Указом Президента РБ в 2001 г. утверждена Концепция НБ РБ, кот содержит методолог основы построения системы обеспечения НБ бел гос-ва. В Концепции под НБ поним сост-е защищ-ти жизненно важных интересов лич-ти, общ-ва и гос-ва от внутр и внешн угроз. Сост части НБ — безоп-ть в полит, эк, военн, эколо, информац и гуманит сферах. Важн сост частью общей системы НБ явл эк безоп-ть, кот затрагивает практически все стороны жизни гос-ва, общ-ва, эк-ки. Сущ-ет тесная взаимосвязь эк без-ти с системой нац гос интересов, кот заключаются в укреплении незав-ти и сувер-та РБ, обеспеч-и нерушимости границ и террит целост-ти, созд-и усл-й для полноц дух и физ разв-я чел-а, сохр-и дух и культ наследия, укреплении традиц цен-й бел народа. Рассм-е эк безоп-ти как важнейш блока в с-ме НБ обусл-но прежде всего тем, что эк-ка явл осн жизнедеят-ти общ-ва, гос-ва, лич-ти, устойч разв-я страны в целом. Одними из осн задач обеспеч-я НБ в РБ явл: -опред-е внеш и внутр угроз НБ; -выявл-е факторов, обусловл-х угрозу НБ; -разработка и реализ-я мер по предупреж-ю и нейтрализации внутр и внешн угроз; -достиж-е сбалансир-ти полит интересов граждан и гос-ва, поддержка общ-м внутр и внеш политики гос-ва; Для обеспеч-я НБ необх-мы разв-е всестор и взаимовыгодн сотрудн-ва с др гос-ми, сохр-е и укрепл-е существ с-м междунар и регион безоп-ти. Гос внешнеэк политику следует строить на основе многовекторности, использ-я преим-в междунар раздел-я труда, расш-я рынков товаров и услуг.Одним из приорит напр-й обеспеч-я НБ в эк сфере явл созд-е усл-й для перехода к устойч разв-ю. Не всякое разв-е отвечает треб-ям безоп-ти. Не учитыв эколог треб-й или соц-но не ориентир разв-е создает дополн угрозы НБ.
51.Внешнеэкономическая деятельность Внешнеэкон-кие связи – торговые, науч-технич-е, производственные и др.экон-кие связи стран с иностран.государствами. Внешнеэк-кая деят-сть – это практич-е осущ-ние хозяйствующими субъектами одного гос-ва экономич-х связей с хозяйствующими субъектами др.государств.Сфера внешнеэк-кой деяте-сти опред-ся внешнеэк-ской политикой. Внешнеэконом-ская политика – политика гос-ва, регулирующая все формы внешнеэк-ских связей, определяющая режим их осуществления, включая экспорт и импорт товаров, услуг,рабочей силы и т.д.Проводя внешнеэкон-скую политику, государство призвано, во-первых, создать для своих предпринимателей наиболее благоприятн.условия на внутр.рынке, для чего необходимо сдерживать приток иностранных товаров; во-вторых, государство должно способствовать расширению внешнеэкономических позиций своих предпринимателей путем различных мероприятий, стимул-вать вывоз товаров национ-го произв-ства. Осн.средствами осуществления внешнеэк-кой политики явл.таможенная система и нетарифные барьеры, регулир-е движения валюты и валютного курса, эмиграции и иммиграции рабочей силы, торговли цен.бумагами и др.Внешнеэкон-кая политика РБ основана на таких принципах, как открытость экономики, стремление к широкомасштабному и сотрудничеству, достижению сбалансированности экономики. Она обусловлена спецификой республики как малой страны, не располагающей к тому же достаточными собственными топливно-энергетическими и сырьевыми рес-сами.Внешнеэк-кая деят-ть реализуется как на уровне госуд-ных органов власти и управления, так и на уровне хозяйственных организаций, отдельных субъектов хозяйствования (предприятий, фирм и т.д.). Главн.инструментом в руках гос-ва при регулир-и внешней торговли явл-ся использование тарифного регулирования посредством таможенного тарифа. Таможенный тариф – это систематизированный перечень ставок таможенных пошлин на товары, провозимые через границу данной страны, устанавливаемый на законодательном уровне. Административные (нетарифные) методы гос-го регулирования внешнеторгового оборота вкл-ют многочисленные мероприятия, ограничивающие исп-ние иностранных товаров на внутреннем рынке страны.
Высшими органами упр-ния внешнеэк-кой и внешнеторговой деятельностью в РБ являя: Президент, Национальное собрание (Парламент) и Совет Министров.
Отношения РБ с др.государствами в области внешнеэк-кой деят-ти строятся на принципах равенства, невмешательства во внутренние дела, сотрудничества между государствами, выполнения обязательств РБ и др., а также недискриминации и взаимной выгоды.
50. Интеграц пр-сы в эк СНГ. Эк интеграция РБ и РФ. СНГ было создано в рез-те распада СССР с целью как сохр-я эк, соц-трансп, культ и др связей м-у бывш советск республ-ми,так и цивилизов реш-я на постсоветск простр-ве межгос проблем.Объект основой форм-я СНГ явл: сформир за годы сущ-я СССР глуб интеграц связи, страновая специал-я пр-ва, разветвл кооперация на уровне предпр-й и отраслей, общая инфрастр-ра.Вместе с тем интеграц процессы в Содружестве серьезно осложн-ся стремлением отд стран максим-ть собств выгоды в двустор отн-ях при минимуме обязат-в и ответст-ти в рамках СНГ в целом.Развитие СНГ прошло ряд этапов:1)1991-1992-хар-ся развалом единого народохоз-ного комплекса,стремлением гос-ва к самост-ти, принято реш-е о создании СНГ,2)1993-1995-этап системных кризисов(голопир-щая инфляция,спад инвестцион и производств-ой активности).3)1996-1999-принято ряд решений о пересмотре структур СНГ.4)1999-сегодня-пересмотр целей и задач СНГ,реорганизация институцион-ной струк-ры.
Осн причинами, сдерж-ми интеграц процессы гос-в Содр-ва, явл: -разл модели соц-эк разв-я отд гос-в; -разн степень рын преобраз-й и различн сценарии и подходы к выбору приоритетов, этапов и ср-в их осущ-я; -неплатежеспос-ть предпр-й, несоверш-во платежно-расчетн отн-й; неконвертир-ть нац валют; -несоглас-ть проводим отдельнстранами таможенн и налог политики; -применение жестк тарифн и нетарифн огранич-й во взаимн торговле; -больш расст-е и выс тарифы на перевозки грузов и трансп услуги. Гл целью эк интеграции РБ и РФ явл реализация общ для обоих гос-в стратег и текущ интересов в реш-и проблемы повыш-я уровня жизни народа на основе эффект использ-я преимущ-в межгосуд раздел-я труда, специал-и и кооперир-я пр-ва, созд-я благопр усл-й для возобновл-я эк роста. Достиж-е этой цели предполаг провед-е согласов политики в обл-ти структ перестройки эк-ки, гармонизацию и един направл-ть эк реформ, осущ-е единой политики в обл гос регул-я соц-эк процессов, внешнеэк деят-ти, а также соглас соц пол-ки. Товарн стр-ра торговли РФ с РБ явл более прогресс, чем с др странами СНГ.






