Основные положения курса

«Кризисная психология»

Тема 1. История возникновения и развития кризисной психологии.

Современная жизнь сопровождается множеством экстремальных ситуаций (экологические бедствия, технологические катастрофы, социально-экономические потрясения, военные конфликты и т.д.). В самом термине «экстремальная ситуация» чувствуется что-то нежелательное: угрожающее, опасное, содержащее в себе большое количество тревоги.

В психологии преобладает понимание экстремальности как особых, неблагоприятных условий для жизнедеятельности человека, ситуаций вызывающих напряженность и перенапряженность, угрожающих жизни людей и требующих экстремальных действий.

Универсальной, определяющей характеристикой всякой экстремальной ситуации может быть признана лежащая в ее сущностном основании пара противоположностей «жизнь-смерть». Она вводит совершенно в новую особую форму существования с определенной ценностно-смысловой ориентацией. Именно в таких ситуациях человек имеет дело с реальной угрозой смерти и получает новый опыт действий. Угроза смерти из потустороннего явления превращается в реальность и открывается человеку как актуальный момент его жизни. Все это наносит сокрушительный удар его чувству неуязвимости и отдаленности смерти, на которых основывается беспечная, неосознанная жизнедеятельность.

Появление кризисной психологии как новой отрасли явилось своего рода откликом на нестабильность, экстремальность общества, откликом на негативные плоды цивилизации. Кризисная психология и психотерапия относительно новые, но интенсивно развивающиеся сферы психологической практики.

Фактически эта отрасль существовала столько, сколько существует само человечество. Ведь всегда существовала необходимость оказания помощи людям, оказавшимся в тяжелых, непереносимых жизненных ситуациях, и всегда были люди, которые оказывали ее.

Однако современный человек в нынешнее время оказался более включенным в различные травматические ситуации. Рост как природных, так и социальных катаклизмов ведут к постоянному росту психической травматизации населения. Общество постепенно более остро осознало наличие проблем дезадаптации ветеранов войн, свидетелей многочисленных технологических аварий, происходящих в мире, природных катастроф и других трагических событий.

Выявление большого количества суицидов, актов насилия, совершаемых бывшими участниками войн, нарушений психики и проблем дезадаптации у жертв насилия и свидетелей катастроф подвигла к созданию программ по изучению последствий травматических событий и способов их профилактики и устранения.

В рамках существующих отраслей психологии, таких как психология личности и психология развития, уже затрагивались вопросы, касающиеся так же кризисов развития. Исследования в этих областях также указывают на возможность появления серьезных неблагоприятных последствий возрастных и личностных кризисов, не связанных с глобальными и широкомасштабными бедствиями.

Современная жизнь, заметно ускоряясь, потребовала от науки психологии более четкой психологической картины изменяющего мира.

Психология, оставаясь на прежних методологических методах (абсолютизация объективных методов исследования, желание изучать не конкретного человека, и человеческий тип, стремление рассматривать человека не с индивидуальной, а с общественной стороны), оказалась неспособной дать ответы на актуальные вопросы действительности:

· Как сохранить физическое и психическое здоровье в чрезмерных кризисных ситуациях, которые имеют тенденцию нарастания из года в год?

· Как человеку сохранить в себе истинно человеческое, несмотря на появление множества негатива в обществе?

Появление кризисной психологии как новой отрасли знания явилось откликом на эти непростые вопросы жизни.

В истории часто бывает, что заметить появление нового можно лишь после его появления. Кризисная психология является примером этого явления. Она возникла не за один год. У кризисной психологии как новой отрасли достаточно обширная предыстория и очень краткая история.

Фактически она существует столько, сколько существует человечество. Вот почему важнейшей задачей кризисной психологии является обобщение многовекового человеческого опыта и совмещение этого опыта с современными достижениями современной науки.

Истоки кризисной психологии кроются в первых философских текстах, в греческой и римской мифологии, в Библии. Именно там впервые раскрываются сложности жизненного пути, упоминаются возможные потрясения, тревоги и неожиданности, подстерегающие человека. Кроме описания жизненных ситуаций, там же приводятся и возможные варианты выхода из затруднений через язык мифов и метафор.

Экстремальность (от латинского – крайнее, предельное), как это было сформулировано еще античной философией, указывает на предельное состояние в существовании вещей. Наиболее ярко экстремальную форму развития описывает теория катастроф (Ж.Кювье, М.Фуко). Основная идея заключается в следующем: медленное эволюционное развитие в какие-то трудно объяснимые моменты внезапно прерывается кризисными ситуациями. Развитие, по мнению этих исследователей, не есть непрерывная последовательность. Реально оно включает ряд радикальных разрывов, поворотов и переломов, каждый из которых означает полное обновление возможностей, мыслей и действий.

К непсихологическим источникам кризисной психологии необходимо отнести произведения русских писателей (Ф.М.Достоевского, Л.Н.Толстого, А.П.Чехова).

Пролематика кризисной психологии звучит и в произведениях зарубежных писателей (Э.Хемингуэй, Э.М.Ремарк и другие).

Важным источником кризисной психологии явилась наука феноменология – течение в немецкой философии и психологии, основанное Э.Гуссерлем. Феноменология призвана изучать неискаженное описание непосредственного опыта. Она изучает и описывает способ, которым в сознании в соответствии с определенным смыслом и значимостью преломляется окружающий мир. Человек в своем восприятии выделяет нечто как целое на фоне разнообразной информации, воздействующей на его органы чувств (феномен). Всякий психический феномен либо сам является представлением либо базируется на представлении.

По мнению Э.Гуссерля, движущая сила любого человека – потребность в саморазвитии и создании своего мира. Он считал, что существует определенный разрыв между тем, что есть вовне и тем, как мы это «вовне» воспринимаем и запечатляем в нашем сознании. Отношение к предметам и явлениям окружающего мира определяются не этими явлениями и предметами, а конкретным человеком. Предметы и явления воспринимается конкретным человеком не как объективное сущее, а как объект его восприятия (в его «как»). Все эти аспекты помогают понять человека в его переживании.

Феноменология, в свою очередь стимулировала появление и развитие экзистенциальной философии. До этого кризисная психология была сводом разрозненных знаний, разбросанным по различным научным дисциплинам. Своеобразной точкой отсчета при этом можно считать произведения датского философа, теолога С. Кьеркегора. (40-ые годы 19 века). В своих произведения он пытался дать обобщенное философское обоснование бытия человека в мире. Естественно, при этом затрагивались такие базовые философские понятия как смысл, свобода, ответственность, Ничто, смерть, одиночество Никто из предыдущих так вплотную не подходит к объяснению и пониманию этих феноменов. Акцент в своих работах Кьеркегор делал на конкретное, неповторимое, то, что отличает одного человека от другого. Вводит понятие «единичный индивид». Лишь в 20-ые годы XX века его идеи получили развитие (второе рождение) благодаря деятельности М.Хайдеггера, К.Ясперса, М.Бубера, П.Тиллиха.

В дальнейшем проблемам кризисных состояний глубоко рассматривались такими экзистенциальными психологами как Людвиг Бинсвангер, Метард Босс, Виктор Франкл, Ирвин Ялом, Ролло Мей. Акцент в их исследованиях был сделан на человеческих ограничениях и трагической стороне существования человека. В основе взаимоотношений с человеком лежит феноменологический подход, требующий входить в мир переживаний и воспринимать феномены этого мира без предубеждений, которые искажают понимание другого.

Значительный вклад в процесс становления кризисной психологии внесла гуманистическая психология, зародившаяся в начале 50-ых годов 20-го века. По мнению гуманистических психологов, прежним подходам к человеку не хватала самого главного – внимания к уникальному миру индивидуального опыта. Существующие традиционные подходы исключали из рассмотрения такие важные человеческие качества и свойства, которые, по словам И.Ялома, собственно и делают человека человеком: выбор, любовь, креативность, самоосознавание и т.д. В 60-ых годах гуманистическая психология смогла выдвинуть пять основополагающих принципов (впервые в цельном и законченном виде они были сформулированы президентом Американской ассоциации гуманистической психологии Дж.Бьюдженталем).

1. Человек как целостное существо превосходит сумму его составляющих (он не может быт изучен в результате изучения его отдельных составляющих).

2. Человеческое бытие развертывается в контексте человеческих отношений (человек не может быть объяснен своими частичными функциями, в которых не принимается во внимание опыт межличностных взаимоотношений).

3. Человек сознает себя (человек не может быть понят без учета его самосознания).

4. У человека всегда есть выбор (то есть человек не является пассивным наблюдателем процесса своего существования, он постоянно творит мир своей повседневности, если даже и не отдает себе в этом отчет).

5. Человек интенциален (направленность, нацеленность).

Эти принципы явились для кризисной психологии своеобразным ориентиром в сложном постижении кризиса как феномена.

На теоретическое становление кризисной психологии оказали значительное влияние представители психоаналитического направления и постфрейдисты (А. Фрейд, К. Юнг, А. Адлер, Э. Эриксон, К. Хорни, Э. Фромм и другие). Их работы так или иначе затрагивали темы, касающиеся кризисной психологии (тревога, страх, одиночество, защитные механизмы и т.д.)

Чрезвычайно важной для становления кризисной психологии явилась концепция психосоциальных кризисов Э.Эриксона.

Особо можно выделить наследие А.Адлера. Его концепция компенсаторных механизмов расширила возможности психологов по оказанию помощи людям в кризисе. Так же важной явилась идея А.Адлера о стиле жизни (первоначально определенная как «жизненный план») – уникальном соединении черт, способов поведения и привычек, которые создают неповторимую картину существования человека.

В основу кризисной психологии легли ряд концепций когнитивной психологии. Особо здесь можно выделить взгляды Джорджа Келли. Он утверждал, что не существует такой вещи в мире, относительно которой «не может быть двух мнений». Осознание человеком действительности – это всегда есть основа для истолкования. Объективная реальность существует, но все мы воспринимаем ее по-своему. Правда, красота, горе существуют в нашем сознании совершенно уникальным способом, под углом зрения личностных конструктов. По мнению Дж. Келли, «тревога есть осознание того, что события, с которыми сталкивается человек, лежат вне диапазона применимости его конструктной системы». Тревога возникает только тогда, когда осознается отсутствие адекватных конструктов, с помощью которых можно интерпретировать события жизни.

Таким образом, возникновение кризисной психологии явилось закономерным этапом в развитии психологического знания. В своем становлении кризисная психология опиралась и продолжает использовать теоретические, практические наработки основных психологических школ.

Непосредственная история кризисной психологии начинается в начале 80-ых годов XX века. Основной причиной выделяется усиливающееся отставание социального прогресса от прогресса научно-технического, ведущего к кризисному положению человека в обществе.

В нашей стране имелись по крайней мере три веские внешние причины, заставившие обратить внимание на необходимость оформления кризисной психологии как науки.

Во-первых, противоречивость перестроечного периода, когда «ветер перемен» превратился в ураган. Выживание в новых условиях, заставившее многих принимать решения. Далеко не все оказались способны авторами своей жизни. Многие из имеющихся сейчас хронических состояний имеют начало в этом периоде.

Во-вторых, актуальность проблемы адаптации ветеранов афганской войны к послевоенным условиям общества, в котором им предстояло жить.

В-третьих, последствия Чернобыльской катастрофы.

Перечисленные причины и поставили задачу выделения кризисной психологии в самостоятельную отрасль, чтобы найти достойные ответы на запросы времени.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: