению налогов (178 м в 2008). Проблемы с т. Зр. Пр-я: 1) нестаб-ть законодат-ва; 2)жесткое гос. Рег-е, в т. Ч. Проверки; 3) высокий ур-нь штрафных санкций; 4)отсутствие реальной поддержки со стор. Гос-ва. Решение: Объединение представителей частного бизнеса в ассоциации и союзы. Для решения массы профессиональных вопросов на государственном уровне белорусский бизнес все чаще выбирает форму отраслевых объединений – ассоциаций и союзов. В 2010 году были созданы объединения в пивоваренной отрасли (Союз «Гильдия пивоваров»), в столичном гостиничном бизнесе (Минская гостиничная ассоциация), Ассоциация компаний производителей и импортеров климатической техники, Ассоциация по защите авторских прав в сфере информационных технологий, Ассоциация защиты и охраны фирменных наименований и товарных знаков «БелБренд». Эти структуры заняты решением отдельных вопросов, связанных с бизнесом.

31.структур.трансф-ия эк-ки:цели,задачи,принципы. Перед с-мой гос. регул-ия возникают нов.задачи: структ-я модернизация эк-ки; полноценное вкл мех-мов рын. конкур-ции и мех-ма коммерциализации нововведений, что обеспечит долгосроч.рост конкур-сти бел.эк-ки. При опр-ии напр-ий структур. преобразований необх-мо исходить из прин-ов: многоукладности эк-ки, обесп-ия равн. условий хоз-ия всем Ю и Ф лицам; концентрации рес-ов на эффектив.исп-yии конкур. преимуществ как базовых точек роста и приор-х направ-й структурн. п-ки; постепенной трансформации отношений соб-ти, разв-ия предпр-ва, либерализации всех видов экон. д-ти; перехода на инновац.путь разв-ия; соц.ориентации перспективной стр-ры эк-ки, ускоренной динамики сферы услуг; приоритетности развития наукоемких, высокотехнолог-х, конкур-ых, экспортоориент-х и импортозамещающих нересурсоемких отраслей и пр-в с высок. долей добавл. ст-ти; учета факторов глобализации эк-ки, регион. интеграции, прежде всего с Россией и др. стр-ми СНГ; гармонизации разв-ия круп.пр-ва и мал. предпр-ва; обесп-ия рац. исп-ия прир-экон, демогр, др.местн. рес-ов; комплексн. развития производ-х сил страны и ее регионов; экологизации эк-ки, сохранения окр.среды для буд. поколений; рац.сочетания с-мы гос. рег-ния и рын.саморегул-ия, гос. поддержки наиб. эффективн.пр-тий и пр-в. Целев. установки структур. перестройки эк-ки закл-ся в ↓ доли и масштабов энерго- и материалоемких пр-в, замене неэффект. пр-в новыми, осн-ми на высок. технологиях и нов. мат-лах. Ставку необх-мо сделать на информатизации, прогр. обеспеч-ии, внедрении нанотехнологий и наномат-лов, модернизации энергетич. отрасли, развитии биотехнологии и генетики.

32.инвестиции(И) и инв. п-ка(ИП). ИП – сов-ть целей и задач, напр-ий и приоритетов, с-ма мер по реализ-ии стратегии соц-эк.разв-ия; опр-ет V, стр-ру, направл-ия исп-ия И в эк-ке страны. ИП РБ базир-ся на осн.полож-ях Нац. пр-мы привл-ия И в эк-ку РБ, нац. пр-мах разв-я экспорта и импортозамещ-я, пр-мах, реализ-мых в инв.сфере м-унар.фондами и орг-ми. И – фин, имущ. и интел. цен-ти, вклад-мые в об-ты хоз. д-ти с целью получ-ия прибыли/дост-ия соц. эф-та. Объекты инв. д-ти(ИД) – вновь созд-мые и модерниз-мые ОС, прирост запасов мат.ОбС, ЦБ, интел. цен-ти, науч-тех. прод-ия. Инв.сфера(ИС) – сов-ть отраслей, произв-щих прод-ию в виде И. ИС вкл-ет: кап. стр-во, инновац. сферу, сферу обращ-ия фин. кап-ла, сферу реализ-ии имущ.прав. В зав.от суб-та ИД разл-ют гос.ср-ва, ср-ва гос.пр-тий, И граждан, негос. пр-тий и обществ. орг-ций, иностр.и совместн.И. И прям. (инвестор вклад-ет ср-ва в об-т без посредников), непрямые(ч-з посредников), портфельные(в ЦБ). Осн. источники И: ВВП; зарубеж. займы; И, выст-щие в виде соб. фин. рес-ов инв-ра, заем.фин.рес-ов, привлечен. фин.ср-в, централиз.рес-ов мин-рств и концернов, бюдж. ассигнований, ден.ср-в нас-ия. Инв.рес-сы в первоочередном порядке предполагается направлять на обесп-ие приоритет.напр-ний соц-эк. разв-ия РБ: модерн-цию пр-в с высок. наукоемкими и ресурсосберег. техн-ми; ↑ кач-ва и конкур-ти прод-ии; ↑V пр-ва и расшир-ие ассорт-та прод-в питания, разраб-ку и внедр-ие соврем. техн-ий их хран-ия, транспорт-ки, перер-ки, упаковки; соверш-ние тех-ий и созд-ие нов. пр-в по выпуску отеч. медпрепаратов; разв-ие соврем.трансп. коммун-й и сетей связи. Реализ-ия дан.напр-ий дол. осущ-ся на основе инвест.проектов

. 33.Цели и ф-и гос.рег-ия Цели гос-ва-сов-ть осн.приорит. напр-ий развития НЭ,обесп-их реал-ию гос. интер-ов Цели подразд. на 4 гр.:1. Общ. (сов-ть гос.приор-ов,опр.общеэк.пол-ку) 2.коллич-опред (эк. хар-ки развития НЭ, кот позволяют установить колл. задания).3.Соц.(сов-ть мер-ий, напр-х на реал-ию соц. инт-ов отд. рег-ов соц. групп суб-ов хоз-ия) 4.Спец. (сов-ть гос. мер-ий, напр. на реал-ию конк. эк. задач в рамках рег-ия текущей деят-ти) Фун-и гос. рег-я: 1.эмиссия ден., ден-кр. и нал-бюдж.рег-ие. 2.обесп-е гарантий прав и свобод лич-ти, прав собс-ка и суб-та хоз-ия 3.обесп-ие мин. соц. станд-ов по предост-ю благ и услуг общ. пол-ия (обр-ие,кул-ра и тд). 4.форм-ие устойч. макроэк. ситуации, вкл. эффект. функц-ие финн.учр-ий.5. реал-ия антимон. мер и поддержка конкур.среды. 6.развитие науки, иннов. дея-ти и инф.тех-ий.7.проведение акт. внешэк. пол-ки, разв-е интегр. связей. 8.форм-ие произ., соц. и экол. инфрастр-р общегос. знач-ия,обесп. усл-ия для роста эк-ки и улуч-ия жизнедеят-ти нас-ия.9.поддержка соц-но незащищ. групп нас-ия.10.охрана окр. среды, межд. сотр-во при реш-и экол.проблем.11.форм-ие рац. тер. пропорций воспр-ва и комплек. развитие произ. сил регионов.12.обеспеч-е нац. без-ти стр.13.созд-е прав.базы рын. отн-ий и обес-е собл-я зак-в.14.разр-ка и реа-ия стратегии соц.-эк. развития. Мет-ды гос. рег-ия: правовые (разраб. и реализация законов), административные (реализ. посредством запретительных, разрешит. и принудит мер) и экономические (использов. бюджетно-налог., амортизац. политики, ДКП)

34.Методы и стр-ра гос. Управления. Методы гос. Управл-я: админ. (нетарифные) – реал. посредством запрет., разреш. и принуд. мер для отдельных сфер эк. деят-ти или катег. насел. (примен. в обл.охраны окр. среды и соц. защиты насел.) и экономические методы. Стр-ра гос. управления: Высшие органы управления – Президент, Парламент, Прав-во. Парламент – Нац. собрание= Верхняя (Совет Респ.) и нижняя (Палата представителей) палаты; Прав-во – Совет Министров – министры и обесп. опер. управл. нац. эк. (Председ. Нац. Банка, Глава админ. Презид. РБ, Предс. Прав-ва НАН..). Президент принимает меры по охране суверенитета РБ, ее нац-й безопасности и территор-й целостности, обеспеч-ет полит. и экон. стабильность, преемственность и взаимодействие органов гос. власти, осущ-ет посредничество м/ду органами гос.власти. Президент издает указы и распор-я, им-е обязат-ю силу на всей террит. РБ. В случаях, предусм-ных Конституцией, Президент издает декреты, им-е силу законов. Он непосредственно или через создаваемые им органы обеспечивает исполнение декретов, указов и распоряжений. Парламент — Нац-е собр-е РБ явл представ-м и законодат-м органомРБ. Парламент состоит из 2 палат — Палаты предст-лей и Совета Республики. СоветР — палата территор-го представ-ва. Палата предст-й предст-т интересы всех граждан РБ и состоит из ПО депутатов, избир-х на основе всеобщего, свободного, равного, прямого избир-го права при тайном голосовании. Правительство — Совет Министров РБ— центр-й орган гос-го управ-я, осущ-щий исполнит-ю власть в РБ. Прав-во в своей деят-ти подотчетно Президенту и ответственно перед Парламентом. Прав-во РБ руководит системой подчиненных ему органов гос-го управ-я и др органов испол-ной власти.

37. Основные направления соц-эк развития РБ. «Прогр-ма соц-эк развития на 2010-15 г.г»-важн-ий програм-ый док-т,опред-щий соц-эк развитие страны.В ней опред-ны цели и задачи,осн напр-ия и приор-ты развития,обоснов-ая сис-ма меропр-тий правит-ого,орган-эк и эколог хар-ра и даны предлож-ия по совершенствованию мех-ов их реал-ции,опред-ны необх-мые рес-сы и возм-ные соц-эк послед-ия.В прогр-ме устан-ны важн-шие парам-ры нац эк-ки,обесп-ие к-рых контрол-ся Прав-вом:-темп роста ВВП; -темп роста пр-ва прод-ии в пром-сти (перевып-ся за счет исключ-ия продов-ых тов-ов): -темп роста прод-ии с/х (не выпол-ся); -темп роста инв-ций в осн кап-л; -объемы жил строит-ва; -рост реал-ых ден доходов; -розничн товарооб-т и платные усл-ги нас-нию (перевып-ся); -темпы роста экспорта и импорта; -обесп-ие сбаланс-ти бюджета

35.Планир-е и прогн-ние в эк-ке: цели, задачи, ф-ии. Планир-е - процесс научн. обоснования целей, приоритетов, опред-я путей и средств их достижения. На практике оно реализуется путем разработки планов. План — это док-т, кот содержит с-му пок-лей и комплекс разл меропр-й по решению соц.-эк. задач. В нем отраж. цели, приоритеты, ресурсы, источники их обеспечения, порядок и сроки выполнения. При разработке плана необходимо соблюдать требования оптим-ти, определ-ти. В плане д.б четко определены цели и задачи. Наукой и практикой разработаны разл. формы план-ния: директивное, стратег-е, индикативное. 1)Директ-е план-е предполагает разработку планов и доведение план-х заданий до всех звеньев эк-ки, кот обязательны к выполнению, т.е. план принимает силу закона. 2)Стратег-е план-е — процесс опред-я целей и значений эк. пок-лей по основным, наиб. важным направ-м соц.-эк.развития страны (отрасли, объединения, предприятия и др.) на перспективу. Оно предполаг. учет ф-ров внеш. среды. Его назначение — сделать оперативные и текущие управленческие реш-я обоснованными не только с т.зр-я сложившейся конъюнктуры, но и в 1-ю очередь с позиций завтрашнего дня.

3)Индикативное план-е явл. осн-м рабочим инструментом по реализации целей, поставленных в стратегич.плане развития с учетом конкретно складывающейся эк.ситуации.

На практике могут прим-ся все 3 формы планиря: стратегическое, директивное, индикативное. Стратегическое план-е целесообразно применять на всех ур-нях эк-ки, директивное может исп-ся в чрезвычайных ситуациях, для решения важных народнохоз-ных проблем. Индикативное план-е носит рекомендательный, ориентирующий характер. Оно предполаг. сочетание интересов гос-ва и предпринимателей.

36. С-ма планирования и прогнозирования(ПиП) нац эк-ки.

Основа законодат-ой базы в области ПиП-Закон «О гос ПиП соц-эк развития РБ»,принятый в 1998г. Гл цель гос прогн-ния: достижение устойч-го эк роста,выс степени занят-ти,стабил-ия цен внешнеэк равновесия и на этой основе повышение ур-ня жизни нас-ния. С-ма гос прогн-ов вкл-ет: -на долгоср-ую перспективу (Нац стратегия уст-ого соц-эк развития РБ на 15лет и Осн напр-ия развития РБ на 10лет); -среднеср-ую перспективу(Прогр-ма соц-эк р-тия РБ на 5лет);-краткоср-ую перс-ву (год-ой прогноз соц-эк р-тия РБ). Прогнозы соц-эк р-тия вкл-ют колич-ые показ-ли и кач-ные характ-ки макроэк-ой ситуации,эк и соц стр-ры,научно-техн р-тия,внешнеэк деят-ти,динамики пр-ва и потр-ния,ур-ней кач-ва жизни,эколог обстан-ки. Они разраб-ся исходя из комплекс-го анализа сложив-ся соц-эк,демограф и эколог ситуации,научно-техн и произв потенциалов РБ,внешн усл-вий,состояния прир рес-ов и персп-вы изм-ния указ-ых факторов.Прогнозы разраб-ся в целом по респ-ке,по народнохоз-ым компл-ам и отр-ям эк-ки,по админ-террит ед-цам в неск-их вариантах с учетом оценки вероятностного воздействия внутр и внеш полит,эк и др факторов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: